Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (порядок исчислени НДС в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования предопределена степенью теоретической разработки квинтэссенции косвенных налогов как органической составной части налоговой системы государства в условиях становления институциональной экономики. Доминантой, определяющей внутренние связи данной системы, их объективный характер, качественную и количественную характеристику, является налог как категория финансовых отношений государства. Его генезис и развитие обусловлены необходимостью удовлетворения растущих потребностей государства. Экономика изначально и на всех этапах своего развития функционирует в мире ограниченных ресурсов, поэтому финансовое обеспечение потребностей страны проявляется через бюджетные ограничения. Данный императив обусловливает необходимость использования косвенных форм налога как налога на потребление с целью масштабного и устойчивого формирования бюджетных доходов. Эмпирически он воспринимается как юридически обусловленный способ изъятия части располагаемого дохода подданных государства, использующий цену товара и услуги, входящих в стадию потребления посредством обмена. На поверхности финансовых отношений данный вид налога предстает как законодательно обусловленная надбавка к цене. В результате внутреннее содержание косвенных налогов внешне реализуется в превращенной форме, создающей видимость оплаты цены, а не налога. В реальной действительности это выражается в более высокой степени институциональных конфликтов между налогоплательщиком и государством, что проявляется в различного рода схемах уклонения от выполнения налоговых обязательств, «оптимизации» платежей и других нелегитимных явлениях в налогообложении, а также в росте трансакционных и административных издержек.

В научных работах, посвященных анализу косвенных налогов, их эволюционная трансформация с точки зрения экономического содержания, институциональных изменений не находит системного и комплексного исследования. При этом наблюдается весьма широкий разброс мнений и выводов, которые в своей основе формируются посредством исследования элементной базы косвенных налогов и ее правового обеспечения. Решение проблемы снижения противоречий и налоговых издержек в мире ограниченных финансовых ресурсов эмпирическими методами, изменением законодательной базы и использованием административных мер, как свидетельствует практика, не обеспечивает реализации поставленных целей. В результате механизм функционирования налогов, их законодательная база изменяются, а проблемы конфликтов, генерируемые косвенными налогами, не только не снимаются, но и в определенной мере возрастают. Это требует продолжения исследования принципов формирования и функционирования данного вида налогов, а также определения вектора их развития в условиях социально-экономических и институциональных преобразований в стране.


Налоги – одна из важнейших и сложнейших по своему содержанию категорий финансовой науки. Их генезис и развитие характеризуются как область острых экономических и социальных противоречий между субъектами налоговой системы и государством. Особенно они присущи косвенным их видам в силу скрытого, опосредованного механизма функционирования и поэтому снижения степени контроля гражданского общества за использованием получаемых налоговых доходов для создания и распределения общественного блага. Развитие знания о налогах и косвенных их видов направлено на достижение таких результатов, когда они из средства ограничения свободы выбора потребителя обеспечивают реализацию принципа экономической свободы.

В своих исследованиях автор анализировал работы классиков экономической теории и известных ученых, посвященные налоговедению, как специфической области знания финансовой науки и ее развитию в институциональной экономике. При этом пристальное внимание уделялось изучению результатов научных поисков таких исследователей данной проблемы, как: А.Аткинсон, Ж.-П.Боден, Дж.Бьюкенен, М.Вебер, А.Смит, Дж.Стиглиц, И.Фишер, М.Фридмен, Дж.Хикс, Й.Шумпетер, Л.Эбрилл, К.Эрроу, Л.Эрхард, Л.И.Абалкина, А.Н.Брызгалина, Е.В.Бушмина, А.Г.Грязновой, Д.Г.Черника, Т.Ф.Юткиной и др.

Тем не менее уровень научной разработки проблемы косвенного налогообложения в условиях институциональной трансформации хозяйственной жизни, степень изучения их внутренних экономических связей, механизма формирования и функционирования, поиск направления оптимизации являются далеко не исчерпывающими и не приобрели завершенной стадии. Дискуссионность, недостаточный уровень познания и противоречивость косвенных налогов предопределили выбор темы исследования, его цели и основные задачи.

Цель курсовой работы состоит в исследовании налогового учета НДС, особенностей исчиления и определение путей совершенствования.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- провести теоретико-методологический анализ сущность налога на добавленную стоимость;

- проанализировать порядок налогового учета на добавленную стоимость и его роль в налоговой системе РФ;

- определить направления совершенстования исчисления и уплаты НДС в РФ.

Объектом исследования является налог на добавленную стоимость.

Предметом исследования выступают экономические отношения государства и налогоплательщика косвенных налогов по поводу формирования финансовых ресурсов с целью создания и присвоения общественных благ, удовлетворяющих их потребности в условиях повышения значимости социальной, а также институциональной ориентации хозяйственной жизни.


1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость

1.1. Сущность, значение и роль косвенных налогов в экономике

Философия налога заключена в органическом единстве экономических, социальных и правовых отношений налогоплательщика и налогополучателя, которые эмпирически воспринимаются как юридически обусловленная форма формирования финансовых ресурсов государства. Вместе с тем доминантой экономико-социального содержания налога является часть дохода домашних хозяйств и бизнеса, которая в пределах правового поля поступает в казну государства с целью удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Поэтому юридическая база налога формируется на основе экономического и социального отношения между субъектами налогообложения и государством. Она не может определять квинтэссенцию налога, а регламентирует правовые отношения в процессе выполнения условий общественного договора с целью финансового обеспечения процесса создания и присвоения общественного блага. При этом оно удовлетворяет потребности государства и потребности налогоплательщика в той их части, которые он самостоятельно удовлетворить не может или, исходя из основ сравнительных преимуществ, индивидуальное удовлетворение которых влечет за собой значительный рост экономических, социальных и трансакционных издержек.

В рыночных условиях хозяйствования экономические функции государства предопределены, прежде всего, потребностью в устранении «провалов рынка». В систематизированном виде с позиций преодоления их негативных последствий и финансовых источников они представлены приложении 1 [13, c. 21].

Налоги во всех их проявлениях - финансовый источник для снятия экономических и социально-экологических проблем, которые создаются рыночной системой хозяйствования. Они играют существенную роль не только в устранении «ошибок рынка», но и удовлетворяют весьма широкий круг потребностей государства по созданию и преумножению общественных благ.

Анализ экономического содержания налога на основе познания внутренней и устойчивой причинно-следственной взаимосвязи с потребностью государства позволил автору определиться в довольно распространенной в научной литературе и нашедшей отражение в ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ) проблеме его безвозмездности.


В принципе, с позиций экономического содержания, налог не может представать в качестве безвозмездного изъятия государством части доходов домашних хозяйств и предпринимательских структур, так как при этом утрачивается взаимосвязь с потребностью государства, создаваемым им общественным благом и его присвоением. Даже в условиях неполного выполнения обязательств общественного договора по его производству налогу присущ принцип специфической возмездности, так как сам факт государственной формы устройства общества объективно предполагает необходимость создания благ коллективно-общественного использования, которые присваиваются, в том числе и налогоплательщиками. По мере снижения уровня возмездности возрастает внеэкономическое принуждение к уплате налога, растут издержки по его администрированию. Успех завершающего этапа проводимой в стране налоговой реформы зависит от преодоления концептуальной неопределенности в понимании экономической сущности налога. Она отражается в реализации экономического интереса как государства, так и налогоплательщика в удовлетворении их потребностей посредством создания и распределения благ общественного свойства. Поэтому налог предстает в качестве определенных специфических возмездных отношений во взаимоотношениях государства и налогоплательщика. Там, где данное условие при реализации экономических интересов в достаточной мере не выполняется, возрастает уровень насилия, а налоговая система использует его как основную форму внеэкономического принуждения в процессе и механизме налогообложения. Институционализация экономики открывает новые возможности в объединении экономических интересов государства и налогоплательщика в преодолении конфликтности между ними и достижении условий для реализации общественного договора, используя для этого не только институты государственной власти, но и структуры гражданского общества.

Голик Е.Н. исходя из данной качественной определенности косвенных налогов, конкретизирует ее, анализируя внутренние связи между получаемыми при этом бюджетными доходами и экономическим интересом их налогоплательщика. На этой основе сделан вывод, что вектор развития исследуемых связей зависит от использования налоговых доходов как финансового ресурса для создания и присвоения общественного блага с целью удовлетворения потребностей не только государства, но и налогоплательщика. Выгода последнего (налогоплательщика) зависит от количества и качества присваиваемых благ, которые производятся государством, в том числе и за счет доходов, полученных от адвалорных налогов. В то же время элементная их база должна формироваться в зависимости от уровня производимой добавленной стоимости и доходов потребителя. В противном случае повышается степень противоречий между государством и плательщиком косвенных налогов, растут социальные, трансакционные, а также административные издержки [14, c. 85].


Динамика удельного веса прямых и косвенных налогов в доходах бюджетов ряда европейских государств характеризуется данными рисунков 1, 2 [15, c. 35].

Рисунок 1- Удельный вес прямых налогов в доходах бюджетов

отдельных европейских стран

В странах с развитой рыночной экономикой уровень прямого налогообложения за исследуемый период значительно возрос: если в конце XIX века он находился в пределах 20-30 %, то уже к началу XXI века приблизился к 70 %.

Рисунок 2 - Удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета отдельных европейских стран

Уровень косвенного налогообложения в анализируемых странах более чем за 100-летний период свидетельствует о качественных преобразованиях в их налоговых системах. Он характеризуется кратным сокращением удельного веса налогов на потребление. Незначительны они, и даже ниже европейского, в США, Канаде и Японии.

1.2.  Экономическая сущность и история возникновения НДС

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения, который имеет широкую налоговую базу и взимается на множестве стадий производства.

И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет [33, c. 35].

Несмотря на название, НДС по своей сути не является налогом на добавленную стоимость, это скорее налог на внутреннее потребление. При этом, несмотря на предполагаемое возложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг, а также их продавцы, т.е. экономические субъекты, занимающиеся производствомܖ иܖ распространениемܖ благ.ܖ Приܖ этомܖ каждыйܖ налогоплательщикܖ обязанܖ перечислитьܖ вܖ бюджетܖ толькоܖ частьܖ налога,ܖ собираемогоܖ розничнымܖ продавцомܖ сܖ конечногоܖ потребителя,ܖ равнуюܖ произведениюܖ налоговойܖ ставкиܖ наܖ стоимостьܖ товара,ܖ добавленнуюܖ налогоплательщикомܖ вܖ процессеܖ своейܖ производственно-хозяйственнойܖ деятельности.ܖ Дляܖ достиженияܖ такогоܖ порядкаܖ обязательстваܖ поܖ налогуܖ наܖ добавленнуюܖ стоимостьܖ возникаютܖ приܖ осуществленииܖ каждойܖ налогооблагаемойܖ операции,ܖ подܖ которойܖ обычноܖ понимаютܖ реализациюܖ товаровܖ иܖ услуг.ܖ Приܖ сменеܖ собственникаܖ товараܖ илиܖ приܖ реализацииܖ услугиܖ налогоплательщикܖ начисляетܖ НДС,ܖ аܖ суммыܖ уплаченногоܖ налогаܖ принимаютсяܖ кܖ возмещениюܖ илиܖ относятсяܖ наܖ уменьшениеܖ налоговыхܖ обязательств.ܖ Сܖ юридическойܖ точкиܖ зренияܖ вܖ полнойܖ мереܖ налогܖ наܖ товарܖ илиܖ услугуܖ уплачиваетсяܖ послеܖ того,ܖ какܖ этотܖ товарܖ покидаетܖ кругܖ зарегистрированныхܖ плательщиковܖ НДС,ܖ т.е.ܖ происходитܖ егоܖ конечнаяܖ илиܖ розничнаяܖ реализация.