Файл: Учет безналичных денежных средств (Понятие и значение безналичных расчетов).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и принципы безналичных расчетов
1.1. Понятие и значение безналичных расчетов
1.2. Принципы организации безналичных расчетов
2.1.Расчеты платежными поручениями
2.2. Аккредитивная форма расчетов
3. Пути совершенствования безналичных расчетов
Под расчетами по инкассо определяется банковские операции, при которых кредитная организация (банк) обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действие по получению от плательщика суммы платежа. Расчеты по инкассо оформляются платежным требованием (см. Приложение №5 ) и инкассовым поручением.
Платежное требование содержит в себе требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы денег путем снятия с расчетного счета плательщика, составляется на бланке установленной формы и содержит кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, такие реквизиты, как:
- условия оплаты;
- срок для акцепта;
- дата вручения плательщику предусмотренных договором документов;
- наименование товара (работ, услуг) и дата поставки;
- номер и дата договора;
- номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);
- способ поставки и другие реквизиты — в поле «Назначение платежа».
Отмеченные условия экспонируются на инкассо поставщиком уже после от-грузки продукта и выписки товарных бумаг. Банк поставщика должен отправить бумаги в банк плательщика, изъять с него средства и перевести в рассчетный счет поставщика. Банк плательщика, приобретя бумаги, сообщает плательщика и берет на себя их к плате только лишь уже после извлечения с него заблаговременного акцепта. Вероятен и отклонение с акцепта.
Если в счете плательщика отсутствуют валютные ресурсы либо их недо-статочно, платежные условия вмещаются в картотеку №2. Присутствие данном выполняющий центробанк уведомляет о данном центробанк-эмитент, сориентировав ему сообщение никак не позднее трудового дня, последующего из-за в дневное время постановки вычисленных бумаг в картотеку. Центробанк-эмитент в собственную очередность согласно получении уведомления с выполняющего банк приводит сообщение о постановке в картотеку вплоть до покупателя.
Оплата вычисленных бумаг выполняется согласно грани доход денеж-ных денег в результат плательщика в последовательности, определенной законодательством. Разрешается неполная плата платежных условий, инкассовых заданий, что выполняется платежным ордером в режиме, подобном системе неполной оплаты платежного задания, из-за отчислением оценки о неполной плате.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Главными типами инкассовых действий считаются элементарное (чистое) ин-кассо и документарное (торговое). В первоначальном случае банковское учреждение обязуется приобрести средства с 3 личности в основе платежного условия, никак не сопровождающегося торговыми бумагами, а в 2-ой – банк обязан представить приобретенные с собственного покупателя торговые бумаги. К количеству торговых бумаг принадлежат счета, автотранспортные и страховые бумаги, бумаги о льготе имущества и всевозможные другие бумаги, никак не представляющие экономическими.
Вообще, вычисления в форме инкассо всераспространены в интернациональных платежах довольно обширно. Платежи согласно договорам исполняются в условиях торгового кредита, и иностранные банки получают в инкассо всевозможные бумаги, в этом количестве, помимо перечисленных выше векселей и чеков, акции, ссудный капитал и иные.
Рис. 4. Схема расчетов платежными требованиями
1 – отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг; 2 – передача платежного требования банку плательщика (2* - передача напрямую); 3 – извещение плательщика о получении платежного требования и получение акцепта; 4 – ответ плательщика с акцептом или без акцепта; 5 – снятие денежных средств с р/с плательщика и перечисление их на расчетный счет поставщика; 6 – извещение поставщика о поступлении денежных средств на р/с по платежному требованию.
Подобная форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться доверительными отношениями контрагентов. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).
Преимущества данной формы расчета:
- для поставщика - банки защищают его право на товар до момента оплаты документов или акцепта. Право на товар плательщику дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты (акцепта). Документы остаются в распоряжении банка вплоть до момента их оплаты и, в случае неоплаты, возвращаются в банк поставщика с указанием причин неоплаты.;
- для плательщика данная форма расчетов позволяет обеспечить максимальную экономию валютных ресурсов и зачастую оплата товара (если предусмотрено контрактом) может производиться с отсрочкой до 30 дней со дня получения банком документов на инкассо
3. Пути совершенствования безналичных расчетов
3.1. Безналичные платежи в электронной форме
На сегодняшний день возможно отметить ряд направлений улучшения концепции безналичных расчетов.
Осуществление безналичных расчетов с поддержкой расчетных бумаг в бумажных носителях весьма задерживает процесс совершения платежей и поднимает его цену. Безналичные расчеты в многочисленных иностранных государствах исполняются в коренном с поддержкой телекоммуникационных систем взаимосвязи, бумажный оборот сведен вплоть до минимального количества.[10] В Российской Федерации стремления банков нормализовать концепцию безденежных расчетов с поддержкой расчетных бумаг в электронной фигуре наталкиваются в несовершенство функционирующего законодательства.
В целях решения трудностей ответственности банков при расчетах с поддержкой расчетных бумаг в электронной фигуре необходимо проанализировать характерные черты концепции электронных платежей. В Российский Федерации электронные расчеты стали вводиться одновременно в 2-ух звеньях системы безденежных платежей: в отношениях торговых банков с собственными покупателями (степень «банк - потребитель») и в межбанковских расчетах (степень «банк - банк»). Межбанковские электронные расчеты имеют все шансы реализоваться равно как на базе корреспондентских счетов, в частности и посредством разные специальные экономические учреждения (клиринговые учреждения, валютные биржи).
Например, в Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) исполняется торговая деятельность иностранной денежной еденицей и раздельными разновидностями ценных бумаг; Межбанковский финансовый дом (МФД) организует рынок кредитных ресурсов, ценных бумаг и валюты.[11]
На практике все больше начали возникать договоры о расчетно-кассовом сервисе с применением бумаг в электронной форме, заключаемые среди коммерческими банками и их покупателями. Характерные черты электронных платежей, изготавливаемых в основе подобных соглашений (уровень «банк - потребитель»), и межбанковских расчетов в электронной форме (степень «банк - банк») приблизительно схожи.
Соглашение на расчетно-кассовое обслуживание с применением бумаг в электронной форме предполагает собою вид договора банковского счета. Данная вариация учитывает осуществление безналичных расчетов с применением разных документов (в этом количестве и расчетных) не только лишь в бумажной, однако и в электронной форме. Установленный договор кроме прав и обязательств, классических ради договора банковского счета, включает несколько добавочных обстоятельств, отображающих специфику электронных платежей. Объектом подобного соглашения считается деятельность банка согласно предложению своему покупателю услуг по исполнению безналичных платежей с применением в ряде случаев расчетно-кассовых бумаг в электронной фигуре.
В настоящий период банки все без исключения да боятся полностью переключаться только лишь в электронный оборот. По этой причине в этом соглашении намеренно оговариваются те виды бумаг, которые станут распространяться в электронной фигуре. Подобными бумагами, как правило, считаются платежные поручения и выписки с счета покупателя. Все без исключения другие расчетно-кассовые бумаги оформляются в бумажных носителях, переходят и обрабатываются классическим методом. Контракт, как правило, учитывает вероятность расширения области расчетных бумаг, изготавливаемых в электронной фигуре.[12]
Клиент также должен выполнять ряд требований организационно-технического характера. В частности, клиент обязан: располагать в достаточном количестве компьютерами, модемами и другими техническими устройствами с определенными техническими характеристиками. После установки программного обеспечения необходимо создать ключи электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП) директора и главного бухгалтера, (при необходимости и их заместителей), передать банку и зарегистрировать у него открытые ключи подписей этих должностных лиц; зарегистрировать открытые ключи подписей операционистов банка, а также выполнить ряд других обязанностей.
В настоящее время уже можно достаточно уверенно признать за документами в электронной форме, подписанными с помощью ЭЦП, доказательственную силу.[14]
Надо отметить, что вопрос о развитии электронных платежей набирает свою актуальность. На прошедшем 8 декабря 2009 года в Государственной Думе круглом столе «Электронные платежи в России: проблемы развития и государственного регулирования» было отмечено, что на сегодняшний день использование цифровой наличности имеет относительно низкую распространённость, несмотря на очевидные плюсы.
По оценкам экспертов (весьма приблизительным), на электронные платежи в 2009 году пришлось около 900 млрд., из них: рынок электронных денег составил 30 млрд. рублей, мобильных платежей 7 млрд. руб., платежи через терминалы оплаты 660 млрд. рублей, на платежи по кредитным картам пришлось примерно 200 млрд. рублей.[15]
Развитие электронных платежей является необходимым фактором перехода к инновационной экономике. Сегодня для развертывания электронных денег в национальном масштабе необходимо создать законодательную базу, а также нужна поддержка электронной коммерции в целом на уровне Государства.
Предлагаются следующие меры:
- разработать пакет законопроектов об электронных платежах, задачей которого станет закрепление законодательной базы для различных типов электронных платежей: мобильных платежей, электронных денег и платежей через терминалы.
- совместно с экспертами разработать рекомендации участникам рынка; утвердить правила работы между участниками рынка, имеющие комплексный характер: покупателями, продавцами, процессинговыми компаниями, банками.
- доработать федеральное законодательство в том числе «О банках и банковской деятельности», «Закон о противодействии отмыванию доходов и финансировании терроризма» для исключения возможных противоречий нормативной базы.
С учетом поступивших предложений и замечаний участники «круглого стола» рекомендуют:
- создать профильную комиссию по финансовому регулированию электронных платежей;
- поручить созданной комиссии по финансовому регулированию электронных платежей обеспечить взаимодействие по вопросам электронной коммерции с профильными комитетами Госдумы, органами исполнительной власти в лице соответствующих министерств и ведомств, а также с профильными ассоциациями;
- сформировать пакет законопроектов, обеспечивающий достаточную базу для функционирования электронных денег в правовом поле;
- участникам рынка наладить постоянное взаимодействие с созданной профильной комиссией по финансовому регулированию электронных платежей, принимать активное участие в проведении необходимого анализа и тенденций развития рынка.
Заключение
Российская Федерация, как и любое другое государство, в условиях рыночной экономики не может существовать без безналичных расчетов. Они играют значительную роль в экономике всей страны. В ходе работы, было выяснено, что безналичные расчеты регулируются законодательством, а на данный момент необходимо увеличить контроль над этим видом расчетов, а так же найти механизмы воздействия на безналичный оборот.