Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существовавшая в СССР система защиты секретов представляла собой иерархическую административную структуру; основанная на властном подчинении, она являлась опорой государства в проведении его внутренней и внешней политики[14]. Правовой статус субъектов в сфере охраны государственных секретов и обеспечения режима секретности определялся не Конституцией и законами, а директивными указаниями ЦК КПСС, выходившими в виде отдельных или совместных с Советом Министров СССР постановлений.

Решения о наиболее важных направлениях защиты государственных секретов, в частности, все перечни главнейших сведений, составлявших в различные периоды государственную тайну в СССР, принимались правительством. Обязывающие нормы содержали предписание лицам, допущенным к секретным работам, документам и изделиям, совершать действия по обеспечению режима секретности в соответствии с требованиями общесоюзной секретной «Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР» (последняя такая Инструкция была утверждена Постановлением Совета Министров СССР в 1987 г.).

В Советском Союзе, как известно, 80% научно-производственного потенциала работало на оборону, было связанно с разработкой новых видов вооружения, военной и специальной техники. Усиление режима секретности было продиктовано объективной необходимостью укрепления обороноспособности страны, в частности, созданием ракетно-ядерного щита СССР. Исследовательские и экспериментальные работы в любых областях науки и техники в СССР до их окончательного завершения практически были секретными. В рамках действовавшего законодательства была определена процедура получения разрешения государства на их открытое опубликование. Контроль обеспечения режима секретности и цензура опубликования открытых изданий научно-технического и иного характера находились в ведении органов КГБ СССР и Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР.

Ведущие вузы страны в больших объёмах вели оборонные работы и готовили специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Вместе с тем правовая грамотность и осведомлённость подавляющего числа таких специалистов в вопросах документов и регламентных норм, определявших режим секретности, была «в части, касающейся». Недостатки частично компенсировались партийно-политической воспитательной работой, пропагандой политической бдительности[15].


В 1982 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности государственных секретов по оборонной тематике» (№ 751–194), которым, в частности, предписывалось ввести для студентов оборонных специальностей высших учебных заведений спецкурс «Основы защиты государственных секретов СССР». Правильное решение, однако, не было достаточно хорошо реализовано; в частности, методическими материалами, преподавателями и учебной литературой организация такого спецкурса не была в должной мере обеспечена.

Развернувшиеся в стране на рубеже 90-х гг. социально-экономические трансформации, реформы, повлекшие воссоздание институтов частной собственности и частного права, повлекли подвижки во взглядах на институт государственной секретности. Первые попытки поиска подходов к легитимному правовому регулированию вопросов защиты информации в стране были предприняты Институтом проблем информации КГБ СССР в 1987–1988 гг. В декабре 1990 г. в г. Обнинске прошла первая (и оставшаяся единственной в СССР) научно-практическая конференция «Безопасность информации (БИ-1)». На этой конференции уже в практической плоскости затрагивались концептуальные аспекты правового регулирования информационных отношений и защиты информации, представлялась первая рабочая версия законопроекта «О защите информации».

В октябре 1991 г. в Ленинграде, в Библиотеке Академии наук, прошла научная конференция «Свобода научной информации и охрана государственной тайны». Резолюция этой конференции, направленная председателям Верховных Советов РСФСР, Беларуси и Украины, содержала призыв предпринять неотложные шаги по законодательному регулированию вопросов секретности, созданию в тогда ещё единой стране закона о государственной тайне.

22 ноября того же года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о правах и свободах человека и гражданина[16], ст. 13(2) которой провозгласила: «Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом» (Обратим внимание на то обстоятельство, что перечень тайн в Декларации сформулирован исчерпывающим образом!)

Однако вскоре Союз распался, и многим конструктивным замыслам, таким как идея подготовки пакета всех основополагающих законодательных актов для начавшей бурно развиваться информационной сферы на единой концептуальной основе, не суждено было осуществиться.


Образование после распада СССР самостоятельных независимых государств повлекло развитие в них национального законодательства Одними из первых были приняты национальные законодательные акты в сфере защиты государственных секретов.

2. Режим защиты государственной тайны: понятие, цель, правовая основа

2.1. Законодательная трактовка понятий «информация» и «защита информации»

Существует множество научных определений к понятию «информация». Наиболее удачное определение дано в Федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[17] от 27.07.2006 г. №149-ФЗ, в котором «информацию» определяют как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. 21 век является веком информационных технологий с непрерывным мощным потоком информации, которую возможно получить не только из телевидения, газет, книг, радиовещания, но и Интернет-ресурсов. В настоящее время электронные технологии увеличили поток передачи информации. Сейчас людей во всем мире объединяет глобальный поток информации, который циркулирует в Интернет-пространстве. Это и есть процесс глобализации, когда границы между континентами стираются, благодаря киберпространству. Большинство граждан естественно участвуют в информационном процессе, который происходит на виртуальном уровне. Как показывает практика, информацию необходимо защищать, потому что, проникая во все сферы деятельности общества государства, информация приобретает конкретные материальные и политические выражения. Сама информация бывает и не столь ликвидна, а вот все, что с ней связано, представляет финансовый интерес для похитителя информации. Так, например, огромная часть информации в банке находится в электронном виде, и злоумышленнику достаточно лишь получить доступ к виртуальным счетам вкладчиков, как он, подправив свой электронный счет, может стать миллионером, поэтому защищать информацию в настоящее время необходимо[18].


Под защитой информации понимается деятельность, направленная на предотвращение утечки данных, а также действий, которые несут в себе воздействие на них. Защита информации включает в себя:

- обеспечение физической целостности информации, уничтожение элементов информации или исключение искажений;

- недопущение подмены элементов информации при сохранении ее целостности;

- приобретение уверенности в том, что передаваемые владельцем информационные ресурсы будут применяться только в соответствии с обговоренными сторонами условиями;

- отказ в несанкционированном доступе к информации лицам или процессам, которые не имеют на это соответствующих полномочий[19].

В последнее время все большее внимание уделяется защите информации на самых различных уровнях - государственном и коммерческом.

Проблемы, связанные с повышением среды информационной безопасности, являются взаимосвязанными, многоплановыми, сложными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества[20].

Правовая защита информации — это специальные правовые акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе. Согласно ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В статье 24 говорится о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В статье 29 написано то, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В статье 42 сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду[21]. А также законодательным актом в России, регулирующим отношения в информационной сфере, является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Предметом регулирования данного закона являются общественные отношения, возникающие в трех взаимосвязанных направлениях, а именно:

- использование и формирование информационных ресурсов;

- защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации;


- создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения.

Закон содержит термины, которые в информационной сфере имеют очень важное значение. Отметим, что главным достижением закона считается информационное разграничение ресурсов по категориям доступа. В соответствии с нормами закона, документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на конфиденциальную информацию и отнесенную к государственной тайне.

В законе представлен перечень сведений об информации с ограниченным доступом, к которой относят: нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, органов государственной власти, организаций и общественных объединений; документы, имеющие информацию о чрезвычайных ситуациях, демографическую, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую подобную информацию; документы, имеющие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения.

Также в законе отражены вопросы, касающиеся использования и формирования информационных ресурсов, связанные с порядком обращения с персональными данными, сертификацией информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензированием деятельности[22].

2.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие основу режима защиты государственной тайны

Институт государственной тайны в нашей стране занимает одно из важных мест в системе законодательства, так как может быть нанесен большой по величине ущерб при разглашении сведений, относящихся к государственной тайне.

Первый закон в РФ «О государственной тайне»[23] был принят 21 сентября 1993 года. Данный закон относится к специальному законодательному акту, который регулирует отношения, возникающие в связи сопоставлений сведений, относящихся к государственной тайне.

Законодательство о государственной тайне также основывается на Конституции РФ[24] (ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55), Федеральных законах от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности»[25], от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[26], от 10 января 1996 г. №5-ФЗ «О внешней разведке»[27], от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне»[28], от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[29] и многих других.