Файл: «Рынок образовательных услуг в России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 2491

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночных отношений образование превратилось в услугу нематериального характера.

Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии.

Актуальностью курсовой работы является тот факт, что за последние годы на рынке образовательных услуг сложилась сложная ситуация. Спрос превышает предложения – филиалы образовательных учреждений стремятся найти как можно больше абитуриентов, для этого вузы ведут свою рекламную политику.

Целью курсовой работы является определение понятия рынка образовательных услуг и системы образования в России; постановка проблем современного образования в России; поиск возможных решений на поставленные проблемы.

Объектом курсовой работы выступает рынок образовательных услуг.

Предметом – экономическая ситуация на рынке образовательных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг;

2) Анализировать рынок образовательных услуг в современной России

3) Изучить систему образования в России

4) Сформировать проблемы ранка образовательных услуг;

5) Определить возможные пути решения поставленных проблем.

Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава включает в себя понятие рынка образовательных услуг. Во второй главе рассматривается анализ рынка образовательных услуг в современной России и существующие проблемы. Заключительная третья глава представляет собой поиск возможных решений поставленных проблем.

В заключении представлены общие выводы по работе. 

Надежные источники, использованные в написании курсовой работы представляют труды таких авторов, как Шемятихина, Л. Ю. Менеджмент и экономика образования, 2016 (учебное пособие); Лобанов, А. П., 2016; Ребрикова Н. В., Колесникова О. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор 2017 и др.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Образование и образовательные услуги

Под влиянием конкурентной среды активно развивается рынок образовательных услуг. Под образовательной услугой понимают процесс передачи определенной информации для усвоения и получения определенного результата.


Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии.

Образовательные услуги обладают теми же характеристиками, которые присуще всем услугам:

  • неосязаемость,
  • неотделимость от источника,
  • непостоянство качества,
  • несохраняемость.

Образовательные услуги обладают низкой степенью осязаемости. Абитуриент, будущий студент, поступая в вуз, не может заранее предположить, какой он получит результат от обучения. О качестве услуг можно судить только по отзывам бывших обучающихся или рекламе.

Качество образовательной услуги меняется по мере изменения квалификации персонала образовательного учреждения, обновления материально-технической базы.

Такая черта как несохраняемость услуги проявляется в том, что человеку свойственно забывать полученную ранее информацию, помимо того, она со временем устаревает, и тогда приходится обновлять свои знания.

Классификация образовательных услуг:

  • дошкольное, среднее, высшее и послевузовское образование;
  • система технической подготовки кадров (профессиональные переподготовки и курсы повышения квалификации);
  • обучение населения на различных курсах (вождение автомобиля, иностранные языке, пользование компьютером и др.);
  • прочие услуги (репетиторство).

Для привлечения обучающихся (учеников, студентов, слушателей и т.д.) необходимо особое внимание уделять маркетинговой и рекламной деятельности при продвижении образовательных услуг.

Образовательные учреждения для продвижения своих услуг должны следовать следующим принципам:

  • использование современных методов продвижения и интернет-маркетинга;
  • адаптация сайтов учебных заведений под мобильные устройства (по возможности и острой необходимости);
  • доступность информации о программах и стоимости обучения на сайте учреждения;
  • клиентоориентированный подход в работе образовательной организации.

Методы продвижения образовательных услуг

В настоящее время помимо традиционных методов продвижения (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи) образовательные учреждения применяют и нестандартные способы привлечения потребителей.

Если выбор школы или детского сада основывается в основном на рекомендациях, отзывов знакомых и друзей или месторасположения (недалеко от дома или работы), то продвижению высших учебных заведений и различных курсов уделяется много внимания.


Наиболее популярными методами продвижения образовательных услуг являются:

  • реклама в прессе;
  • телереклама;
  • радио реклама;
  • наружная реклама;
  • печатная и сувенирная продукция;
  • выставки, ярмарки;
  • дни открытых дверей;
  • научные конференции и семинары;
  • интернет-сайт образовательного учреждения;
  • сообщество в социальных сетях и др.

Большое значение имеет также месторасположение образовательной организации, состояние здания, степень оснащения классов и лабораторий. Отдельное внимание уделяется связям с общественностью в системе продвижения образовательных услуг.

Образовательное учреждение нуждается в формировании положительного имиджа и репутации. В этом случае активно работает неформальный канал коммуникаций – соседи, родственники, друзья, сотрудники вузов и других заведений, бывшие ученики, которые добились определенных высот в карьере[1].

Часто на сайте вуза или на стенде в коридоре можно встретить раздел с указанием лучших выпускников и их достижений.

Центральную позицию в формировании положения образовательного учреждения занимает его имидж. Положительное мнение и отношение может складываться с помощью buzz-маркетинга (маркетинг слухов).

В качестве источников информации выступают обычные люди (бывшие студенты и ученики), знаменитости, политики, лидеры мнений, эксперты в определенных областях знаний. Исследования рынка образовательных услуг показывают, что решающим фактором, который влияет на спрос, является информированность. Это Сведения о сильных сторонах обучения в образовательном учреждении, его преимуществах и возможностях в карьере.

Особенности продвижения образовательных услуг в интернет-среде

Существует большое количество возможностей для эффективного продвижения образовательных услуг. Актуальным и современным методом считается продвижение через Интернет. Применение технологий интернет-маркетинга позволяет образовательным учреждениям позиционировать себя среди конкурентов и привлекать большое число обучающихся. Целевая аудитория – это в основном молодые люди в возрасте 18-35 лет, которые являются активными пользователями интернета.

Основные способы продвижения образовательных услуг в интернет-среде:

  • сайт ли портал;
  • социальные сети;
  • email маркетинг.

В настоящее время при выборе того или иного учебного заведения абитуриенты обращаются в поисковые системы и ищут подходящую информацию. Любой вуз имеет свой интернет-сайт, где представлена вся информация о структуре учреждения, образовательных программах, условиях поступления, а также интересная жизнь образовательной организации.


Более подробную информацию можно узнать на дне открытых дверей или в приемной комиссии.

Большое значение уделяется развитию профилей учебных заведений в социальных медиа. Это эффективный метод продвижения высших учебных заведений, различных курсов и т. д. Такая форма коммуникации активно используется среди молодежи. На страничках образовательной организации можно получить оперативную и актуальную информацию о обучении, возможностях, отзывах других обучающихся. Задать интересующие вопросы и получить быстрые ответы. Обычно в соцсетях информация обновляется намного чаще, чем на сайте. Электронная рассылка писем носит таргетированный характер, но может быть и обычной рассылкой писем об открытии новых курсов и программ обучения.

Практика показывает, что активная работа сайта и социальных сетей позволяет успешно решать многие задачи по продвижению образовательных услуг, поддержке имиджа учреждения, коммуникаций, повышению комфортности образовательного процесса, а также развитию взаимоотношений между рынком образования и рынком труда.

1.2. Менеджмент образовательного учреждения

Национальные хозяйства различных стран строятся на принципах рыночных отношений. Они формируются за счет свободы действий экономических субъектов, их стремления к максимизации прибыли и их открытости к взаимодействию. Независимость действий субъектов, их обособленность порождают конкурентную борьбу, которая требует от экономических агентов постоянного поиска методов развития и улучшения своего текущего положения. Одним из принципов построения успешного бизнеса является грамотная организация внутренних процессов.

Менеджмент представляет собой научную область знаний, которая занимается вопросами управления объектами экономической деятельности в условиях рыночных отношений с целью получения желаемых хозяйственных результатов. Основная его цель заключается в максимизации эффективности использования ресурсов компании[2].

Выделяют два основных направления в менеджменте компании:

общее, осуществляющее работу целых системных объектов или отдельных крупных подсистем;

функциональное или прикладное, направленное на управление конкретной сферой деятельности предприятия.


Можно сказать, что в задачи менеджмента входит планирование, реализация плана и осуществление контроля над его исполнением. Однако, современный менеджмент строится на более глубоких принципах работы. Например, регулирующая функция управления реализуется через систему контроля и установления обратной связи, позволяющей вносить соответствующие коррективы. Непосредственное управление процессами осуществляется на основе прогнозирования и составления плана, формировании моделей будущих бизнес-процессов, а также в разработке тактических целей и задач. В сфере административного менеджмента широко применяются стандартизация, нормирование и внедрение регламента работ.

Сущность менеджмента заключается в общей оптимизации работы определенной хозяйственной системы с целью повышения эффективности использования, имеющихся у нее ресурсов, для достижения конкретных экономически результатов. На практике управление осуществляется через системный анализ, поставку целей на длительный и текущий период, формирование конкретных конечных решений, корректировку на основе обратной связи.

Особенности предприятий сферы образования Основной единицей хозяйственной деятельности в экономике является предприятие. Они имеют различные формы организации, типы и виды, но все они производят экономическое благо и реализуют его для получения дохода, либо удовлетворения нужд общества.

Под учреждением в законодательстве РФ понимается организация, созданная собственником для осуществления социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих функций. Обычно учреждения частично или полностью финансируются сторонними организациями, либо из государственного бюджета. Поэтому целью учреждения не является финансовая прибыль. Коммерческая деятельность осуществляется им только в случае реализации своих уставных целей.

Основными чертами образовательного учреждения можно назвать:

  • Наличие статуса юридического лица с соответствующими правами и обязанностями.
  • Некоммерческий тип деятельности.
  • Имущество находится в оперативном управлении.
  • Наличие право на осуществление коммерческой образовательной деятельности.
  • Возможность распоряжаться доходами от коммерческой деятельности в собственных интересах.

Существует множество видов образовательных учреждений. Например, для детей младшего возраста в России существуют дошкольные организации, далее следуют школы, университеты, колледжи, техникумы, а также различные специализированные образовательные учреждения на базе общегосударственных. В отдельную группу можно выделить учреждения дополнительного образования. Сюда относят центры творческого развития, внешкольной работы, туризма, дворцы и дома детского творчества, музыкальные школы, спортивные школы, детские лагеря, детские парки и так далее. В высшем образовании речь идет об учреждениях, занимающихся переподготовкой кадров, повышения квалификации, помимо того, существуют различные школы, курсы и учебные центры занятости.