Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 2491
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.2. Менеджмент образовательного учреждения
1.3.Система образования Российской Федерации и ее структура
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
2.1. Анализ рынка образовательных услуг современной России
2.2. Проблемы российской образовательной системы
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.Возможные пути решения проблем российского современного образования
Основные проектные направления
Обеспеченность местами в детских садах и школах
Концепции содержания общего образования
Среднее профессиональное образование
ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночных отношений образование превратилось в услугу нематериального характера.
Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии.
Актуальностью курсовой работы является тот факт, что за последние годы на рынке образовательных услуг сложилась сложная ситуация. Спрос превышает предложения – филиалы образовательных учреждений стремятся найти как можно больше абитуриентов, для этого вузы ведут свою рекламную политику.
Целью курсовой работы является определение понятия рынка образовательных услуг и системы образования в России; постановка проблем современного образования в России; поиск возможных решений на поставленные проблемы.
Объектом курсовой работы выступает рынок образовательных услуг.
Предметом – экономическая ситуация на рынке образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг;
2) Анализировать рынок образовательных услуг в современной России
3) Изучить систему образования в России
4) Сформировать проблемы ранка образовательных услуг;
5) Определить возможные пути решения поставленных проблем.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава включает в себя понятие рынка образовательных услуг. Во второй главе рассматривается анализ рынка образовательных услуг в современной России и существующие проблемы. Заключительная третья глава представляет собой поиск возможных решений поставленных проблем.
В заключении представлены общие выводы по работе.
Надежные источники, использованные в написании курсовой работы представляют труды таких авторов, как Шемятихина, Л. Ю. Менеджмент и экономика образования, 2016 (учебное пособие); Лобанов, А. П., 2016; Ребрикова Н. В., Колесникова О. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор 2017 и др.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Образование и образовательные услуги
Под влиянием конкурентной среды активно развивается рынок образовательных услуг. Под образовательной услугой понимают процесс передачи определенной информации для усвоения и получения определенного результата.
Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии.
Образовательные услуги обладают теми же характеристиками, которые присуще всем услугам:
- неосязаемость,
- неотделимость от источника,
- непостоянство качества,
- несохраняемость.
Образовательные услуги обладают низкой степенью осязаемости. Абитуриент, будущий студент, поступая в вуз, не может заранее предположить, какой он получит результат от обучения. О качестве услуг можно судить только по отзывам бывших обучающихся или рекламе.
Качество образовательной услуги меняется по мере изменения квалификации персонала образовательного учреждения, обновления материально-технической базы.
Такая черта как несохраняемость услуги проявляется в том, что человеку свойственно забывать полученную ранее информацию, помимо того, она со временем устаревает, и тогда приходится обновлять свои знания.
Классификация образовательных услуг:
- дошкольное, среднее, высшее и послевузовское образование;
- система технической подготовки кадров (профессиональные переподготовки и курсы повышения квалификации);
- обучение населения на различных курсах (вождение автомобиля, иностранные языке, пользование компьютером и др.);
- прочие услуги (репетиторство).
Для привлечения обучающихся (учеников, студентов, слушателей и т.д.) необходимо особое внимание уделять маркетинговой и рекламной деятельности при продвижении образовательных услуг.
Образовательные учреждения для продвижения своих услуг должны следовать следующим принципам:
- использование современных методов продвижения и интернет-маркетинга;
- адаптация сайтов учебных заведений под мобильные устройства (по возможности и острой необходимости);
- доступность информации о программах и стоимости обучения на сайте учреждения;
- клиентоориентированный подход в работе образовательной организации.
Методы продвижения образовательных услуг
В настоящее время помимо традиционных методов продвижения (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи) образовательные учреждения применяют и нестандартные способы привлечения потребителей.
Если выбор школы или детского сада основывается в основном на рекомендациях, отзывов знакомых и друзей или месторасположения (недалеко от дома или работы), то продвижению высших учебных заведений и различных курсов уделяется много внимания.
Наиболее популярными методами продвижения образовательных услуг являются:
- реклама в прессе;
- телереклама;
- радио реклама;
- наружная реклама;
- печатная и сувенирная продукция;
- выставки, ярмарки;
- дни открытых дверей;
- научные конференции и семинары;
- интернет-сайт образовательного учреждения;
- сообщество в социальных сетях и др.
Большое значение имеет также месторасположение образовательной организации, состояние здания, степень оснащения классов и лабораторий. Отдельное внимание уделяется связям с общественностью в системе продвижения образовательных услуг.
Образовательное учреждение нуждается в формировании положительного имиджа и репутации. В этом случае активно работает неформальный канал коммуникаций – соседи, родственники, друзья, сотрудники вузов и других заведений, бывшие ученики, которые добились определенных высот в карьере[1].
Часто на сайте вуза или на стенде в коридоре можно встретить раздел с указанием лучших выпускников и их достижений.
Центральную позицию в формировании положения образовательного учреждения занимает его имидж. Положительное мнение и отношение может складываться с помощью buzz-маркетинга (маркетинг слухов).
В качестве источников информации выступают обычные люди (бывшие студенты и ученики), знаменитости, политики, лидеры мнений, эксперты в определенных областях знаний. Исследования рынка образовательных услуг показывают, что решающим фактором, который влияет на спрос, является информированность. Это Сведения о сильных сторонах обучения в образовательном учреждении, его преимуществах и возможностях в карьере.
Особенности продвижения образовательных услуг в интернет-среде
Существует большое количество возможностей для эффективного продвижения образовательных услуг. Актуальным и современным методом считается продвижение через Интернет. Применение технологий интернет-маркетинга позволяет образовательным учреждениям позиционировать себя среди конкурентов и привлекать большое число обучающихся. Целевая аудитория – это в основном молодые люди в возрасте 18-35 лет, которые являются активными пользователями интернета.
Основные способы продвижения образовательных услуг в интернет-среде:
- сайт ли портал;
- социальные сети;
- email маркетинг.
В настоящее время при выборе того или иного учебного заведения абитуриенты обращаются в поисковые системы и ищут подходящую информацию. Любой вуз имеет свой интернет-сайт, где представлена вся информация о структуре учреждения, образовательных программах, условиях поступления, а также интересная жизнь образовательной организации.
Более подробную информацию можно узнать на дне открытых дверей или в приемной комиссии.
Большое значение уделяется развитию профилей учебных заведений в социальных медиа. Это эффективный метод продвижения высших учебных заведений, различных курсов и т. д. Такая форма коммуникации активно используется среди молодежи. На страничках образовательной организации можно получить оперативную и актуальную информацию о обучении, возможностях, отзывах других обучающихся. Задать интересующие вопросы и получить быстрые ответы. Обычно в соцсетях информация обновляется намного чаще, чем на сайте. Электронная рассылка писем носит таргетированный характер, но может быть и обычной рассылкой писем об открытии новых курсов и программ обучения.
Практика показывает, что активная работа сайта и социальных сетей позволяет успешно решать многие задачи по продвижению образовательных услуг, поддержке имиджа учреждения, коммуникаций, повышению комфортности образовательного процесса, а также развитию взаимоотношений между рынком образования и рынком труда.
1.2. Менеджмент образовательного учреждения
Национальные хозяйства различных стран строятся на принципах рыночных отношений. Они формируются за счет свободы действий экономических субъектов, их стремления к максимизации прибыли и их открытости к взаимодействию. Независимость действий субъектов, их обособленность порождают конкурентную борьбу, которая требует от экономических агентов постоянного поиска методов развития и улучшения своего текущего положения. Одним из принципов построения успешного бизнеса является грамотная организация внутренних процессов.
Менеджмент представляет собой научную область знаний, которая занимается вопросами управления объектами экономической деятельности в условиях рыночных отношений с целью получения желаемых хозяйственных результатов. Основная его цель заключается в максимизации эффективности использования ресурсов компании[2].
Выделяют два основных направления в менеджменте компании:
общее, осуществляющее работу целых системных объектов или отдельных крупных подсистем;
функциональное или прикладное, направленное на управление конкретной сферой деятельности предприятия.
Можно сказать, что в задачи менеджмента входит планирование, реализация плана и осуществление контроля над его исполнением. Однако, современный менеджмент строится на более глубоких принципах работы. Например, регулирующая функция управления реализуется через систему контроля и установления обратной связи, позволяющей вносить соответствующие коррективы. Непосредственное управление процессами осуществляется на основе прогнозирования и составления плана, формировании моделей будущих бизнес-процессов, а также в разработке тактических целей и задач. В сфере административного менеджмента широко применяются стандартизация, нормирование и внедрение регламента работ.
Сущность менеджмента заключается в общей оптимизации работы определенной хозяйственной системы с целью повышения эффективности использования, имеющихся у нее ресурсов, для достижения конкретных экономически результатов. На практике управление осуществляется через системный анализ, поставку целей на длительный и текущий период, формирование конкретных конечных решений, корректировку на основе обратной связи.
Особенности предприятий сферы образования Основной единицей хозяйственной деятельности в экономике является предприятие. Они имеют различные формы организации, типы и виды, но все они производят экономическое благо и реализуют его для получения дохода, либо удовлетворения нужд общества.
Под учреждением в законодательстве РФ понимается организация, созданная собственником для осуществления социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих функций. Обычно учреждения частично или полностью финансируются сторонними организациями, либо из государственного бюджета. Поэтому целью учреждения не является финансовая прибыль. Коммерческая деятельность осуществляется им только в случае реализации своих уставных целей.
Основными чертами образовательного учреждения можно назвать:
- Наличие статуса юридического лица с соответствующими правами и обязанностями.
- Некоммерческий тип деятельности.
- Имущество находится в оперативном управлении.
- Наличие право на осуществление коммерческой образовательной деятельности.
- Возможность распоряжаться доходами от коммерческой деятельности в собственных интересах.
Существует множество видов образовательных учреждений. Например, для детей младшего возраста в России существуют дошкольные организации, далее следуют школы, университеты, колледжи, техникумы, а также различные специализированные образовательные учреждения на базе общегосударственных. В отдельную группу можно выделить учреждения дополнительного образования. Сюда относят центры творческого развития, внешкольной работы, туризма, дворцы и дома детского творчества, музыкальные школы, спортивные школы, детские лагеря, детские парки и так далее. В высшем образовании речь идет об учреждениях, занимающихся переподготовкой кадров, повышения квалификации, помимо того, существуют различные школы, курсы и учебные центры занятости.