Файл: Учет безналичных денежных средств (Понятие и значение безналичных расчетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под расчетами по инкассо определяется банковские операции, при которых кредитная организация (банк) обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действие по получению от плательщика суммы платежа. Расчеты по инкассо оформляются платежным требованием (см. Приложение №5 ) и инкассовым поручением.

Платежное требование содержит в себе требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы денег путем снятия с расчетного счета плательщика, составляется на бланке установленной формы и содержит кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, такие реквизиты, как:

- условия оплаты;

- срок для акцепта;

- дата вручения плательщику предусмотренных договором документов;

- наименование товара (работ, услуг) и дата поставки;

- номер и дата договора;

- номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);

- способ поставки и другие реквизиты — в поле «Назначение платежа».

Отмеченные условия экспонируются на инкассо поставщиком уже после от-грузки продукта и выписки товарных бумаг. Банк поставщика должен отправить бумаги в банк плательщика, изъять с него средства и перевести в рассчетный счет поставщика. Банк плательщика, приобретя бумаги, сообщает плательщика и берет на себя их к плате только лишь уже после извлечения с него заблаговременного акцепта. Вероятен и отклонение с акцепта.

Если в счете плательщика отсутствуют валютные ресурсы либо их недо-статочно, платежные условия вмещаются в картотеку №2. Присутствие данном выполняющий центробанк уведомляет о данном центробанк-эмитент, сориентировав ему сообщение никак не позднее трудового дня, последующего из-за в дневное время постановки вычисленных бумаг в картотеку. Центробанк-эмитент в собственную очередность согласно получении уведомления с выполняющего банк приводит сообщение о постановке в картотеку вплоть до покупателя.

Оплата вычисленных бумаг выполняется согласно грани доход денеж-ных денег в результат плательщика в последовательности, определенной законодательством. Разрешается неполная плата платежных условий, инкассовых заданий, что выполняется платежным ордером в режиме, подобном системе неполной оплаты платежного задания, из-за отчислением оценки о неполной плате.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:


- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Главными типами инкассовых действий считаются элементарное (чистое) ин-кассо и документарное (торговое). В первоначальном случае банковское учреждение обязуется приобрести средства с 3 личности в основе платежного условия, никак не сопровождающегося торговыми бумагами, а в 2-ой – банк обязан представить приобретенные с собственного покупателя торговые бумаги. К количеству торговых бумаг принадлежат счета, автотранспортные и страховые бумаги, бумаги о льготе имущества и всевозможные другие бумаги, никак не представляющие экономическими.

Вообще, вычисления в форме инкассо всераспространены в интернациональных платежах довольно обширно. Платежи согласно договорам исполняются в условиях торгового кредита, и иностранные банки получают в инкассо всевозможные бумаги, в этом количестве, помимо перечисленных выше векселей и чеков, акции, ссудный капитал и иные.

Рис. 4. Схема расчетов платежными требованиями

1 – отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг; 2 – передача платежного требования банку плательщика (2* - передача напрямую); 3 – извещение плательщика о получении платежного требования и получение акцепта; 4 – ответ плательщика с акцептом или без акцепта; 5 – снятие денежных средств с р/с плательщика и перечисление их на расчетный счет поставщика; 6 – извещение поставщика о поступлении денежных средств на р/с по платежному требованию.

Подобная форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться доверительными отношениями контрагентов. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).

Преимущества данной формы расчета:

- для поставщика - банки защищают его право на товар до момента оплаты документов или акцепта. Право на товар плательщику дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты (акцепта). Документы остаются в распоряжении банка вплоть до момента их оплаты и, в случае неоплаты, возвращаются в банк поставщика с указанием причин неоплаты.;


- для плательщика данная форма расчетов позволяет обеспечить максимальную экономию валютных ресурсов и зачастую оплата товара (если предусмотрено контрактом) может производиться с отсрочкой до 30 дней со дня получения банком документов на инкассо

3. Пути совершенствования безналичных расчетов

3.1. Безналичные платежи в электронной форме

На сегодняшний день возможно отметить ряд направлений улучшения концепции безналичных расчетов.

Осуществление безналичных расчетов с поддержкой расчетных бумаг в бумажных носителях весьма задерживает процесс совершения платежей и поднимает его цену. Безналичные расчеты в многочисленных иностранных государствах исполняются в коренном с поддержкой телекоммуникационных систем взаимосвязи, бумажный оборот сведен вплоть до минимального количества.[10] В Российской Федерации стремления банков нормализовать концепцию безденежных расчетов с поддержкой расчетных бумаг в электронной фигуре наталкиваются в несовершенство функционирующего законодательства.

В целях решения трудностей ответственности банков при расчетах с поддержкой расчетных бумаг в электронной фигуре необходимо проанализировать характерные черты концепции электронных платежей. В Российский Федерации электронные расчеты стали вводиться одновременно в 2-ух звеньях системы безденежных платежей: в отношениях торговых банков с собственными покупателями (степень «банк - потребитель») и в межбанковских расчетах (степень «банк - банк»). Межбанковские электронные расчеты имеют все шансы реализоваться равно как на базе корреспондентских счетов, в частности и посредством разные специальные экономические учреждения (клиринговые учреждения, валютные биржи).

Например, в Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) исполняется торговая деятельность иностранной денежной еденицей и раздельными разновидностями ценных бумаг; Межбанковский финансовый дом (МФД) организует рынок кредитных ресурсов, ценных бумаг и валюты.[11]

На практике все больше начали возникать договоры о расчетно-кассовом сервисе с применением бумаг в электронной форме, заключаемые среди коммерческими банками и их покупателями. Характерные черты электронных платежей, изготавливаемых в основе подобных соглашений (уровень «банк - потребитель»), и межбанковских расчетов в электронной форме (степень «банк - банк») приблизительно схожи.


Соглашение на расчетно-кассовое обслуживание с применением бумаг в электронной форме предполагает собою вид договора банковского счета. Данная вариация учитывает осуществление безналичных расчетов с применением разных документов (в этом количестве и расчетных) не только лишь в бумажной, однако и в электронной форме. Установленный договор кроме прав и обязательств, классических ради договора банковского счета, включает несколько добавочных обстоятельств, отображающих специфику электронных платежей. Объектом подобного соглашения считается деятельность банка согласно предложению своему покупателю услуг по исполнению безналичных платежей с применением в ряде случаев расчетно-кассовых бумаг в электронной фигуре.

В настоящий период банки все без исключения да боятся полностью переключаться только лишь в электронный оборот. По этой причине в этом соглашении намеренно оговариваются те виды бумаг, которые станут распространяться в электронной фигуре. Подобными бумагами, как правило, считаются платежные поручения и выписки с счета покупателя. Все без исключения другие расчетно-кассовые бумаги оформляются в бумажных носителях, переходят и обрабатываются классическим методом. Контракт, как правило, учитывает вероятность расширения области расчетных бумаг, изготавливаемых в электронной фигуре.[12]

Клиент также должен выполнять ряд требований организационно-технического характера. В частности, клиент обязан: располагать в достаточном количестве компьютерами, модемами и другими техническими устройствами с определенными техническими характеристиками. После установки программного обеспечения необходимо создать ключи электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП) директора и главного бухгалтера, (при необходимости и их заместителей), передать банку и зарегистрировать у него открытые ключи подписей этих должностных лиц; зарегистрировать открытые ключи подписей операционистов банка, а также выполнить ряд других обязанностей.

В настоящее время уже можно достаточно уверенно признать за документами в электронной форме, подписанными с помощью ЭЦП, доказательственную силу.[14]

Надо отметить, что вопрос о развитии электронных платежей набирает свою актуальность. На прошедшем 8 декабря 2009 года в Государственной Думе круглом столе «Электронные платежи в России: проблемы развития и государственного регулирования» было отмечено, что на сегодняшний день использование цифровой наличности имеет относительно низкую распространённость, несмотря на очевидные плюсы.


По оценкам экспертов (весьма приблизительным), на электронные платежи в 2009 году пришлось около 900 млрд., из них: рынок электронных денег составил 30 млрд. рублей, мобильных платежей 7 млрд. руб., платежи через терминалы оплаты 660 млрд. рублей, на платежи по кредитным картам пришлось примерно 200 млрд. рублей.[15]

Развитие электронных платежей является необходимым фактором перехода к инновационной экономике. Сегодня для развертывания электронных денег в национальном масштабе необходимо создать законодательную базу, а также нужна поддержка электронной коммерции в целом на уровне Государства.

Предлагаются следующие меры:

- разработать пакет законопроектов об электронных платежах, задачей которого станет закрепление законодательной базы для различных типов электронных платежей: мобильных платежей, электронных денег и платежей через терминалы.

- совместно с экспертами разработать рекомендации участникам рынка; утвердить правила работы между участниками рынка, имеющие комплексный характер: покупателями, продавцами, процессинговыми компаниями, банками.

- доработать федеральное законодательство в том числе «О банках и банковской деятельности», «Закон о противодействии отмыванию доходов и финансировании терроризма» для исключения возможных противоречий нормативной базы.

С учетом поступивших предложений и замечаний участники «круглого стола» рекомендуют:

- создать профильную комиссию по финансовому регулированию электронных платежей;

- поручить созданной комиссии по финансовому регулированию электронных платежей обеспечить взаимодействие по вопросам электронной коммерции с профильными комитетами Госдумы, органами исполнительной власти в лице соответствующих министерств и ведомств, а также с профильными ассоциациями;

- сформировать пакет законопроектов, обеспечивающий достаточную базу для функционирования электронных денег в правовом поле;

- участникам рынка наладить постоянное взаимодействие с созданной профильной комиссией по финансовому регулированию электронных платежей, принимать активное участие в проведении необходимого анализа и тенденций развития рынка.

Заключение

Российская Федерация, как и любое другое государство, в условиях рыночной экономики не может существовать без безналичных расчетов. Они играют значительную роль в экономике всей страны. В ходе работы, было выяснено, что безналичные расчеты регулируются законодательством, а на данный момент необходимо увеличить контроль над этим видом расчетов, а так же найти механизмы воздействия на безналичный оборот.