Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- снятие мотивов страха перед местью со стороны заинтересованных лиц может быть достигнута как обещанием сохранить в тайне факт беседы, так и демонстрацией мер, позволяющих обеспечить тайну беседы;

- учет индивидуальных особенностей предполагает обращение к статусу гражданина, его профессиональной принадлежности (например, к работникам таможни, военнослужащему, ревизору и другим лицам, обязанным бороться с нарушениями и проявлять патриотизм, личное мужество). Апелляцию к положительным сторонам личности (чувству долга, смелости, принципиальности), использование отрицательных черт характера (хвастливости, болтливости, легкомыслия и т.д.).

Переходя к основной части предмета опроса, следует избрать правильную тактику формулирования и последовательность задаваемых вопросов. Здесь многое зависит от целей беседы, характеристики опрашиваемого, степени его изученности, имеющихся исходных данных и оценки сложившейся обстановки.

Например, опрос может быть свободным, т.е. его содержание, формулировка вопросов. Их последовательность заранее строго не планируется. Здесь во многом возможна импровизация, поскольку оперативный сотрудник в этих случаях и сам не предполагает четко, какого характера сведения он может получить. На практике свободная форма опроса используется в тех случаях, когда оперативный сотрудник надеется получить гораздо больше информации, чем можно предполагать из предварительной оценки ситуации.

Целенаправленная форма опроса используется тогда, когда оперативного сотрудника интересует конкретный факт и, как правило, имеются предварительно установленные сведения, требующие уточнения. Приступая непосредственно к цели беседы, оперативный сотрудник может сообщить опрашиваемому сведения (или часть их), имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел, и, наблюдая за реакцией собеседника, принимает меры к снятию психологических барьеров, чтобы получить необходимую информацию.

При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинства личности.

Вопросы опрашиваемого должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимо вслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы уже в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно неуместно при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. «Улавливающие» вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.


Ощутимый вред в общении сыщика с гражданином наносит обман. Он подрывает авторитет органов правосудия.

Требует учета психологии и тактика проведения концовки опроса. Поскольку психология человека устроена таким образом, что особенно запоминается и производит наиболее сильное эмоциональное воздействие именно концовка беседы, то в связи с этим крайне важно оставить у объекта благоприятное впечатление от беседы. Если цель опроса не скрывалась, то опрашиваемого следует поблагодарить за предоставленные им сведения. А в тех случаях, когда он проявлял желание оставить в тайне сам факт беседы, еще раз заверить, что данное условие будет соблюдено.

Наведение справок - получение информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем, от юридических и физических лиц, а также из других источников.

В частности, о лице - объекте оперативной заинтересованности представляет интерес следующая информация: биографические данные, образование, место проживания, совершенные в прошлом преступления (иные правонарушения и др.), родственные и иные связи и т.п.

Как и опрос, наведение справок может носить гласный (официальный) характер по форме «запрос-ответ», но может и зашифровываться.

Рассмотрим пример. На людной улице некто беспричинно нападал на женщин. Пятерых ранил ножом. Как показали потерпевшие, свои действия он сопровождал злобными выкриками, нецензурной бранью… Приметы преступника запомнились потерпевшим не очень отчетливо: рост выше среднего, возраст около 30 лет, лицо «страшное». Фоторобот тоже принес мало пользы. Судя по всему, нападавший был ранее судим. Необходимо было навести справки о недавно освобожденных, проверить стоящих на учете в психдиспансерах, «отработать» жильцов близлежащих домов. Не исключалось, что преступник недавно развелся с женой. Следовало ознакомиться в ЗАГСе с журналом регистрации разводов.

Желаемых результатов проводимые мероприятия не дали. И тогда было принято решение вести наблюдение в медицинских учреждениях, чтобы в случае поступления очередной жертвы незамедлительно организовать розыск по горячим следам.

В одной из поликлиник сыщик обратил внимание на доставленного мужчину, который вскрыл вену, пытаясь покончить с собой. Дальнейшая проверка показала: человек этот дважды судим, психически неуравновешен (хотя на учете у психиатра не состоял); после освобождения развелся с женой, был озлоблен, грозил ей расправой.


Трое из потерпевших опознали задержанного как человека, который совершил нападение.

Уяснив смысл полученного задания или самостоятельно определив цель его проведения, оперативный сотрудник должен обратить внимание и выделить главные, наиболее важные вопросы. Ими могут быть: выявления связей; наличие места хранения орудий преступления, похищенного имущества, предметов, нажитых преступным путем, противоправный образ жизни проверяемого или разрабатываемого лица, факты его преступной деятельности и т.д.

Каждая из указанных задач требует избрания особой тактики наведения справок и связана. Во-первых, с выбором лица, которое в наибольшей степени может быть осведомлено о тех или иных фактах, а во-вторых - с определением содержания и последовательности вопросов, которые необходимо задавать в процессе проведения этого ОРМ.

Для изучения объекта и контингента лиц, в микросреде которых будет осуществляться наведение справок, используется как официальные материалы, так и проводится ознакомление непосредственно на местах. Просматривая материалы официальной документации (например, домовые книги регистрации жильцов) для выбора конкретных лиц, с которыми целесообразно вести разведывательную беседу в процессе наведения справок, необходимо особое внимание уделять установлению пола, возраста, образования, национальности лиц, проживающих рядом с местом жительства проверяемого и разрабатываемого.

Анализ профессиональной принадлежности, а также режима работы дает основания оперативному сотруднику безошибочно выбрать нужный источник информации. Так, например, человек, занятый работой сверхурочно или постоянно выезжающий в командировки, вряд ли располагает нужным объемом информации. И наоборот, пенсионеры, располагая свободным временем, осведомлены о многих фактах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел. Как правило, женщины больше знают об образе жизни и связях лиц, проживающих рядом. Существуют отличия в восприятии информации мужчинами и женщинами.

Определив примерный круг лиц, с которыми целесообразно провести разведывательные беседы в процессе наведения справок, оперативный работник определяет для себя легенду прикрытия и способ зашифровки проведения мероприятия. Здесь с точки зрения психологии важно учесть естественный интерес лица, выбранного в качестве источника сведений, к определенной проблеме. Например, у домохозяйки может найти живой отклик разговор на тему о воспитании детей, соблюдение чистоты и порядка. Наметив разговор с женщиной, целесообразно выдавать себя за представителя органов народного образования, здравоохранения и санэпидемстанции. Возможно также посещение квартиры под видом агента страховой компании. Разговор с мужчинами возможен под видом организатора спортивной работы, представителя органов, контролирующих расход электроэнергии, использование газовых приборов и т.д.


Определив легенду и примерное содержание беседы, оперативный сотрудник под видом представителя организации и учреждения. Деятельность которых связана с посещением жилых домов и учреждений, начинает проведения мероприятия.

Разговор, как правило, начинается с предлога, выбранного для наведения справок и представления оперативного сотрудника под избранной им легендой. Здесь надо иметь в виду следующие психологические особенности.

Во-первых, желательно, чтобы избранная легенда поведения оперативного сотрудника и предлог его появления затрагивали в определенной степени интересы лица, намеченного в качестве источника информации, иначе человека тяжело втянуть в разговор.

Во-вторых, надо умело убедить собеседника, что перед ним представитель именно того учреждения, от имени которого под легендой выступает оперативный сотрудник. Это можно сделать, либо демонстрируя официальные бланки, которые необходимо заполнить по результатам посещения, либо предъявив удостоверение работника легендируемой организации. При этом следует иметь в виду, что женщины реже, чем мужчины, интересуются документами, и это облегчает общение с ними. В то же время, если женщина одна в квартире, то оперативному сотруднику затруднительно проникнуть в жилище, так как она испытывает естественное чувство страха. Чтобы преодолеть этот психологический барьер, желательно, чтобы предлог и легендируемая организация, от имени которой выступает оперативный сотрудник, носили гуманный, пропагандируемый средствами массовой информации в данный период времени характер.

После изложения предлога и получение конкретных результатов для зашифровки целей беседы необходимо перевести разговор на тему, близкую к искомой информации. Здесь следует действовать крайне осторожно, чтобы резкой сменой темы разговора не насторожить собеседника и не выдать своей причастности к органам внутренних дел.

Если собеседник оказывается болтливым человеком и сам перейдет к теме, которая интересует оперативного работника, то надо немедленно этим воспользоваться, задавая уточняющие вопросы. Но в большинстве случаев приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы принудить собеседника начать разговор на тему, интересующую оперативного работника. Это всегда творческий процесс, требующий инициативы, знаний и умений быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Но в то же время каждый оперативный работник должен иметь в своем распоряжении набор стандартных вопросов, позволяющих незаметно для собеседника, приблизиться к интересующей проблеме.


Заключение

Таким образом под ОРМ понимаются закрепленные в Федеральным Законом об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок, которые в комплексе с другими ОРМ обеспечивают выявление оперативно-розыскной информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях, рассмотренные в данной работе.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность, основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации.

Средства, с помощью которых они решаются, не должны наносить ущерб жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, а также окружающей среде. При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий должны быть исключены действия, способные спровоцировать совершение преступлений.

Оперативные органы должны использовать весьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.

Каждое из этих мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, перспективы развития теории оперативно-розыскных мероприятий: опроса граждан и наведения справок заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений, составляющих государственную тайну; выделение из числа оперативно-розыскных мероприятий оперативно-технических мероприятий и их самостоятельную правовую регламентацию.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм).
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм).
  4. "Об оперативно-розыскной деятельности". ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм).
  5. Азаров В. А. Уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность // Государство и право. 2007. № 10.
  6. Алексеев A.M. Психологические особенности показаний очевидцев. М.: Юрид. лит., 1973.
  7. Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М., 2007г.
  8. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2003.
  9. Брэйди Н., Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия, 2013, №5
  10. Воронцов С. А. Спецслужбы России: Учебник. Ростов/н/Д., 2006.
  11. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. - М.: Новый Юрист, 1997.
  12. Гуценко К. Ф., Ковалев М. Н. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., 2000.
  13. Долгова А. И. Преступность, её организованность и криминальное общество. М., 2003.
  14. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. - М.: Книжный мир, 2002.
  15. Козловский И. А. Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их реализации // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 761-763.
  16. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/Под ред. В. Г. Самойлова. — М.: Проспект, 2012.
  17. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. проф. В. В. Николюка. М., 2002.
  18. Климов И. А., Ковалев О. Г. Психология оперативно-розыскной деятельности // Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. В. Наумкина. -М., 2002.
  19. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. В.В. Николюка. М., 2002.
  20. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2004.
  21. Прикладная юридическая психология / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. -М., 2001.
  22. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Науч.-практ. пособие / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е.М. Рябкова и канд. юрид. наук В.В. Петрова. М.: Изд-ль И.И. Шумилова, 2004.
  23. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учеб.-метод. пособие / Под ред. проф., акад. Академии проблем безопасности обороны и правопорядка А.Н. Сергеева. М.: Изд-во «Щит-М», 2005.
  24. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. Установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. - М., 1996.
  25. Шамардин А.А. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании / А.А. Шамардин /Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (выпуск 9). -Оренбург, 2008.
  26. Шумилов А.Ю.. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов / А.Ю. Шумилов. 3-е изд., доп. и ле- рераб. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., — 391 с. (Библиотечка студента, курсанта и слушателя).. 2008