Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения;

-порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг. Особое место посреди источников правового регулирования рынка ценных бумаг занимают акты, которые принимались Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ; ныне - ФСФР).

В настоящее время рынок достаточно организован, жестко контролируется специальным органом государственного регулирования – Федеральной службой РФ по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР – это коллегиальный орган в составе Правительства РФ, имеющий большие полномочия в области координации, разработке стандартов, лицензирования профессиональных участников, установления квалификационных требований и т.д.

Нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются иными органами в пределах их компетенции, в частности Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России.

К подзаконным нормативным актам регулирования рынка ценных бумаг относятся:

- Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063(ред.от 17.07.2011г.) «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 (ред. от 09.08.1999)

«О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»;

-Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги».

Надлежит сказать и о нормативных актах, которые характеризуют правовой режим ценных бумаг. Это Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 26 декабря 1995 г.№ 208-ФЗ (ред. от 29.07.17) «Об акционерных обществах» , в котором определяются общие положения и правовой режим ценных бумаг.

Некоторые отношения, которые возникают при осуществлении деятельности в рассматриваемой сфере, регулируются актами других отраслей права, к примеру, НК РФ.

Регулирование взаимоотношений, оказывающих огромное воздействие на конкурентоспособную борьбу на рынке ценных бумаг, осуществляется Законом о конкуренции на рынке финансовых услуг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг можно определить как воздействие государства через систему его органов на общественные отношения, складывающиеся по поводу эмиссии и обращения ценных бумаг, субъектами которых являются:

а) эмитенты;

б) профессиональные участники ранка ценных бумаг;

в) инвесторы.

Исполнение обязательств РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств государственной казны РФ, казны субъектов Российской Федерации и муниципальной казны в соответствии с законом или решением о бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.


Российский рынок ценных бумаг по-прежнему не дотягивает до общемировых стандартов. Объем бумаг в обращении на нем составляет менее 50% ВВП страны, тогда как на более развитых рынках (например, США) этот показатель может достигать 250% ВВП. Она ожидает роста объемов бизнеса на этом рынке в ближайшие год-полтора – произойти это должно за счет притока розничных инвесторов-физлиц. Рост должен произойти, «несмотря на сложные операционные условия в России и неопределенность, связанную с изменениями в регулировании».

Кроме того, Россия наряду с Аргентиной остается наиболее волатильным рынком ценных бумаг. Тем не менее предложения не облагать НДФЛ рублевые облигации, выпущенные с 1 января 2017 г., страховать индивидуальные инвестсчета (ИИС) и предоставлять по ним налоговый вычет способствуют приходу розничных инвесторов на рынок ценных бумаг. На конец февраля этого года в России было открыто более 200 000 ИИС.

Понижение ставок по депозитам в банках влияет на приход частных инвесторов на фондовый рынок больше, чем налоговые льготы по ценным бумагам. Основная проблема для рынка ценных бумаг – это размер самого рынка [12].

Неопределенность на рынке ценных бумаг связана с изменениями в регулировании. Например, когда только начинали обсуждать разделение инвесторов по уровням, были опасения, что оно окажется слишком жестким. Сейчас понятно, что большинство этих опасений не реализуется. Такой шаг в регулировании необходим для того, чтобы инвесторы приходили на рынок надолго, а не спекулировать лишь какое-то время [12].

За период с 2010 г. по первую половину 2016 г. значительно изменился баланс участников торгов на бирже. В 2,5 раза уменьшилось присутствие на рынке брокерских фирм (до 29%), тогда как частные банки и принадлежащие им брокеры за шесть лет стали активнее: в 2010 г. на них приходилось 9% рынка, а в первой половине 2016 г. – 31%. За это время доля ЦБ на рынке ценных бумаг выросла с 1 до 17% – из-за активности регулятора на рынке репо.

У банков есть преимущество на рынке облигаций: значительные объемы их балансов и капитала, а также собственных операций с облигациями позволяют им лидировать и как организаторам первичных размещений долговых выпусков, и как поставщикам ликвидности по облигациям.

За последние годы ЦБ стал более внимательно относиться к недобросовестным брокерам, из-за чего многие из них лишились лицензии или не смогли предложить нечто конкурентоспособное по сравнению с крупными игроками [12].


2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

На рынке ценных бумаг различают 3 основные формы деятельности: государственную, профессиональную и частную. На рынке ценных бумаг гос. деятельностью занимаются Президент РФ, Правительство, Центробанк, Министерство финансов и др. К проф. деятельности относится работа фондовых бирж, инвестиционных фондов, брокеров, дилеров, маклеров.

Профессиональные участники[4] рынка ценных бумаг должны иметь квалификационный аттестат и лицензию. Частной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются другие участники рынка, которые не относятся к проф. участникам и не имеют лицензии на право ведения проф. деятельности на рынке.

Как субъект рынка ценных бумаг государство выступает в двоякой роли. С одной стороны, государство, действуя чрез надлежащие компетентные государственные органы, может являться эмитентом, инвестором и в том числе и проф. участником данного рынка. С иной стороны, государство исполняет регулирование рынка ценных бумаг, контроль и надзор за деятельностью его субъектов.

Государственное регулирование РЦБ осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и инвесторов, лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ, регистрацией выпусков ценных бумаг, контроля за использованием служебной информации и рекламной деятельностью на РЦБ.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ - федеральный орган исполнительной власти сообразно проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролированию из-за деятельностью проф соучастников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФСФР подчиняется непосредственно Президенту РФ сообразно вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законодательством РФ. Структурно состоит из 6 руководящих членов: председателя, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, 3-х заместителей председателя и секретаря.

Распоряжения ФСФР по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для выполнения федеральными министерствами и другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а еще проф соучастниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями.

Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности проф участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций проф соучастников базара значимых бумаг и контролирования из-за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.


ФСФР издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования проф соучастников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление проф деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а еще сообразно вопросам, имеющим распорядительный либо индивидуальный характер, не требующим принятия распоряжений в согласовании с федеральным законодательством.

Лицензирование[5] проф. деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется проф. участниками на основании лицензии. Условия лицензирования определяются Порядком лицензирования видов проф. деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10, другими актами, устанавливающими общие и специальные лицензионные требования и условия.

Лицензирование саморегулируемых организаций исполняется в согласовании с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций - профессиональных соучастников рынка ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24.

Аттестация специалистов рынка ценных бумаг проводится в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Соответствие субъекта установленным требованиям подтверждается документом, коим считается квалификационный аттестат. (Состояние о специалистах рынка ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 24 декабря 2003 г. № 03-47/пс).

Регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Законодательством устанавливаются правила раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования служебной инфы.

На рынке ценных бумаг большое внимание уделяется рекламе. Нормы гл. 9 Закона о РЦБ содержат требования к рекламе, основания прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:

- в рекламе указывать недостоверную информацию о собственной деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, иную информацию, направленную на обман либо введение в заблуждение владельцев и остальных участников базара ценных бумаг;

- в рекламе указывать предполагаемый размер доходов сообразно ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

-применять рекламу в целях недобросовестной конкуренции.

При регулировании рекламы на рынке ценных бумаг надлежит еще учесть требования « Закона о рекламе ».


Установление мер, направленных на обеспечение государственной. и общественной защиты интересов субъектов рынка ценных бумаг. Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» введены дополнительные требования к профессиональным участникам, которые предоставляют услуги инвесторам на фондовом рынке, доп. условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, нацеленные на защиту прав и законных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг [4].

Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.

За противоправные действия, нарушающие законодательство и иные нормативные правовые акты о рынке ценных бумаг, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организации (их руководители) или граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и другую ответственность. Основания, меры ответственности и порядок ее применения определены Законом о РЦБ (ст. 51) и другими нормативными правовыми актами.

За нарушения на рынке ценных бумаг учтена административная ответственность по пунктам ст. 15 и уголовная ответственность по ст. 185 УК РФ.

2.3 Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые исполняют последующие виды деятельности: брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность сообразно управлению ценными бумагами; депозитарная деятельность; деятельность сообразно ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность сообразно организации торговли на рынке ценных бумаг.

На основании специального разрешения-лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг либо уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии исполняются все виды проф. деятельности на рынке ценных бумаг. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность проф. соучастников рынка ценных бумаг и при несоблюдении законодательства РФ о ценных бумагах принимают решение об отзыве выданной лицензии. Деятельность проф участников рынка ценных бумаг лицензируется 3 видами лицензий: лицензией проф участника рынка ценных бумаг; лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра; лицензией фондовой биржи.