Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К иным нормативным правовым актам, составляющим правовую основу режима защиты государственной тайны, относятся:

- указы Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[30], от 6 марта 1997г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»[31], от 6 октября 2004 г. №1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»[32] и др.;

- постановления Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. №170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР»[33]; от 26 июня 1995 г. №608 «О сертификации средств защиты информации»[34], от 2 августа 1997 г. №973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям»[35], от 22 августа 1998 г. №1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»[36], от 23 июля 2005 г. №443 «Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[37], от 18 сентября 2006 г. №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»[38], от 6 февраля 2010 г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»[39] и др.

Кроме того, правовую основу режима государственной тайны составляют нормы международного права, например: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 19), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 19), Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 10).

Таким образом, Конституция РФ, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности.


2.3 Понятие и критерии государственной тайны

Впервые в отечественном конституционном праве термин «государственная тайна» появляется в Конституции 1993 г. До этого в нормативных актах Российской империи и СССР под «тайными» понимались различные виды сведений, разглашение которых могло нанести вред государству, причем перечни этих сведений часто изменялись в зависимости от исторических реалий и потребностей государства в конкретный период.

В дореволюционной юридической литературе «тайна» обычно определялась как «сохранение в негласности обстоятельства, разглашение которого принесло бы больше вреда, чем пользы», понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, то есть как ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования[40]. Большая советская энциклопедия включает в себя информацию о двух видах тайны – государственной и тайне переписки[41].

В статье 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»[42] понятие «государственная тайна» определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Представленное в Законе определение явно указывает на принадлежность данной тайны государству, то есть государство в своих интересах принимает необходимые меры для защиты тайной информации. Коммерческие и некоммерческие организации, граждане не могут обладать теми же функциями, что имеет государство по защите государственных тайн. Это согласуется с положением ст. 71 Конституции РФ, закрепляющим, что обеспечение безопасности государства, а также защита государственной тайны находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Государство защищает сведения в определенных областях своей деятельности также потому, что распространение этих сведений может нанести ущерб безопасности государства. Термин «безопасность» употреблялся в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности»: в ст. 1 безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[43]. Данный Закон утратил силу в связи с принятием 28 декабря 2010 г. нового Федерального закона «О безопасности»[44], содержащего иной понятийный аппарат, нежели имевшийся в Законе от 1992 г. Новый Закон не дает определения безопасности, обозначая понятия «безопасность», «национальная безопасность» как синонимы. Определение национальной безопасности по действующему законодательству дается в утвержденном Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в следующем виде: «национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства»[45].


При анализе представленного в Законе определения государственной тайны можно сделать вывод, что данная дефиниция не раскрывает понятие защищаемой государством тайны в полной мере. В законодательном определении содержатся только на два критерия: государственная защита сведений и возможность нанесения ущерба безопасности страны при их распространении. В основе же данного определения лежит перечень видов информации, разглашение которых потенциально может нанести вред интересам Российской Федерации, и потому они подлежат государственной защите.

Для доказательства изложенной позиции следует обратиться к толкованию термина «определение». В толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой определение трактуется как «раскрытие содержания понятия, заключающееся в указании существенных признаков предмета мысли; формулировка, разъясняющая смысл чего-либо»[46].

Следовательно, определение должно охватывать свойства предмета, указывать его характеристики и отличительные черты, что особенно важно для юридической науки, в которой определениям придается помимо теоретического еще и практическое значение.

В научной и учебной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным[47]. Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним. Так, М.Ю. Тихомиров под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение[48]. Однако, на наш взгляд, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки. С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин определяют государственную тайну как «особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства»[49]. С.В. Лекарев интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законом о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников[50]. Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями. Но все же рассматриваемое определение является довольно узким и не претендует на универсальность.


Для того чтобы дать научно обоснованное определение государственной тайны, которое раскрывало бы сущность данного понятия, следует обратиться к юридической сущности тайны и выделить основные признаки государственной тайны.

Итак, тайна — это информация, держащаяся в секрете. Без сомнения, то, что знают многие, уже не тайна. Поэтому неизвестность информации широкой аудитории, сохранение ее среди небольшого круга доверенных лиц, является отличительным признаком тайны от общедоступной информации. Действующее законодательство предусматривает специальные процедуры для засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, их рассекречивания, использования данных сведений, а также вопросы допуска к данной информации граждан и должностных лиц.

Не всякая информация может являться государственной тайной и засекречиваться. Исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в статье 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Наиболее секретными и важными для нашей страны являются программы в сфере деятельности спецслужб и вооруженных формирований. Россия является активным деятелем во внешней политике – одна из центральных фигур на международной арене.

Это связано с тем, что внешнеполитическая деятельность РФ основывается на двух ключевых направления в отношениях с другими странами:

1. Россия — один из ключевых поставщиков оружия и военной техники в мире;

2. Россия оказывает помощь иностранным государствам в решении военных конфликтов.

Секреты производства оружия на государственных предприятиях, с одной стороны, можно рассматривать, как коммерческий интерес государства, т.е. переплетение его экономической и военной деятельности.

Таким образом, законодатель приравнял инсайдерскую информацию и коммерческую тайну на предприятиях военной техники к государственной тайне по причине синтеза в находящихся там сведений одновременно 2 видов тайн – о технологии производства, как коммерческой тайны, и объемах производства, и источниках сбыта, как экономической тайны.

3. Порядок охраны и защиты государственной тайны в РФ


3.1. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области защиты государственной тайны

Органы государственной власти РФ играют главную роль в формировании правовых механизмов защиты информации.

Так, например, Федеральное Собрание:

- рассматривает статьи федерального бюджета, направленные в области защиты государственной тайны на реализацию государственных программ;

- обеспечивает защиту государственной тайны, определяя в аппаратах палат Федерального Собрания полномочия должностных лиц.

Президент РФ:

- утверждает состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней по представлению Правительства РФ;

- утверждает основной перечень должностных лиц, органов государственной власти, а также заявляет перечень сведений, относящихся к государственной тайне по представлению Правительства РФ;

- заявляет в области защиты государственной тайны государственные программы;

- заключает международные договоры, составляющие государственную тайну, о совместном использовании и защите сведений, а также решает другие вопросы в пределах своих полномочий.

Правительство РФ:

- организует реализацию закона РФ «О государственной тайне»;

- определяет состав, структуру и положение о межведомственной комиссии по защите государственной тайны на утверждение Президенту РФ;

- определяет у должностных лиц полномочия в аппарате правительства РФ по обеспечению защиты государственной тайны;

- устанавливает устав разработки перечня сведений, отнесенный к государственной тайне;

- разрабатывает и организует выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

- решает в пределах своих полномочий иные вопросы, возникающие при отнесении сведений к государственной тайне, а также с их защитой и засекречиванием.

Совет Безопасности РФ, формируемый Президентом РФ, является одним из органов в области защиты информации, связанных с нормативно-правовым регулированием.

19 сентября 1997 года была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по информационной безопасности, главной задачей является подготовка вопросов по информационной безопасности и защите информации, а также предложений по нормативно-правовому регулированию.

Важную роль в области защиты информации в процессе формирования нормативной базы играет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, образованная с целью засекречивания информации, а также координации деятельности органов государственной власти по выполнению государственных нормативных документов и программ по защите государственной тайны в интересах разработки.