Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, как известно все недоступное и тайное всегда является предметом повышенного интереса общественности. Даже иллюзия секретности вызывает большое количество обсуждений и версий у обычных граждан, а если речь идет о секретности на уровне подразделения, организации, агентства, ведомства или даже государства, то уже возникает интерес государственного соперничества. Важную позицию возглавляет институт государственной тайны, в правоотношениях, возникающих при обороте такой информации.

В соответствии с этим обеспечение сохранности государственной тайны, и соблюдение режима секретности проводимых работ является делом государственной важности, способствующим укреплению законности и правопорядка в государстве, а факт нарушения режима секретности (разглашение или утрата секретного документа) является событием чрезвычайным, поскольку в результате этого ставятся под угрозу интересы Родины и может стать мотивом для нарушения суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности.

Объектом курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.

Предмет курсового исследования составляют нормы российского права, регулирующие отношения в сфере установления, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.

Цель курсового исследования заключается в изучении современной законодательно-нормативная база защиты государственной тайны.

Цель курсового исследования достигается посредством решения следующих задач:

- исследовать историко-правовые аспекты защиты государственной тайны в России;

- охарактеризовать законодательную трактовку понятий «информация» и «защита информации»;

- представить нормативно-правовые акты, регулирующие основу режима защиты государственной тайны;

- рассмотреть понятие, правовую природу и характерные особенности государственной тайны как правовой категории;

- исследовать полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области защиты государственной тайны;

- рассмотреть виды ответственности за разглашение государственной тайны.

Методологическая основа курсового исследования обусловливается применением комплекса общенаучных и частно-научных методов познания, базирующихся на категориях и принципах материалистической диалектики.


В процессе исследования применялись следующие методы: общенаучный, метод анализа нормативно-правовых актов, метод системного анализа и метод экспертных оценок.

Теоретической основой исследования послужили работы ведущих ученых в области определения категорий «государственная тайна» и её защиты.

Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Закон РФ «О государственной тайне» и другие нормативные правовые акты, регулирующие охрану и защиту государственной тайны.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Историко-правовые аспекты защиты государственной тайны в России

1.1. Российская империя

Важнейшим элементом национальной безопасности России с момента формирования ее государственности являлась защита государственных секретов. На этом вопросе и сосредоточено внимание автора данной статьи, исследующего историко-правовые аспекты защиты государственной тайны в Российской империи.

Несмотря на то, что в системе юридических наук теория и история права и государства выступает как базовая отрасль правоведения и государствоведения, систематизирующая в хронологической последовательности знания о фактах, событиях, процессах и закономерностях, отражающих эволюцию и смену структур, механизмов, учреждений государства, правовых систем, юридических норм и институтов, динамику права и его форм, развитие отдельных отечественных правовых институтов по-прежнему остается малоизученным. К таким темным пятнам истории можно отнести и зарождение отечественного института защиты государственной тайны в Российской империи.

Со времен формирования самодержавия Россия развивалась как достаточно закрытое в политическом плане государство. Так, Н.М. Карамзин указывает, что лишь на 1587 г. приходится первое письменное сношение «вельможи российского» <Б. Годунов> с «иноземным венценосцем» <королева Англии Елисавета>, «чего дотоле не терпела осторожная политика наших царей»[1]. Не избежало этой обособленности и развитие отечественного права. Только в 1497 г. в Судебнике Русского централизованного государства появилось такое уголовно наказуемое деяние, как «лихое дело», причинявшее ущерб и государству. Таким образом, возник новый вид преступлений, а именно – государственные, которые рассматривались как наиболее тяжкие, в том числе и «крамола» — измена князю, государству. Следует заметить, что уже во времена царствования Феодора Иоанновича (1584–1598) вопросы защиты державных интересов во внешней и внутренней политике получают особую значимость. Исторические хроники следующим образом говорят об этом: «В …сношениях с Баторием <польский король (с 1575) и великий князь литовский (1576-1586)> правительство наше имело еще особенную, тайную цель: хотело возвратить Отечеству изгнанников и беглецов Иоаннова царствования, не столько из милосердия, сколько для государственной выгоды. …чтобы доставить нам все нужные сведения государства о внутреннем состоянии Литвы, о видах и способах ее политики. Феодор прощал всех беглецов, кроме несчастного Курбского… и кроме нового изменника, Михаила Головина: выведав от него много тайного о России, Баторий имел у нас и собственных лазутчиков, между купцами литовскими: для чего Феодор велел им торговать единственно в Смоленске, запретив ездить в Москву»[2]. «Тогда же в посольских бумагах начали мы употреблять тайные цифры: гонец Андрей Иванов в 1590 году писал из Литвы к царю вязью, литореею и новою азбукою, взятою у посла австрийского, Николая Варкоча» <вязь — буквенный шифр, литорея — тайнопись, новая азбука — искусственный алфавит>[3]. Однако данный вопрос требует дальнейшего изучения, поскольку Т.А. Соболева отмечает, что появление в России первых тайнописчиков, находящихся на государственной службе, следует отнести к 1549 г. — к моменту образования Посольского приказа, осуществлявшего общее регулирование внешней политикой страны[4]. Тем не менее, если исходить из простой логической посылки, что тайнопись применяется для защиты секретной информации, а дипломатия всегда довлеет к приватности, то развитие дипломатических шифров прямо свидетельствует о наличии государственных секретов в данной сфере государственной деятельности уже в тот период.


Особую значимость вопросы защиты национальных интересов приобрели в Петровскую эпоху. Обусловлено это было, прежде всего, историческими реформами Петра I, позволившими поставить «Россию на знаменитую ступень в политической системе Европы»[5]. Указанные преобразования не могли остаться без пристального внимания со стороны иностранных держав. Петр I хорошо понимал опасность этого и поэтому еще в 1703 г. произнес: «Зело берегитесь шпионов на Воронеже»[6]. Уже в 1714 г. его Указом от 4 апреля выделяется особый порядок при рассмотрении секретных дел[7].

Попытки государя достичь нового величия России осуществлялись на фоне не только пресечения в ней шпионской деятельности, но и активного добывания извне тех или иных жизненно необходимых для государства сведений, в том числе являющихся секретными. Примером тому является письмо генерал-фельдцейхмейстера Я.В. Брюса, датируемое 1713 г., в котором он сообщает Петру I следующее: «При сем письме послал я Вашему Величеству секрет, который куплен в Ниренберге и прислан ко мне за 50 гульденов цесарских, а именно: каким обычаем сталь топить и лить, потом оную ковать и употреблять во всякий инструмент, а почитается оная добротою против италианской стали во Милане»[8]. Нелишне заметить, что к полученным подобным путем сведениям отношение было как к собственным государственным тайнам.

Первое упоминание в российском законодательстве о защите секретов в сфере государственной службы и о наказании тем, кто «тайно из коллегиальных писем и документов что унесет», содержится в Генеральном регламенте 1720 г. Состав преступления в данном случае был формальным — ответственность в виде «смертной казни или вечной ссылки на галеры с вырыванием ноздрей и конфискацией имущества виновного» безотносительно к последствиям совершенного деяния. Архивные документы показывают, что субъектом преступления могли признаваться как российские подданные, так и иностранные граждане. Именно по обвинению в подобного рода деяниях был обвинен в 1732 г. в Петербурге один из знаменитых богословов ХVIII столетия иеромонах грек Серафим из Митилина, «по следствию признанный к шпионству и немалому плутовству человеком», который «в предшедшее Шведской войны время Российскому государству злодействовал, а также чинил и другие воровства», за что был сослан в Сибирь в Охотский острог на «житье вечно»[9].


Развитие нормативно-правовой базы нашло свое отражение также в Указах Российского императора от 13 января 1724 г. «О написании секретных дел в партикулярных письмах», от 16 января 1724 г. «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям» и в приказе Правительствующего Сената от 5 марта 1724 г. «О надписях на пакетах, в которых секретные дела».

Впоследствии все более серьезное влияние на вопросы сохранения государственных тайн России оказывали внешние факторы. Так, император Павел I за непродолжительный период своего царствования (1796—1801 гг.), напуганный Французской революцией, ввел строжайшую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз иностранной литературы, выезд на учебу за границу. Как мы видим, в данном случае цель достигалась в большей степени организационными мерами.

Следует отметить, что в дореволюционный период русское право законодательного определения государственной тайны не содержало, а в юридической литературе «тайна» определялась в основном, как «сохранение в негласности обстоятельства, разглашение которого принесло бы больше вреда, чем пользы, понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном». Требование этого применительно к государственным секретам способствовало появлению в 1810 г. военной цензуры, когда в Артиллерийском департаменте была введена должность военного цензора, а уже в 1836 г. был создан Военно-цензурный комитет, просуществовавший до 1858 г. Аналогичные военно-цензурные учреждения впоследствии появились во время Русско-турецкой (1877-1878) и Русско-японской (1904-1905) войн.

Дальнейшее совершенствование правовые инструменты защиты государственной тайны получили как в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., содержавшем раздел «О преступлениях государственных», определяющем перечень преступных деяний, относящихся к государственной измене, в том числе сообщение российским подданным «государственных тайн иностранному правительству» и злоупотребление доверием дипломатическим или иным чиновником «с умыслом в явный вред для отечества», так и в Уголовном уложении 1903 г., в главе «О государственной измене» которого устанавливалась уголовная ответственность «за шпионство» и «снятие копий с секретных документов».

Обострение международной обстановки перед Первой мировой войной привело к усилению в отношении России военного и дипломатического шпионажа со стороны всех ведущих держав мира. Германский шпионаж проник даже в Генеральный штаб и кабинеты министров. Вследствие серьезности положения в этой области военный министр В.А. Сухомлинов и министр юстиции И.Г. Щегловитов в 1912 г. подготовили совместную «Объяснительную записку к проекту изменений действующих законов о государственной измене путем шпионажа», следствием чего стало внесение ряда изменений в уголовно-правовую квалификацию шпионажа, введенных в действие 5 июля 1912 г. самым прогрессивным на тот период в Европе Законом, направленным на защиту государственной тайны и противодействие шпионажу: «Об изменении и дополнении действующих узаконений о государственной измене путем шпионства». Новацией Закона стало определение государственной тайны применительно к военной сфере, как «сведений или предметов, касающихся внешней безопасности России или вооруженности ее сил и сооружений, предназначенных для военной обороны страны». Указанным Законом определялось наказание за несанкционированное опубликование, сообщение или передачу другому лицу в интересах иностранного государства сведений, составляющих государственную тайну, в виде каторги на срок до пятнадцати лет. Попытка совершения подобных деяний наказывалась тюремным заключением на срок до трех лет. Закон также гласил, что «сему наказанию подлежит виновный в собирании без надлежащего разрешения долженствующих сохраняться в тайне сведений или предметов, касающихся внешней безопасности России или вооруженных сил или сооружений, предназначенных для военной обороны страны».


Вопрос о секретности сообщенных иностранному государству сведений решался судом с учетом разъяснения Главного военного суда от 27 октября 1911 г. о том, что степень секретности разглашенных сведений могла быть установлена исключительно только по заключению Главного управления Генерального штаба[10]. Само экспертное заключение не должно было содержать в себе информации о причинах потенциального ущерба России в связи с разглашением секретных сведений.

С началом войны принимаются два новых законодательных акта – «Об утверждении Временного положения о военной цензуре» (указ от 20 июля 1914 г.) и «Перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России и ее военно-морской и сухопутной обороны, оглашение и распространение коих в печати, в речах или докладах, произносимых в публичных собраниях, воспрещается на основании статьи 1 отдела 2 Закона от 5 июля 1912 года и статьи 2 Высочайшего указа Правительствующему Сенату от 20 июля 1914 года».

Война вносила свои коррективы, поэтому 9 ноября 1914 г. было издано новое постановление «О дополнении Перечня сведений и изображений…», а 29 июля 1915 г. соответствующим постановлением был утвержден новый аналогичный Перечень, в котором появилось дополнительно шесть пунктов, а один был исключен как явно устаревший.

Ученый-историк С.В. Чертопруд, исследуя ход развития российской законодательной базы, связанной с защитой государственной тайны, выделяет три этапа этого процесса:

1892—1912 гг. — «попытка не отстать от европейской моды борьбы со шпионажем». В качестве примера при разработке собственного законодательства Россия использовала французский уголовный закон и немецкое уголовное уложение;

1912—1914 гг. — «наиболее благоприятные для судебной практики в сфере противодействия шпионажу». Успехи русской разведки в сфере контрразведывательных операций и защиты государственных секретов;

1914—1917 гг. — «больше напоминал попытку догнать прошедший день». Перечень сведений, составляющих военную тайну, следовало бы принимать вместе с Законом от 5 июля 1912 г., как и отдельные пункты Временного положения о Военной цензуре[11].

1.2. Советский период

Советский период нашей истории характеризовался тотальным характером закрытия информации во многих сферах деятельности государства. Повсеместно и широко использовалось понятие государственные секреты, которым объединялись государственная и служебная тайны. По имевшимся оценкам, до 70% всех нормативных актов, имевшихся в СССР, носили закрытый характер[12]. Это во многом явилось следствием влияния как внешних, так и внутриполитических факторов. «Система защиты секретов зародилась в трагический для советского народа период обострения классовой борьбы, выкристаллизовалась в годы Великой Отечественной войны и укрепилась во времена войны холодной»[13].