Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, решения, принятые Межведомственной комиссией по защите государственной тайны в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, должностными лицами. В соответствии с законодательством на центральный аппарат Государственной технической комиссии при Президенте РФ (Гостехкомиссия России) возложено организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии.

Гостехкомиссия в России — это один из главных органов, решающих проблемы защиты информации в РФ, которая организует защиту информации в деятельности государственной системы РФ от утечки ее по техническим каналам и от разведок.

Главными задачами Гостехкомиссии России являются:

- проведение государственной политики в области технической защиты информации;

- предотвращение утечки информации по техническим каналам, а также несанкционированного доступа к ней, создание специального воздействия на информацию в целях ее искажения, уничтожения и блокирования;

- выявление угроз безопасности информации, прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок;

- осуществление Межведомственной комиссии по защите государственной тайны организационно-технического обеспечения деятельности центральным аппаратом Гостехкомиссии России.

В проекте Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ, который в свою очередь был разработан комиссией при аппарате Совета Безопасности РФ, были предложены совершенствования законодательства в области информационной безопасности.

Также планируется совершенствование законодательства субъектов РФ, которое направлено на образование единой системы обеспечения информационной безопасности РФ региональных систем обеспечения информационной безопасности субъектов РФ.

3.2. Ответственность за разглашение государственной тайны

В случае передачи работником любых сведений, являющихся тайной, третьим лицам он привлекается к ответственности. Трудовым кодексом предусмотрены два вида ответственности за разглашение охраняемой законом тайны – материальная и дисциплинарная. При этом не важно, какая тайна разглашена – государственная, коммерческая, служебная или иная. За разглашение любой из них работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности, или к материальной, или к той и другой одновременно.


В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ[51] работник, который разгласил сведения, составляющие коммерческую, государственную, служебную, либо другую тайну, в случаях, которые предусмотрены федеральными законами, несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба.

Перейдем к вопросу об ответственности за нарушение государственной тайны. Сначала мы рассмотрим административную ответственность, а затем уголовную ответственность за нарушение государственной тайны.

В соответствии с п. 2 ст. 7.31. КоАП РФ[52] административная ответственность наступает в случаях нарушения порядка ведения реестра контрактов, которые содержат сведения, относящиеся к государственной тайне.

В соответствии со ст. 14.49 КоАП РФ к ответственности также привлекают за нарушение изготовителем либо поставщиком обязательных требований в отношении оборонной продукции, которая поставляется по государственному оборонному заказу, в том числе и продукции, которая используется в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с п. 7 ст. 13.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за разглашение сведений, которые составляют государственную тайну с использованием СМИ, а также информационно-телекоммуникационных сетей.

Пункт 2 ст. 13.13 КоАП РФ говорит об административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии. А именно занятие видами деятельности, которая связана с использованием, а также защитой информации, относящейся к государственной тайне, в том числе и созданием средств, которые предназначены для защиты такой информации, проведением мероприятий и (либо) оказанием услуг по защите информации, относящейся к государственной тайне.

В соответствии с п. 7 ст. 13.12 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение требований о защите информации, которая составляет государственную тайну.

Административная ответственность также, в соответствии с п. 4 ст. 13.12 КоАП РФ, наступает за использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, которая составляет государственную тайну.

В соответствии с п. 3 ст. 13.12 КоАП РФ административная ответственность настает за нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, которые связаны с использованием, а также защитой информации, составляющей государственную тайну. В том числе и созданием средств, предназначенных для защиты информации, которая относится к государственной тайне, и осуществлением мероприятий и (либо) оказанием услуг по защите информации, относящейся к государственной тайне.


Помимо административной ответственности за нарушение государственной тайны законодательством предусмотрена и ответственность по уголовному законодательству. В соответствии с уголовным законодательством (ст. 275 УК РФ)[53] к уголовной ответственности привлекаются за государственную измену, а именно за шпионаж, выдачу иностранному государству, иностранной организации или их представителям, международной организации сведений, составляющих государственную тайну.

К ответственности по уголовному законодательству могут быть привлечены за собирание, передачу, хранение или похищение сведений, составляющих государственную тайну для передачи иностранному государству (ст. 276 УК РФ).

За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрена ответственность в соответствии с уголовным законодательством (ст. 283 УК РФ).

Так, в соответствии со ст. 283.1. УК РФ в случае получения сведений, составляющих государственную тайну незаконно, лицо подлежит уголовной ответственности. Для получения таких сведений может использоваться обман, шантаж, принуждение и т. д.

За утрату документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 284 УК РФ. А именно, если лицо, имеющее допуск к государственной тайне, нарушило правила обращения с документами, содержащими государственную тайну. Причем не только с документами, но и с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, и если все это привело к их утрате и наступлении тяжких последствий по неосторожности.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что за разглашение государственной тайны может быть применена дисциплинарная, материальная, административная либо уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

Правовые отношения в области института государственной тайны регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О государственной тайне», отдельными нормами ряда законов, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Базовым законом института государственной тайны является Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1, который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в целях обеспечения безопасности РФ.


Существенные изменения вносились в Закон Российской Федерации «О государственной тайне»: отдельные положения Закона были приведены в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации в 1997 году и в 2004 году в связи с изменением системы обеспечения социальных гарантий должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе. Было принято несколько сотен решений высших судов, связанных с применением Закона Российской Федерации «О государственной тайне». На данный момент более чем в 50 федеральных законах содержатся положения, касающиеся защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 5 Закона РФ «О государственной тайне» содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну, в виде описания групп сведений в четырех областях: в военной; в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму[54].

Всего таких групп 25. Способ описания сведений не всегда позволяет лицу, не имеющему допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, однозначно соотнести ставшие ему известными сведения с государственной тайной. Отсутствие официально изданной и общеизвестной методики определения и оценки размеров ущерба, нанесенного безопасности РФ вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, является серьезным недостатком нынешней концепции правовой защиты государственной тайны. Так же среди недостатков, присущих действующему Закону РФ «О государственной тайне», можно так же выделить наличие в его статье 5 излишне широкого определения различных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Хотя это позволяет быстро определить конкретную группу сведений института государственной тайны, однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть большой объем частных сведений. В силу этого оценить конкретную величину ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае тяжело[55].

Для обработки и хранения информации, составляющей государственную тайну, требуется лицензия на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности и наличие сертифицированных средств защиты информации. Все организации, в автоматизированных системах которых обрабатывается и хранится информация, относящаяся к сведениям, составляющим государственную тайну, при выборе технических средств защиты государственной тайны, должны помимо технических характеристик средств защиты, руководствоваться наличием у технических средств защиты государственной тайны сертификатов ФСТЭК России и ФСБ России.


Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. - №31. - Ст. 4398.
  2. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 №1920-1 // Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. -№ 52. - Ст. 1865.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
  6. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрании законодательства РФ. – 2011. - №1. - Ст. 2.
  7. О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. -1997. - №41. - Ст. 8220-8235.
  8. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. -2011. - №7. - Ст. 900.
  9. Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну: постановление Правительства РФ от 2 апр. 2002 г. №210 г. (ред. от 5 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№14. - Ст. 1310.
  10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3448.
  11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. №537 / Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
  12. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. от 26.06.2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. -№ 15. - Ст. 769. (Утратил силу).
  13. Алексеев М. Лексика русской разведки (исторический обзор) / М. Алексеев. — М.: Международные отношения, 1996. — 128 с.
  14. Артемов А.В. Информационная безопасность: курс лекций / Межрегиональная Академия безопасности и выживания / А.В. Артемов. - Орел: МАБИВ, 2014. - 257 с.
  15. Виленская Е.В. Обеспечение информационной безопасности России: правовой аспект / Е.В. Виленская // Экономическая среда. – 2016. - №2. – С. 50-53.
  16. Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации «О государственной тайне» / Е.К. Волчинская // Информационное право. – 2013. – №2. – С. 85–95.
  17. Гатагонова Р.М. Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень / Р.М. Гатагонова // Вестник КРУ МВД России. -2012. -№1. - С.30-33.
  18. Гильмуллина Д.А. Государственная тайна в правовом государстве / Д.А. Гильмуллина // Известия ОГАУ. - 2014. - №2. - С.259-261.
  19. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации: учебное пособие / П.П. Аникин, А.Л. Балыбердин, М.А. Вус, В.С. Гусев, и др.; под общ. ред.: М.А. Вус., А.В. Федоров; предисл.: Н.М. Кропачев, Н.А. Сидорова. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. - 623 c.
  20. Загинайлов Ю.Н. Теория информационной безопасности и методология защиты информации / Ю.Н. Загинайлов. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 253 с.
  21. Квитова К.С. Государственная тайна в РФ: проблемы правового регулирования / К.С. Квитова // Юность. Наука. Культура: материалы III Всерос. научно-практ. конф. (г. Саранск, 11 декабря 2015 г.) / [редкол.: Г.П. Кулешова и др.]; Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2016. – C. 36-38.
  22. Леоненко Н.Т. Административно-правовые режимы в Российской Федерации: курс лекций / Н.Т. Леоненко; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 196 с.
  23. Платонова Е.В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения / Е. В. Платонова // Молодой ученый. - 2015. – №3. - Ст. 678.
  24. Правовая гарантия: Обзор проектов федерального законодательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sibadvokat.ru/magazine/2009_nomer-5/obzor-proektov-federalnogo-zakonod/
  25. Рубанов В.А. От культа секретности к информационной культуре / В.А. Рубанов // Коммунист. - 1988. - № 13. - С. 25–36.
  26. Соболева Т.А. История шифровального дела в России / Т.А. Соболев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС-Образование, 2002. - 511 с.
  27. Филиппов Е.М. Государственная тайна в конституционном праве РФ / Е.М Филиппов // Вестник ПАГС. -2013. -№3. -С.48-52.
  28. Харитонов А.Ю. Историко-правовые аспекты защиты государственной тайны в Российской империи // Юридическая мысль. - СПб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2010. - № 5. - С. 48-52
  29. Чепурнова Н.М. Правовые основы информатики: учебное пособие / Н.М. Чепурнова, Л.Л. Ефимова. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 295 с.
  30. Чуракова Е.Н. Государственная тайна / Е.Н. Чуракова, А.В. Лошкарев, Г.В. Таничев // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2017. № 15. – С. 106-110.