Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• сведения о мерах по безопасности потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса (см. ст. 6 и др. Федерального закона о государственной защите потерпевших, свидетелей);

• журналистскую (редакционную) тайну (см. ст. 144 УК, ст. 41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);

• данные служебного характера.

Обращаясь при наведении справок к должностному лицу или гражданину о предоставлении информации, следует учитывать, что на некоторых лицах лежит обязанность хранить в тайне доверенную им чужую информацию (адвокаты, нотариусы, журналисты, священнослужители и др.). Оперативникам следует им объяснять, что их ознакомление с конфиденциальными сведениями о частной жизни человека допустимо на основании ФЗ об ОРД. Причем их разглашения не произойдет, так как изменится только форма хранения данных: сведения трансформируются в служебную тайну, которую оперативник обязан хранить.

Правила оформления результатов наведения справок. Полученная в итоге наведения справок информация, как правило, документируется. Эти сведения оформляют в виде справки-меморандума (справки), акта оперативника, который проводил это ОРМ, и др.

В оперативно-служебном документе указывается основание для наведения справок и другие обстоятельства. Если из запрашиваемого адресата ответ получен в письменной форме, то документ приобщается к акту. К нему также могут прилагаться аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации и предметы.

Все данные, полученные в результате наведения справок и направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.

3 Психология опроса и наведения справок

Опрос граждан - действие, направленное на получение со слов опрашиваемого лица информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Иными словами, это беседа субъекта опроса (оперативника и др.) с лицом - носителем информации.

Практика показывает, что опрос граждан - одно из самых распространенных оперативно-розыскных мероприятий.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный работник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находиться уголовное дело.


Рассмотрим пример. На предприятии, связанном с ракетостроением, путем взлома было похищено секретное изделие. В ходе первоначальных ОРМ был определен круг лиц, которые, вероятно, могли что-либо знать о ситуации, связанной с хищением. В частности, в их число была включена уборщица помещения К.

При первой встрече и беседе оперативника с К. ничего существенного установить не удалось. Однако оперативник отметил, что женщина хотя и сразу согласилась на беседу, но вела себя нервозно, слегка путалась в ответах. Вторая беседа была подготовлена уже с учетом личностной характеристики. Во время этого опроса К. рассказала, что она, задержавшись на работе в день совершения хищения, видела, как молодой рабочий, слесарь М., около 19 часов взломал ломиком дверь хранилища и вынес из него какой-то сверток. Отказ рассказать об этом раньше она объясняла тем, что М. - зять ее старой подруги, которую она не хотела подводить.

Данные этого опроса помогли значительно сузить круг подозреваемых и в кратчайшие сроки установить похитителя. В дальнейшем М. был задержан и сознался, что украл изделие для его демонтажа и изъятия ряда деталей, содержащих драгоценный металл, который он собирался выгодно продать.

Из приведенного примера видно, что главными отличительными чертами данного ОРМ является следующие:

- субъектами опроса являются исключительно сотрудники оперативно-розыскных аппаратов;

- содержанием их действий является подготовка и проведение специальной беседы с лицом, располагающим информацией, имеющей значение для борьбы с преступностью;

- для выбора тактики специальной беседы крайне важно учитывать характеристику личности опрашиваемого, мотивацию его поведения к преступной деятельности;

- в зависимости от конкретного обстоятельства дела и особенности личности опрашиваемого определяется тактика опроса, который может проводиться гласно, а также в тайне от окружающих лиц.

Весь процесс осуществления опроса разделяется на три относительно самостоятельных этапа:

1) подготовка к опросу;

2) проведение опроса;

3) обеспечение эффективного и полного использования полученных результатов в борьбе с преступностью.

Каждый из них имеет содержание, цель, тактику достижения, а также свои психологические особенности.

В начале опроса оперативный сотрудник должен уделить внимание определению лиц, с которыми необходимо проведение этого мероприятия.

Такими лицами в первую очередь могут быть:

- работники транспортных средств (в зависимости от особенностей региона: водители такси, автобусов и иного общественного транспорта, железнодорожного и воздушного транспорта);


- рабочие и служащие близлежащих предприятий;

- пассажиры, постоянный маршрут которых пролегает вблизи места преступления;

- лица, имеющие домашних животных, которых они выводят на прогулку в те часы, когда было совершено преступление;

- жильцы близлежащих домов, в первую очередь те, из окон квартир которых видно место происшествия.

После того, как лицо располагающее необходимой информацией выявлено, необходимо перейти к изучению психологических особенностей его личности. Здесь решающее значение придается выяснению двух основных обстоятельств:

- отношение объекта беседы к противоправному факту, для выяснения обстоятельств которого намечается проведение беседы;

- его личностной характеристике, включающей особенности психологической реакции на негативные стрессовые ситуации.

При осуществлении данного мероприятия оперативному сотруднику важно уметь ориентироваться в невербальных признаках опрашиваемого. Существует, как считают психологи, определенный язык взглядов, мимики, жестов, движений. Элементарные познания в таком языке могут помочь не только в сыске, но и в повседневном общении.

Ученые утверждают, что с помощью глаз в ходе общения передаются самые открытые сигналы. Так, когда человек возбужден, его зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормой, в подавленном состоянии - сужаются.

Если человек нечестен, пытается что-то скрыть, он смотрит в глаза собеседнику не более трети времени разговора. Если он не отводит взгляд более двух третей времени, то это может означать, что он находит собеседника интересным и нужным человеком (зрачки при этом расширены), либо, напротив, настроен враждебно (зрачки сужены).

Выделяют следующие три типа взглядов:

1) официальный - внимание сконцентрировано на переносице собеседника или чуть выше. Эксперименты показывают, что такой взгляд никто не в состоянии выдержать продолжительное время;

2) повседневный (обычный - взгляд устремлен на символический прямоугольник, образуемый глазами, щеками и губами;

3) взгляд искоса - демонстрация интереса к личности (в сопровождении улыбки) или проявление враждебности, подозрительности (брови нахмурены, лоб напряжен, уголки рта опущены).

У человека, склонного к откровенности, ладони обычно полностью, или частично открыты. Скрещенные руки, спрятанные за спину, или руки в карманах говорят об обратном.

Сцепленные пальцы - в большинстве случаев признак неудовольствия, желание скрыть отрицательное отношение к чему-либо.


Закладывание рук за спину характерно для уверенного в себе человека, которому свойственно чувство превосходства. В стрессовых ситуациях такая поза позволяет снять напряжение, почувствовать себя уверенней.

Рот прикрыт рукой - человек невольно стремится не произносить какие-либо слова, ему необходимо скрыть правду во время разговора. Прикосновение к носу - вариант предыдущего жеста.

Оттягивание воротника рубашки - попытка снять напряжение, скрыть обман. Этот жест может быть признаком, что человек расстроен, рассержен.

Потирание век - желание кого-то обмануть, может быть подозрительность.

Палец во рту - угнетенное состояние, огорчение.

Ладонь подпирает щеку или подбородок - признак скуки, отсутствие интереса к разговору.

Поглаживание пальцем подбородка - размышление, принятие важного и непростого решения.

Скрещенные на груди руки - проявление защитной реакции или скептического отношения к чему-либо.

Закладывание ноги за ногу с фиксацией руками характерна для людей упрямых и несговорчивых.

Собирание с одежды пылинок означает, что человек не согласен с мнением окружающих, но не решается открыто высказать недовольство.

Положение головы. Прямое положение головы типично для людей, относящихся к получаемой информации нормально или же безразлично. Наклон в сторону свидетельствует о пробуждении интереса к разговору. Голова опущена - отношение к услышанному отрицательное, осуждающее.

Особое внимание в плане учета психологии объекта опроса занимают вопросы выбора места и времени проведения беседы. Необходимость этого вызывается тем, что успешное решение задачи получения информации во многом зависит от обстановки, в которой будет протекать беседа. Здесь, конечно, не может быть общего правила и стандарта. Однако важно предварительно отработать легенду встречи, максимально исключить различного рода ситуативные помехи (телефонные звонки, обращение соседей, коллег, вызовы к начальству), обеспечить конфиденциальность общения. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого или неожиданного, если необходимо, чтобы собеседник слушал с пристальным вниманием и не отвлекался.

Планирование и выбор вида и тактики опроса - процесс творческий: содержание и последовательность предполагаемых вопросов, подлежащих обсуждению, зависят от конкретных обстоятельств дела, характерных особенностей личности опрашиваемого и его отношения к факту по которому проводится опрос. Но в то же время имеется ряд правил общего характера, требующих максимального учета положений психологии для наиболее полного достижения целей посредством данного метода.


Прежде всего, необходимо принять решение, с какой темы следует начать беседу. При этом необходимо иметь в виду, что прежде чем перейти к непосредственно интересующим оперативного сотрудника вопросам, нужно вступительная часть, направленная на решение хотя и вспомогательной, но крайне важно задачи - установление психологического контакта.

Тактика и приемы установления психологического контакта зависят от характеристики личности как оперативного сотрудника, так и опрашиваемого, от целей беседы, а также от условий (места, времени, обстановки), в которых она протекает.

Предварительное изучение, анализ и оценка всех этих обстоятельств должны дополняться непосредственным изучением опрашиваемого в начале беседы. По реакции собеседника, его манере держаться, одеваться можно определить как положительные свойства, облегчающие установления контакта (любознательность, чувство юмора, культура поведения, вежливость), так и отрицательные, затрудняющие контакт (подозрительность, настороженность, озлобленность, грубость, беспечность).

Приступая к беседе в целях установления психологического контакта, целесообразно использовать ряд приемов:

- выбор нейтрального материала для начала беседы, который может касаться самочувствия, маршрута движения транспорта либо биографии объекта беседы, его семейного положения, интересов и увлечений;

- избегания противоречий и несогласий со стороны собеседника в начале беседы. Для этого оперативный сотрудник на основе предварительного изучения личности опрашиваемого должен высказывать свое мнение и задавать вопросы в тех формулировках, которые неизбежно вызовут у объекта беседы согласие и ответ «да»;

- создание у собеседника впечатления о совпадении интересов в отношении увлечений опрашиваемого. Так, например, разговор о музыке, спорте, литературе, коллекционировании не только создает благоприятное впечатление об оперативном сотруднике у объекта опроса, но и снимает у него настороженность и психологические барьеры.

- тактика так называемого психологического «поглаживания», проявление к опрашиваемому сочувствия, уважительное к нему отношения способствует снятию психологического барьера и настороженности;

- прием нарочитой откровенности и раскрытия содержания целей и задач беседы перед опрашиваемым;

- использования черт характера и мотивации поведения опрашиваемого по отношению к конкретной ситуации. Здесь речь может идти о негативном отношении к конкретной ситуации, взглядам проверяемых и разрабатываемых лиц, желании заслужить доверие у представителей органов власти, отличиться в глазах окружающих и т.д.;