Файл: Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Подростковый возраст не только биологическая, но и социальная категория. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и личност¬ные процессы развития подростка совершаются не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Возникшее у подростка «чувство взрослости» выражается в стремлении к самостоятельности, желании, чтобы стар¬шие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [3, 98c].

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Как показывают различных авторов области поведения в системе отношений, изучение проявлений в подростка необходимо прежде всего, исследования системы межличностных взаимоотношений сверстниками, с особенностей развития способностей личности.

Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сензитивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Нами было проведено исследование по методике В.П. Пугачева «Диагностика коммуникативных стратегий» на базе МОУ СОШ №8, в котором приняли участие 21 человек из 7-го класса, 25 человек из 8-го класса, 20 девятиклассников и 13 человек из 10-го класса. Данная методика, в отличие от наиболее часто используемого теста Томаса, разработана на материале пословиц, что позволяет избежать при диагностике феномена социальной желательности. Цель: изучение коммуникативных стратегий Результаты исследования в таблице


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Таблица Результаты исследования по методике

Тип

класс

8 класс

9 класс

10 класс

Всего

%

1. Черепаха

4

0

2

2

8

10,1

Тип Акула

4

2

1

2

9

11,4

3. Медвежонок

3

7

6

4

20

25,3

Тип 4.

5

4

1

0

10

12,7

Тип 5. Сова

5

12

10

5

32

40,5

полученных результатов оценить степень у обследуемых к проявлению конфликтных ситуациях форм поведения: у учащихся класса в степени преобладают 4 (индивид, в конфликтной стиль компромиссного готов в степени поступиться интересами, если сторона, участвующая конфликте, идет то же) тип 5 сотрудничество, не о своих но при учитывают и другой стороны). учащихся 8-10 преобладающим стал 5. Интересно, среди учащихся класса не тип 1, дает нам что учащиеся не совсем либо среди на самом не оказалось которые предпочитают конфликты собственными и для на первом – собственные Среди учащихся классов не тип 4, характеризует компромиссное По доминирующему в целом, поведенческая стратегия Таким образом, лучше подросток собственные мотивы мотивы поведения человека, тем легче урегулировать конфликт. Следует что в методике индивид сам себя, поэтому результаты должны рассматриваться истина в инстанции.

результатов исследования сделать вывод, социальный интеллект влияние на подростков в ситуациях и выбор стратегий Проведенное исследование претендует на и требует изучения особенностей социального интеллекта коммуникативных стратегий, как, несмотря то, что уровень развития интеллекта предусматривает уровень развития поведения в в частности, в социальном в целом, по этому явно недостаточно.

2.2 по развитию интеллекта

В современном наблюдается противоречие необходимостью обладания личностью высоким развития интеллекта часто встречающимися в понимании между людьми, ситуации, в к обществу. этого противоречия в увеличении личности в и, в компетентности при социального мира. 

В силу вышесказанного  различным аспектам развития именно социального интеллекта сегодня уделяется особое внимание. Представители инновационного образования активно занимаются вопросами взаимосвязи социального интеллекта с общим уровнем развития ребенка, его психологической культурой,  ролью в социализации личности.  


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Высоким потенциалом в развитии личности подростка вообще и социального интеллекта в частности обладает танцевально-двигательная терапия. Уроки, сеансы танцевальной терапии играют огромную роль в решении многих проблем у детей и взрослых как в эмоциональном, психологическом, так и в физическом плане. 

, что также надо учитывать,

Занятия танцевальной терапии необходимы поскольку позволяют расслабиться внутренне, раскрепоститься; снять напряженность в отношениях, способствуют развитию коммуникативности, танцевальная терапия способствует коррекции проблем отдельной личности и коллектива в целом. На групповых занятиях, контактирую с другими, многие испытывают расслабление, единение с окружающими и, как следствие, происходит выход из замкнутого и настороженного ко всему окружающему состояния. 

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Цель проекта

составление и апробация  технологии деятельности педагога-психолога по развитию социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии. 

Исследование изучению возможностей социального интеллекта средствами танцевальной проводилась в проекта  «Танцующий Региональный проект Тула» – событие культурной Тульской области. идея проекта в том, жители Тульской в особенности предпочитали проводить свободное время танцами для своего здоровья   культурного друг с другом. 

Практическая значимость

Исследование имеет практическую значимость исследования – представлена программа для развития социального интеллекта детей подросткового возраста  с использованием средств танцевальной терапии, полностью апробированная и готовая к использованию практическими психологами в своей деятельности, составлены рекомендации для родителей и педагогов. 

, что также надо учитывать,

Выборку исследования 225 человек: девочек и мальчиков. Средний испытуемых 13-14 лет.

изучения особенностей социального интеллекта использовались следующие методики: Методика социального интеллекта Гилфорд, М. Методика определения эмпатии (И.М. Методика Определение перцептивно-невербальной компетентности Я. Розен); самоконтроля общении (М. Диагностика эмоциональных  в межличностном  (В. В. Бойко). 

Анализ результатов пилотажного исследования позволил нам сделать вывод о том, что для большинства подростков в выборке характерен средний и ниже среднего уровень развития социального интеллекта (соответственно 44%  и 32%). 


, что также надо учитывать,

Нами была разработана программа развития социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии.

, что также надо учитывать,

Задачи программы:

  1. Развитие умения налаживать отношения, ставить себя на место другого.
  2. Развитие к произвольной отзывчивости на других людей, в общении.
  3. Снятие помех.
  4. Повышение уровня эмоциональной эффективности в общение через танец, движение,  пластику тела.

Проведение занятий проходило в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включало поэтапность: занятие начиналось с вводной части: приветствия (добрая улыбка и рукопожатие), вступительного слова ведущего, затем проводились упражнения основной части. Заключительная часть включала подведение итогов, рефлексию и завершалось занятие ритуалом прощания (аплодисменты и реплика «Спасибо»). 

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

В процессе ребята отвечали поставленные вопросы; что было выполнить, а трудно; делались Поведение ведущего, занятия   было служить для подражания способом усиления подкрепления всех изменений в подростков. Ведущий, во время внимание, сочувствие, и доброту, сделать занятия эффективными.

В качестве при разработке был использован психологический тренинг. психологический тренинг методом преднамеренного человека, направленного его личностное профессиональное развитие приобретение, анализ, собственного эмоционального в процессе взаимодействия.

Данная программа из 14 и рассчитана срок до недель.   проводились один два раза неделю. Каждому обеспечивалась возможность себя, быть и не ошибок. 

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия: 

  • игры-коммуникации,
  • индивидуальные упражнения, 
  • этюды,
  • беседы,
  • визуализация,
  • техника релаксации.

Танцевальная игра объединяет танец и игру и помогает детям как развить, так и открыть свое тело и душу. Танец помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств; через движение и пластику, через музыку, в которую погружается ребенок, пропускает ее через себя, происходит раскрепощение, снятие зажимов. Ребенок постепенно становится более свободным и уверенным в себе.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Танец возможностью разогреть и открыть для движения, психическое напряжение, препятствует выражению чувств. 


Темы импровизаций занятиях могут предложены танцевальным например, он предложить станцевать дождя» или темы могут самими детьми.

Выводы по главе 2

Сравнительный результатов констатирующего контрольного этапов позволяют говорить положительной динамике, количество подростков средним и уровнем социального На основе проведенного исследования психолого-педагогической литературы рекомендации для педагогов, родителей, психологов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

исследования подтверждают Э.Торндайка о интеллекте как способности понимать и взаимодействовать ними, а определение социального как особой верно судить людях прогнозировать поведение и адекватное приспособление межличностных взаимодействиях 1937). Можно с Н.Кэнтор, социальный интеллект когнитивной компетентности, позволяет людям события социальной с минимумом и максимальной пользой. Полученные подтверждают мнение

М.И.Бобневой том, что интеллект — способность усматривать улавливать сложные и зависимости социальной сфере.

Вместе с тем нельзя полностью согласиться с утверждениями о том, что социальный интеллект является способностью прогнозировать межличностные события в целом, как считают многие исследователи социального интеллекта (Ю.Н.Емельянов, А.Л.Южанинова, В.А.Лабунская, В.Н.Куницына). В данном случае успешность такого прогноза зависит от степени определенности ситуации (как показывают результаты исследования, индивидуумы с высоким социальным интеллектом хуже прогнозируют поведение и развитие межличностных отношений в условиях неопределенности).

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Полученные данные согласиться с Е.С.Михайловой о что лица высоким социальным способны успешно реакции партнеров общению в обстоятельствах.

Это говорит том, что интеллект представляет прежде всего способность, которая в ситуациях, дать четкую информацию о намерениях людей, общаются друг другом. Наличие факторов, возрастание ситуационной энтропии снижает точность прогностических способностей руководителей с высоким уровнем социального интеллекта.

, что также надо учитывать,

результаты позволяют частную гипотезу том, что уровень социального присущ лицам высоким развитием что в литературе обозначено макиавеллизм личности.