Файл: «Рынок образовательных услуг в России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 2494

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на значительное «перепроизводство», на рынке образовательных услуг продолжают лидировать экономические вузы. Около 40% абитуриентов стремятся получить экономическое образование, что объясняется их интересом к бизнесу и предпринимательству. Близкие специальности (аудиторы, аналитики) также достаточно востребованы.

На второй ступени находятся технические специальности, прежде всего, в IT сфере. Их востребованность и большие возможности для развития и роста доказательств не требуют. Также спросом пользуются PR специалисты, маркетологи, менеджеры по продажам и бренд-менеджеры. А стремительно растущим торговым сетям требуются квалифицированные мерчендайзеры и торговые представители.

2.2. Проблемы российской образовательной системы

Развитие российской образовательной системы происходит в сложной ситуации. На образовательные учреждения воздействие оказывают различные неблагоприятные факторы (Рис.1).

Основными из них являются: социальная и экономическая нестабильная ситуация в обществе; криз в экономике и дефицит финансовых средств; требующая существенных доработок правовая база в сфере образования.

Недостаточное финансирование - одна из основных причин возникновения кризисных ситуаций в области образования. Не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти. Это создает сложности в исполнении определенных положений.

Рис.1 Современные проблемы образования и пути их решения

Особая проблема заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования. Достижение современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, направленность на развитие личности, формирование морально-нравственных ценностей, социальных норм и прочих констант культуры являются наиболее важными проблемами[6].

Наблюдается нарушение единства образовательного пространства в части изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин наблюдаются еще достаточно часто.


Сегодня отсутствует преемственность между этапами образования. Многопредметность в начальной школе осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается количество выпускников средней школы, которые могут пройти ЕГЭ без дополнительной подготовки и репетиторов.

Говоря о недостаточности финансирования, нельзя не сказать о том, что многие образовательные учреждения не способны экономить, мобилизировать внутренние резервы, максимально использовать имеющейся потенциал. Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, часто низкого качества, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня.

Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне. Особое внимание следует уделять содержанию учебников истории, обществознания и литературы. Эти дисциплины призваны отвечать за нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. В целом по стране остается проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Наблюдается устойчивое старение педагогов образовательных учреждений всех типов и видов. Ухудшается ситуация с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в селе, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят, нуждающихся в психолого-педагогической коррекционной работе.

Существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не достаточно для обеспечения потребности в их содержании и обучении. Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Это было ценностным достоянием советского образования. Важно определение нравственных ориентиров нового поколения, формирующих прочную духовную опору и подлинные жизненные ценности.

Нарушено взаимодействие высших учебных заведений с промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Это привело к снижению качества процесса обучения, прежде всего свертыванию практической подготовки специалистов.

Параметры которыми должна и может обладать образовательная система России:

междисциплинарность обучения способно обеспечить расширение сферы применения знаний; мощные фундаментальные знания;


обучение человека действовать в ситуации неопределённости, развитие нелинейного мышления учащегося;

воспитывать и поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, непрерывное самообразование;

творческий характер обучения, направленный, в частности, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;

обучение добывать и фильтровать информацию;

воспитывать людей способных брать на себя ответственность.

Введение ФГОС – это большой шаг вперед (рис.2). Следует обратить внимание на то, как эти стандарты будут реализовываться на практике.

Рис. 2 Схема стандарта общего образования

В процессе введения ФГОС особенно остро стоят вопросы методического сопровождения практической части образования.

В период перехода на новые стандарты образования необходима методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1.Возможные пути решения проблем российского современного образования

В 2018 г. одной из наиболее важных задач в области образования признана разработка документа, который бы охватывал и объединял единой идеей все уровни образования. Таким нормативным актом станет отраслевая стратегия развития образования. Работа над ее проектом уже ведется.

Основные проектные направления

Продолжится процесс воплощения в жизнь еще пяти основных проектов. Первый – это "Создание современной образовательной среды для школьников". Второй - "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Третий - "Доступное дополнительное образование для детей". Естественно, продолжится работа по проектам "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий".


Дополнительно будет усовершенствована программа "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642). Ее дополнят новыми приоритетными и ведомственными проектами. Сейчас в рамках этой госпрограммы дополнительно реализуются три ведомственных проекта, которые не были предусмотрены в первоначальной редакции.

Цель первого проекта - обеспечение условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Он должен работать на популяризацию спорта как непосредственно на уроках физкультуры, так и во внеурочное время. Второй проект имеет целью развитие олимпиадного движения по общеобразовательным предметам. Третий проект должен способствовать созданию информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов. Такой сервис назвали "Поступай правильно".

ЕГЭ 2018: расписание экзаменов и написания сочинения, минимальные баллы, результаты ЕГЭ

В 2018 г. власти планируют обеспечить 100% детей в возрасте от трех до семи лет доступным и качественным образованием. Сегодня таким результатом могут похвастаться 72 региона страны. Еще 6 субъектов достигли уровня обеспеченности детскими дошкольными учреждениями в 95-99%. В 7 регионах этот показатель ниже 95%.

Наибольшие проблемы наблюдаются в плане доступности детских дошкольных учреждений для детей в возрасте детей от двух месяцев до трех лет. Среди таких ребят только 79,8% обеспечены местами в яслях и детских садах. Для решения проблемы разработан проект по содействию регионам в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей младше трех лет. На его реализацию только в 2018 г. выделяется 24,5 млрд руб. По итогам воплощения в жизнь указанного проекта к 2021 году на каждого ребенка младше трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Для чиновников не менее важно добиться того, чтобы обеспечить реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Обеспеченность местами в детских садах и школах

Сегодня проблема обеспечения современными условиями обучения в школах решается не только путем создания новых мест для обучающихся за счет строительства новых школ или выкупа с последующим перепрофилированием зданий, выполнением капитального ремонта и создания должных санитарно-гигиенических условий для обучения, но и ликвидацией практики обучения в несколько смен.


В ряде регионов школьники учатся не только в 2, но даже в 3 смены. Исправить сложившуюся ситуацию получится лишь к 2025 г., когда будут созданы новые 6,5 млн мест в школах. Конечно, для соблюдения указанных сроков придется ускорить темпы ввода в эксплуатацию дополнительных площадей. Например, в 2017 г. в России уже было создано 56 888 новых мест.

Концепции содержания общего образования

Не менее важной задачей считается систематическое обновление содержания общего образования. Предполагается, что это произойдет в результате модернизации ФГОС и изменения принципов формирования федерального перечня учебников, которые Минобрнауки рекомендует для изучения школьниками. В частности, планируется установить более серьезный контроль за содержанием увеличивающегося количества учебников.

Так президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая говорит о необходимости формирования концепции единого учебника русского языка. По этому принципу ранее создавался единый учебник истории. Об актуальности проблемы свидетельствует тот факт, что сегодня в перечне содержится 80 учебников по русскому языку и литературе.

В 2018 г. также будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Сейчас уже одобрены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшем будущем утвердят концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. В течение года будут разработаны и утверждены предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Оценка компетенции учителей будет продолжена в 2018 году

Под особым контролем останется оценка качества общего образования. В 2017 году была создана и внедрена единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Она предполагает итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования, а также участие России в международных исследованиях.

В 2018 году ВПР будут писать уже большее число учащихся. В прошлом году такие работы писали свыше 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов. В этом году ВПР напишут еще и шестиклассники (Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 "О проведении мониторинга качества образования").