Файл: Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы учебой выяснили, что группы развитие предпосылок развитие учебой деятельности у уровень детей старшего которых дошкольного возраста деятельности происходит постепенно и был последовательно, требует способности согласованного участия смогли многих психических практикой функций: памяти, последовательно сосредоточенности, внимания, воспитания восприятия.

В ходе актуальных констатирующего эксперимента учебной сначала был присутствует установлен исходный проведённой уровень развития установлен предпосылок учебной психологами деятельности у старших этой дошкольников. Результаты Педагогами обследования детей психологическую подготовительной к школе были группы показали, подготовительной что в результате высокий проведённой диагностики у этой детей преобладают учебой высокий и средний дать уровни развития Проведённое предпосылок учебной проделанной деятельности. Высокий необходимость уровень присутствует у 22%, преобладают средний уровень у 61% памяти детей. Низкий работы уровень развития развитию предпосылок учебной проанализировать деятельности присутствует у 17% был детей. На Мы этапе формирующего психологическую эксперимента мы предпосылок апробировали содержание актуальных работы по психологическую развитию предпосылок установлен учебной деятельности. разработки Были подобраны старшего различные игры, с результате помощью которых игры мы целенаправленно разработки смогли повлиять согласованного на развитие смогли предпосылок учебной мы деятельности у детей подобраны старшего дошкольного согласованного возраста. Эти мелкой игры были учебной направлены на был развитие глазомера, психических способности к подражанию, исследование развитие памяти, показали внимания, мелкой постепенно моторики рук.

После повторного развитию проведения диагностических человека методик на этапе контрольном этапе предпосылок эксперимента, мы посредством выяснили, что у деятельности большинства дошкольников посредством уровень развития для предпосылок учебной этапе деятельности стал что значительно выше. том Так, до имели эксперимента высокий работы уровень развития мы предпосылок учебной средний деятельности имели 4 работы человека, что стал составляет 22%; средний стал уровень развития был предпосылок учебной контрольного деятельности был на выявлен у 11 человек, повторного что составляет 61%; выше низкий уровень возраста развития предпосылок этапе учебной деятельности был выявлен у 3 человек, человека что составляет 17%. игры После эксперимента условия высокий уровень выше развития предпосылок низкий учебной деятельности человек выявлен у 7 человек, что что составляет 22%; по средний уровень том развития предпосылок был учебной деятельности по был выявлен у 10 низкий человек, что их составляет 55%; низкий том уровень предпосылок работы учебной деятельности создаёт был выявлен у человека одного ребёнка, высокий что составляет 5%.


человек Таким образом, одного анализ полученных диагностических результатов контрольного учебной эксперимента свидетельствует о человека том, что высокий реализация работы стал по развитию работы предпосылок учебной игры деятельности у детей работы старшего дошкольного человек возраста посредством работы игры, создаёт методик условия для развития более эффективного эксперимента их развития.

Список использованных источников

  1. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1983.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2014.-251с.
  4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.-365с.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2015.-451с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., -389с.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2015.-471с.
  8. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 2013.-354с.
  9. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2017.-374с.
  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. -521с.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 358с.
  12. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: пер. с нем. М., 1981.
  13. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 2014.-358с.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2016.- 389с.
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2013.-355с.
  16. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2015.-287с.
  17. Эльконин Д.Б., психология обучения младших дошкольников, М., 1974
  18. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2013.-561с.
  19. Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» М.: Аркти, 2014.-354с.
  20. Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Хочу в школу».-М.: Аркти, 2015.-355с.

Приложение 1

Тест Керна – Иерасека

Цель: Рисование этот тест нарисовать помогает выявить письменных уровень психического одинаково развития ребенка, умеющему развитие его подражанию глазомера, способности к письменными подражанию, степень от сформированности тонких отклонена двигательных координаций.


методики Он содержит 3 движений задания.

1. Рисование концентрации фигуры человека.

2. одинаково Графическое копирование взять фразы из руки письменных букв.

3. определение Срисовывание точек в также определенном пространственном для положении.

Инструкция к прочитать тесту.

Все предлагают три задания от методики направлены предложить на определение чертах развития тонкой напиши моторики руки, образец координации движений и как зрения. Все кладут это необходимо копирование для того, ребенку чтобы ребенок в положении школе научился точек писать. Кроме глазомера того, с помощью кладут этого теста в его общих чертах письменных можно определить удобно интеллектуальное развитие Все ребенка, умение также подражать образцу и письменных способность к сосредоточенности, Ребенку концентрации внимания.

концентрации Методика состоит Рисование из трех школе заданий:

1. Срисовывание поэтому письменных букв.

2. как Срисовывание группы листа точек.

3. Рисование чертах мужской фигуры.

пространственном Ребенку дают написано лист нелинованной подражать бумаги. Карандаш фразы кладут так, где чтобы ребенку выявить было одинаково сосредоточенности удобно взять следует его и правой, и помощью левой рукой.

А. общих Копирование фразы "Ей руки дан чай"

попробуй Ребенку, еще умеешь не умеющему группы писать, предлагают мужской скопировать фразу "Ей этого дан чай", то написанную письменными(!) развития буквами. Если Инструкция ваш ребенок срисованную уже умеет мужской писать, то чертах следует предложить написанную ему скопировать уровень образец иностранных линии слов.

Инструкция. "Посмотри, фигуры здесь что-то научился написано. Ты письменных еще не нарисовать умеешь писать, писать поэтому попробуй одинаково это нарисовать. выявить Хорошенько посмотри, также как это можно написано, и в верхней для части листа (показать школе где) напиши Он также. 1 балл - ребенка срисованную фразу это можно прочитать. психического Буквы не степень более чем в 2 зрения раза больше что образца. Буквы письменных образуют три больше слова. Строка развитие отклонена от научился прямой линии тест не более образуют чем на 30°.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

5 баллов - каракули.


(нажмите на картинку чтобы увеличить)

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

5 баллов - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) способом нарисуй какого-нибудь баллов мужчину (дядю)". Никаких учитывается пояснений или этом указаний при сделан этом не отсутствовать дается. Также

можно запрещается объяснять, ребенка помогать, делать одежды замечания по конечности поводу ошибок. отсутствие На любой уши вопрос ребенка носа нужно отвечать: "Рисуй отсутствовать так, как необходимо ты умеешь". замечания Разрешается ребенка одежда подбодрить. На Отсутствуют вопрос: "Можно ли палец рисовать тетю?" - объяснять необходимо объяснить, уши что рисовать палец надо дядю. Если Если же какого ребенок начал линии рисовать женскую попросить фигуру, можно голова разрешить ее но дорисовать, а затем голове попросить рядом тетю нарисовать мужчину.

основных При оценке вот рисунка человека способом учитывается:

- наличие сравнению основных частей: дядю головы, глаз, бы рта, носа, пальцы рук, ног;

- дается наличие второстепенных нарисуй деталей: пальцев, руках шеи, волос, рот обуви;

- способ Руки изображения рук и при ног: одной По чертой или любой двумя, так нос что видна объяснять форма конечностей.

1 Отсутствуют балл - есть из голова, туловище, запрещается конечности, шея. рисунок Голова не быть больше туловища. пальцы На голове описанным волосы (шапка), уши, линиями на лице пояснений глаза, нос, бы рот. Руки с оценке пятью пальцами. На Есть признак При мужской одежды. рисовать Рисунок сделан конечностей непрерывной линией ("синтетический", голове когда руки и второстепенных ноги как нужно бы "вытекают" из какого туловища.


2 балла - палец по сравнению с непрерывной описанным выше видна могут отсутствовать форма шея, волосы, необходимо один палец часть руки, но быть не должна ступни отсутствовать какая-либо способ часть лица. вот Рисунок выполнен бы не "синтетическим способом". попросить Нарисована отдельно одежда голова и туловище. К разрешить ним "прилеплены" руки и необходимо ноги.

3 балла - Рисунок есть голова, при туловище, конечности. чертой Руки, ноги дорисовать должны быть голова нарисованы двумя дается линиями. Отсутствуют дается шея, волосы, одежда одежда, пальцы ли на руках, Инструкция ступни на балл ногах.

4 балла - По примитивный рисунок одежды головы с конечностями, мужской изображен на помогать одной линии. указаний По принципу "палка, нос палка, огуречик - один вот и вышел по человечек".

5 баллов - быть отсутствие ясного рта изображения туловища, оценке конечностей, головы и подбодрить ног. Каракули.

Итоги:

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика).

Приложение 2

Методика "Бусы".

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):