Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условиями, от которых зависит успех опроса являются выбор и подготовка места его проведения и обстановка его проведения. Место следует выбирать исходя из вида опроса. При гласном характере опроса выбор места его проведения не представляет особой трудности. Это может быть предприятие, учреждение, организация. Опрос может состояться по месту жительства. Часто гласный опрос проводится в помещении ОВД.

Особое значение приобретает место проведения опроса при негласной встрече. Такие опросы целесообразно проводить в заранее установленных местах, что уменьшает вероятность нежелательных встреч со знакомыми опрашиваемого.

При выборе места следует продумать и обстановку опроса. Она должна располагать к откровенному разговору. Нежелательно присутствие посторонних лиц, а также наличие обстоятельств, отрывающих оперативного работника от беседы.

Серьезное влияние на качество опроса оказывает выбор времени проведения данного оперативно-розыскного мероприятия. При его определении необходимо учитывать ряд обстоятельств:

  • опрос, по возможности, необходимо проводить в удобное для опрашиваемого лица время;
  • необходимо определить примерные временные рамки опроса, что позволит вести предметный разговор и не затягивать время проведения данного ОРМ.

При подготовке к проведению опроса весьма высоко значение должно отводиться выбору тактических приемов его проведения. Разработка таких приемов осуществляется на основе анализа информации о лице, подлежащему опросу, его индивидуально-психологических качеств, половозрастных характеристиках личности, предполагаемом поведении во время опроса, отношении к органам внутренних дел и др.

Таким образом, качественная организация подготовительного этапа проведения опроса позволяет выяснить оперативному работнику все необходимые сведения, которыми располагает объект опроса. Однако полнота опроса, его эффективность зависят от того, какой тактический прием опроса выбрал оперативный сотрудник.

Успех опроса во многом определяет обстановка, в которой приходится опрашивать граждан. Значительную роль играет место проведения опроса, категория и количество лиц, которых необходимо опросить за определенный срок, дефицит времени.

Поскольку одним из основополагающих принципов оперативно-розыскной деятельности является принцип конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов, на практике нередко применяется вербальный контакт с гражданином под вымышленным предлогом, когда сотрудник оперативного подразделения выдает себя за какое-то другое лицо или просто не раскрывает своего истинного лица. Это возможно за счет того, что при разрешении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, вправе использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц оперативно-розыскных ведомств.


Кроме того, объектом опроса может быть лицо, согласное предоставить имеющуюся в его распоряжении информацию, однако при условии, что этот факт не будет предан огласке.

Опрос граждан, несмотря на допустимость использования конспиративных приемов, исключает применение при опросе технических средств, психотропных, химических и других веществ, которые угнетают волю и причиняют вред здоровью людей и окружающей среде.

Вместе с тем, при опросе граждан не исключается возможность использования при опросе технических средств фиксации информации, устройств, не угнетающих эмоциональное состояние опрашиваемого в ходе беседы с ним.

Сотрудники оперативных подразделений, которые решили провести данное оперативно-розыскное мероприятие, а также граждане, которых они опрашивают, должны иметь в виду правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Так, в определении от 20 декабря 2005 г. № 473 - О Конституционный Суд отметил, что с того момента, когда выступающее в официальном качестве должностное лицо в ходе оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого в отношении гражданина, чьи конституционные права на свободу, личную неприкосновенность и свободу передвижения реально ограничены путем административного задержания, проводит его опрос, направленный на выявление фактов и обстоятельств, уличающих данного гражданина в совершении преступления, тем более, если он делает заявление о совершенном им преступлении, в отношении него подлежат непосредственному действию нормы Конституции Российской Федерации, обеспечивающие, в том числе, предоставление квалифицированной юридической помощи (статья 48) и право не свидетельствовать против себя самого (статьи 51, часть 1).

Результаты опроса оформляются справкой (рапортом) сотрудника оперативного подразделения, а при согласии опрашиваемого — его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.

Применение технических средств в ходе опроса также оформляется справкой (рапортом) сотрудника оперативного подразделения. На их основе сотрудник оперативного подразделения составляет справку (справку-меморандум), к которой прилагаются упакованные результаты оперативно-технических мероприятий (материальные носители звуко-, видеозаписи и др.).

В любом случае, гражданин, которого пытаются опросить оперативные сотрудники правоохранительных органов («взять объяснение», провести с ним «оперативную беседу») должен помнить, что отвечать на заданные вопросы в данной ситуации или нет, решает сам гражданин. Другими словами, принуждение к ответам на вопросы в ходе опроса является незаконным методом дознания и может повлечь соответствующую ответственность оперативных сотрудников, вплоть до уголовной. Важно знать разницу между опросом (оперативно-розыскным мероприятием) и допросом (следственным действием), который может осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела.


2 Наведение справок

Определения наведения справок как ОРМ выработано в оперативно-розыскной теории. Наведение справок — направление запроса определенному юридическому или физическому лицу и получение ответа на него либо непосредственное ознакомление оперативника (агента и др.) с содержанием материального носителя информации (документа и т.п.).

Наведение справок как ОРМ предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его результатов применяют Инструкцию о результатах ОРД.

Характеристика обязательного юридического содержания наведения справок. Наведение справок характеризуется как простое ОРМ, совершаемое в виде оперативно-розыскного действия. Вместе с тем наведение справок (посредством запроса), как правило, длящееся ОРМ.

В оперативно-розыскном законодательстве известен как основной состав наведения справок, так и ограничительный.

Объект наведения справок общий — все общественные отношения и блага, защищаемые ФЗ об ОРД. В качестве обязательного признака выступают предмет или лицо — носитель информации (иначе — адресат наведения справок).

Предмет наведения справок — оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и федеральные информационно-поисковые системы) и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции, и т.п. (это могут быть пофамильные картотеки и картотеки неопознанных трупов, учеты (дактилоскопический, утраченного или похищенного оружия, преступников по внешним признакам, например фотоальбомы, и по способу совершения преступления, похищенных и утраченных паспортов и др.).

Адресатом наведения справок может выступать как юридическое, так и физическое лицо, но только вполне определенное (если лицо не определено, информацию получают в рамках такого вида опроса, как анкетирование).

Юридическими лицами являются российские правоохранительные органы и спецслужбы, суды, а также иные органы государственной власти или местного самоуправления, учреждения и организации (включая общественные и частные), в распоряжении которых находится предмет наведения справок (паспортные столы, бюро загсов, справочные и аварийные службы и т.п.).

Физические лица как адресат наведения справок — это связи изучаемого лица (родственники, близкие лица и знакомые), специалисты в различных областях искусства, науки, техники и ремесла (коллекционеры, архивариусы и др.).


Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоприменительные органы других государств с просьбой о наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора.

С предметно-практической стороны для наведения справок характерны два основных способа проведения:

1) непосредственное обращение оперативника в ту или иную организацию и личное ознакомление с документами (или по его заданию агента);

2) направление запроса, как правило документального, в ту или иную инстанцию.

Формы проведения: это ОРМ проводится как негласно, так и гласно. Место и время (сроки) наведения справок ФЗ об ОРД не ограничены. Вместе с тем следует учитывать, что наведение справок — это, как правило, длящееся ОРМ, т.е. его проведение может быть сопряжено с последующим длительным (по времени) исполнением адресатом необходимых обязанностей.

Используемые средства: при наведении справок согласно ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать технические и иные средства (копировальные устройства, видео-, кинокамеру, фотоаппарат и т.п.). Субъект наведения справок простой:

• основной — оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД;

• дополнительный — сотрудник специального подразделения правоохранительного органа или спецслужбы, проводящий это ОРМ по поручению оперативника (оперативник-установщик и др.).

Характеристика особенностей ограничительного состава наведения справок. В оперативно-розыскном законодательстве известны следующие особенности ограничительного состава этого ОРМ. Так, специфичны условия наведения справок в отношении деятельности:

• судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его прав или с нарушением его неприкосновенности (см. ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей);

• адвоката, когда это ОРМ связанно с ограничением адвокатской тайны (см. ч. 3 ст. 8 Федерального закона об адвокатуре).

Субъект проведения сложный: кроме оперативника обязательно задействованы руководитель оперативно-розыскного органа и судья, которые санкционируют проведение ОРМ (в отношении судьи — коллегия судей).

Кроме того, в оперативно-розыскной теории выделяют еще два варианта ограничительного состава наведения справок: 1) связанный с ограничением конституционных прав гражданина (на неприкосновенность частной жизни и др.); 2) связанный с ограничением отдельных видов профессиональной тайны.


Основные правила осуществления наведения справок. Основания (фактические и юридические — поводы), а также условия для проведения наведения справок — общие. Вместе с тем на практике следует учитывать следующее. Во-первых, непосредственное ознакомление оперативника с документами в гласной форме допустимо только при условии добровольного согласия лица, располагающего этими документами. Во-вторых, в отдельных случаях при обращении к субъектам — обладателям тайны (государственной, профессиональной и т.п.) с просьбой сообщить сведения, составляющие определенную тайну, необходимо соблюдать условия, предъявляемые к режиму сохранения такой тайны. Одним из них является направление запроса исключительно в письменной форме (в виде документа с соответ­ствующим реквизитами).

Следует учитывать, что Российским законодательством предусмотрена система защитных нормативно-правовых мер, направленных на недопущение разглашения различных видов тайны, включая профессиональную. В частности, законом охраняется информация, содержащая тайну: государственную (см. ст. 29 Конституции, Закон о гостайне, ст. 283 и 284 УК, Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный Указом Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N° 90), служебную (см. ст. 139 ГК РФ, ст. 183 УК) и коммерческую (см. ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

Кроме того, федеральным законодательством охраняется информация, содержащая:

• конфиденциальные данные (см. ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ, ст. 10 TK РФ);

• налоговую тайну (см. ст, 102 НК РФ);

• банковскую тайну и тайну денежных вкладов (см. ст. 183 УК, сг. 26 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»., сг. 857 ГК РФ);

• нотариальную тайну (см. ст. 137 УК, ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате);

• врачебную (медицинскую) тайну (см, ст. 137 УК, ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 14 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»);

• тайиу связи (см. ст. 15 Федерального закона о почтовой связи);

• тайну страхования (см. ст. 137 УК, ст. 946 ГК РФ);

• тайну усыновления (см. ст. 155 УК, ст. 139 Семейного кодекса РФ);

• адвокатскую тайну (см. ст. 8 Федерального закона об адвокатуре, ст, 137 УК, ч. 7 ст. 51 УПК);

• тайну предварительного следствия (см. ст. 310 УК, ст. 139 УПК);

• сведения о мерах по безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (см. ст. 311 и 320 УК, Федеральный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей);