Файл: Управление транспортным обслуживанием производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для характеристики использования наличного парка транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применяется система технико-экономических показателей, основными из которых являются следующие показатели.

1. Техническая скорость движения «vt» транспортного средства:

2. Эксплуатационная скорость «уэ» транспортного средства:

4. Коэффициент использования пробега «апб» транспортного средства:

5. Коэффициент использования рабочего времени «аив» транспортного средства:

При нормальной эксплуатации транспортных средств «aив» должен быть не менее 0,85. На основе данных об использовании отдельных средств транспорта определяются средние значения для всего наличного парка транспортных средств. Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания. Качество транспортного обслуживания - комплексное понятие, учитывающее соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной засылки грузов, предоставление дополнительных услуг и т. д. Оценка по каждому из критериев с учетом их веса позволяет получить комплексную оценку качества транспортного обслуживания. Оперативное управление работой транспортного хозяйства заключается в составлении укрупненных месячных и недельных программ, уточненных сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, использование диспетчерской службы для контроля работы транспортных средств в режиме реального времени.

Укрупненную месячную программу перевозок составляет планово-диспетчерское бюро транспортного хозяйства (цеха) на основании месячных планов и дополнительных заявок на перевозки грузов, поступающих от цехов, складов и служб предприятия. При значительных изменениях объема перевозок требуется проверка загрузки транспортных средств, уточнение сменности их работы, перепланирование маршрутов и количества транспортных средств, выпускаемых на линию и закрепляемых за каждым маршрутом. Организация и сменно-суточное планирование внутризаводских перевозок зависят от типа обслуживаемого производства.

В массовом и крупносерийном производстве грузопотоки являются относительно устойчивыми, что позволяет организовать грузоперевозки по постоянным маршрутам и работу транспортных средств по графику. За каждым маршрутом закрепляются постоянные транспортные средства (и водители), составляются постоянные графики-расписания работы на смену или сутки. В серийном производстве грузопотоки менее постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам. На основе текущего уточнения запланированных потребностей в услугах транспорта и разовых заявок цехов, складов, служб предприятия каждый день составляется сменно-суточное задание на следующий день, в котором указывается распределение транспортных средств по отдельным маршрутам, включая разовые. В мелкосерийном и единичном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков грузоперевозки организуются по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших от цехов, складов, служб предприятия заявок на перевозки. В соответствии со сменно-суточным заданием диспетчер выписывает водителям путевые листы или наряды. По отметкам в них грузополучателей и грузоотправителей о времени прибытия и убытия транспортных средств диспетчер ведет учет и контроль выполнения водителями сменно-суточных заданий.[15]


Транспортные средства должны работать по твердому графику и расписанию движения. Исходя из этого, транспортные средства закрепляются за определенными маршрутами (стремясь обеспечить максимальную и равномерную загрузку транспортных средств).

Для рациональной организации транспортного обслуживания на предприятии создается транспортный отдел, за которым закрепляются следующие функции:

- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

- планирование потребности во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

- планирование производственного персонала транспортных средств;

- планирование потребности в запчастях и их приобретения;

- оперативное планирование и диспетчеризация обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

- организация осмотров и ремонта транспортных средств;

- организация безопасности движения;

- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);

- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрация в государственных органах, получение лицензии на перевозку грузов и людей, списание и утилизация транспортных средств.

В зависимости от размера транспортного хозяйства и объема перечисленных функций в составе отдела выделяется ряд служб.

Во всех случаях создается служба движения, которая осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу транспорта под погрузку и выгрузку на определенных пунктах.

На крупных предприятиях выделяется грузовая и коммерческая служба, которая ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также оформляет расчеты с внешними перевозчиками.

Как правило, в составе транспортного отдела создается техническая служба, которая организует и отвечает за состояние транспортных средств, ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных механизмов, за обеспечением запасными частями и горюче-смазочными материалами.

На предприятиях, располагающих разветвленной сетью транспортных магистралей, создается служба дорожного хозяйства. Она ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.[16]

Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с диспетчером предприятия.


Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить грузооборот предприятия, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.

Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Он подразделяется на внутренний, отображающий количество грузов, перемещаемых внутри предприятия, (рассчитывается на основе плановых заданий по выпуску продукции и объемов поставляемых материалов на рабочие места) и внешний, включающий доставку материальных ценностей на предприятие и вывоз готовой продукции. Внешний грузооборот рассчитывается на основе договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Грузопотоки  рекомендуется оформлять на генплане предприятия в масштабе. Это позволяет анализировать и регулировать движение грузов.

По данным грузооборота и грузопотоков рассчитывается потребность транспортных средств по видам, численность транспортных рабочих, их производительность и фонд зарплаты, себестоимость транспортных работ.

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;

- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);

- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

- организация контейнерных перевозок;

- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.



3.Основные направления дальнейшего совершенствования управления транспортом на производстве.

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;

- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);

- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

- организация контейнерных перевозок;

- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

Выполнение профилактических и ремонтных работ автомобильной техники в заранее запланированный срок или после определенной наработки не вполне удовлетворяет возросшим требованиям обеспечения безопасности дорожного движения и экономичной эксплуатации подвижного состава. Не исключены случаи появления отказов и неисправностей. Некоторые профилактические работы выполняются преждевременно или с опозданием. Основной причиной такого положения является то, что большинство работ по ТО и ремонту автомобильной техники осуществляется без учета фактического технического состояния элементов автомобиля. В связи с этим назрела необходимость дальнейшего совершенствования системы ТО и ремонта автомобильной техники.
Наиболее совершенной системой ТО и ремонта автомобилей следует считать такую, которая наиболее полно обеспечивает взаимодействие процессов изменения технического состояния автомобиля (т. е. процессов изменения диагностических параметров) и процессов восстановления.

Классическим примером такой системы могут быть обслуживание и ремонт автомобильной техники по техническому состоянию.[17]
Техническое обслуживание автомобилей по техническому состоянию называется планово-предупредительным. Периодичность и объем работ по технической диагностике являются планируемыми. Предупредительный характер их обеспечивается постоянным наблюдением за надежностью и техническим состоянием автомобилей с целью своевременного выявления предотказного состояния. Принцип предупреждения отказов и неисправностей является основным. С этой целью широко можно использовать назначение упреждающих допусков.
Упреждающий допуск - совокупность значений параметров, заключенных между предельным и предотказным уровнями. Выход параметра за предельное состояние означает отказ, достижение предотказного уровня - необходимость проведения профилактических мероприятий.
При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию с контролем уровня надежности элементов автомобиля элементы подвижного состава эксплуатируют без ограничения ресурса до отказа. Фактический уровень надежности элементов автомобиля (например, параметр потока отказов) не должен превышать установленного верхнего статистического уровня. В случае превышения этого уровня при прочих равных условиях для определенных элементов автомобиля последний направляется на обслуживание или ремонт; временно устанавливается межремонтный ресурс, который рассматривается как сигнал о необходимости повышения надежности данных элементов автомобиля. Чтобы применить этот метод, необходимо четко организовать систему сбора и обработки информации об отказах и неисправностях элементов автомобилей.[18]
При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию с контролем параметров агрегатов после отработки установленного ресурса предусматриваются непрерывный, или периодический, контроль и изменение параметров, определяющих техническое состояние тех или иных агрегатов. По результатам контроля принимается решение о продолжении эксплуатации автомобиля до следующей проверки. Изменения функциональных и диагностических параметров агрегатов производятся с определенной периодичностью в движении и при выполнении ТО и ремонта автомобиля.
Прогноз технического состояния или надежности агрегата устанавливается на период не менее чем до следующей проверки значений параметров.


Параллельно используется статистическая информация о надежности элементов автомобиля. Данные прогноза - техническая основа для принятия решения о допуске агрегата к дальнейшей эксплуатации. ТО и ремонт автомобилей по техническому состоянию с контролем параметров эксплуатируемых агрегатов автомобиля относится к наиболее эффективным, а для наиболее сложных и ответственных агрегатов - и к единственно возможным.
Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию потребует: широкого внедрения средств и методов технической диагностики, цифровых ЭВМ для оценки и прогнозирования технического состояния элементов, а также для сбора и обработки статистической информации о надежности автомобилей; создания на предприятиях специальных подразделений, которые выполняют работы по оценке и прогнозированию технического состояния автомобилей и принимают решение о допуске их к эксплуатации или назначении необходимых профилактических либо ремонтных мероприятий.
К задаче технической диагностики подвижного состава производства относится
изучение формы проявления технических состояний, методы и средства обнаружения неисправностей и прогнозирование ресурса работы объекта без его разборки. Она позволяет количественно оценивать безотказность и эффективность автомобиля и прогнозировать эти свойства в пределах остаточного ресурса или заданной наработки. Диагностика поддерживает на высоком уровне надежность автомобилей, уменьшает расход запасных частей, материалов и трудовых затрат на ТО и ремонт, повышает производительность автомобиля и снижает себестоимость перевозок.[19]

В соответствии с ГОСТ 25044—81 техническая диагностика проводится при вводе автомобилей в эксплуатацию, техническом обслуживании и ремонте автомобиля.
Задачи диагностирования: проверка исправности и работоспособности автомобиля в целом и (или) его составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования; поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность автомобиля; сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.
На стадии разработки автомобиля установлены следующие элементы диагностирования: вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации; правила и последовательность диагностирования; номенклатура диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние автомобиля и обеспечивающих поиск возможных дефектов; номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки автомобиля; требования к точности измерения параметров; номенклатура средств диагностирования и режимы работы автомобиля и его составных частей; требования к контролепригодности автомобиля; требования по технике безопасности труда.[20]
Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и ремонте, устанавливают на основе диагностирования.
Диагностическая карта служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте автомобиля. Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования.
Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации автомобиля, сбора исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода. Накопительная карта ведется на каждый автомобиль в течение всего срока его эксплуатации. При передаче автомобиля в другую организацию накопительную карту передают вместе с ним.
Для правильной диагностики двигателя имеется стенд с беговыми барабанами, также общее техническое состояние двигателя можно также оценить на основании учетных данных (пробега автомобиля и ресурса работы двигателя, ремонта, заявок водителей и т. д). ТО -1 и ТО-2 проводятся на основании пробега транспортных средств. 
Для учета шин на предприятии ведется компьютерный учет пробега, на основании которого выдается акт о замене шин. Колеса могут иметь следующие основные неисправности: разработка отверстий в дисках под шпильки крепления колес к ступице; деформирование дисков; трещины около отверстий в дисках колес; механические повреждения и коррозия ободов, бортовых замочных колец; срыв резьбы на шпильках и гайках и др.
Ежедневное обслуживание имеет своим значением контроль технического состояния автомобиля с целью обеспечения безопасности движения на дороге, заправку эксплуатационными материалами и поддержания надёжного вида автомобиля. 
Первое техническое обслуживание заключается в наружном осмотре всего автомобиля и выполнение в установленном порядке и объёме контрольных, крепёжных, регулировочных, смазочных, электрических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время, периодически через установленный пробег.
Текущий ремонт включает в себя разборочно-механические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы. В основном на предприятии разработано централизованное управление производством ТО и ремонта подвижного состава. Который базируется на следующих основных принципах: сосредоточение функций управления производством ТО и ремонта в одном органе - диспетчерской службе.