Файл: Управление транспортным обслуживанием производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Перспективное развитее предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимательских предприятий, а также население страны находятся в неразрывной связи с транспортным комплексом. 
Полученные научно-технические открытия привели к коренным изменениям в структуре экономики, включили в сферу производства и сбыта новые модели машин, оборудование, новые материалы и технологии; изменили организацию производства, системы сбыта; привели к ускоренному моральному старению машин и оборудования, сократили сроки их замены. Наблюдается массовое поступление на рынок принципиально новых видов транспортных средств и оснащения, парк которых достиг уже миллионов. Высокая работоспособность и исправность парка транспортных средств может быть достигнута своевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.[1]
В этих условиях возросли роль и значение технического обслуживания транспортных средств, которое превратилось на важную область сферы услуг. Сервис, который предоставляется клиенту сегодня, включает кроме технического обслуживания (ТО) и другие виды услуг. Главная задача ТО состоит в обеспечении постоянной готовности транспортных средств (ТС) к эксплуатации и высокой эффективности их использования.
В условиях современного производства важные экономические показатели работы транспортного предприятия во многом зависят от уровня ТО ТС, которые находятся в эксплуатации, поскольку покупатель, который не желает или не может своими силами обеспечить ТО, практически не купит ТС до тех пор, пока не будет уверен, что он получит необходимый сервис.
Организация производства технического обслуживания и ремонта машин - важнейшая подсистема комплексного предприятия автомобильного (технологического) транспорта, которая во многом определяет эффективность использования транспортно-технологических машин в эксплуатации.[2]
Целью курсовой работы является отражение аспектов рациональной организации управления транспортным обслуживанием производства.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- отобразить основные положение по организации управления транспортным обслуживанием производства;
- раскрыть назначение, задачи и состав транспортного хозяйства предприятия;
- выявить основные направления дальнейшего совершенствования управления транспортным обслуживанием производства.


1.Основные положения по организации управления транспортным обслуживанием производства

Транспортное и экспедиционное обслуживание. Значительную долю расходов на производство и распространение различных товаров, а также на оказание услуг составляют транспортные затраты. Многие производственные предприятия с целью снижения затрат на транспортировку сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции прибегают к услугам специализированных фирм. Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по перемещению грузов в пространстве и во времени и по предоставлению перевозочных, погрузочно-разгрузочных работ и услуг по хранению называется транспортным обслуживанием. Эти компании могут осуществлять также экспедиционное обслуживание, т. е. выполнять дополнительные работы и операции в процессе перемещения грузов. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультативные услуги.

Сущность и задачи транспортной логистики. Транспортные услуги отличаются некоторыми существенными особенностями:

- транспортно-экспедиционные услуги не могут существовать вне процесса их оказания, т. е. они не могут накапливаться;

- спрос на услуги транспорта подвержен значительным колебаниям;

- транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания колебаний спроса;

- создание дополнительных мощностей для полного удовлетворения пикового (временного экстремально высокого) спроса весьма дорогостоящий процесс.[3]

Расчеты за транспортные услуги осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы это плата, взыскиваемая за перевозку грузов, это сборы за дополнительные операции; кроме того, это правила исчисления указанных платежей. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта.

Высокий уровень качества транспортно-экспедиционных услуг достигается при комплексном обслуживании потребителей, т. е. при предоставлении широкого спектра разнообразных услуг. Однако приобретение широкого ассортимента услуг может привести к слишком высоким затратам клиента, поэтому в транспортном обслуживании большое значение имеют организационно-экономические аспекты, эффективное управление процессом перевозок, которые позволяют снижать транспортные затраты при сохранении высокого качества предоставляемых услуг. В связи с этим все большее внимание уделяется логистическому подходу к организации перевозок. К основным задачам транспортной логистики относят:


-обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса;

- согласование их экономических интересов;

- разработка и применение единых планов-графиков;

- создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных сетей;

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного, складского и производственного процессов;

- выбор вида транспортного средства;

- выбор типа транспортного средства;

- определение рациональных маршрутов доставки и т. п.

Виды транспорта и их характеристики. При выборе стратегии транспортного обслуживания необходима соответствующая классификация транспортных средств. Известны пять основных видов транспорта:

- железнодорожный;

- автомобильный;

- водный (иногда дополнительно выделяют две разновидности: речной и морской);

- воздушный;

- трубопроводный.

Значимость каждого из видов транспорта оценивается по протяженности магистралей, объему перевозок, доходности и содержанию транспортных потоков (составу перевозимых грузов). Выбор вида транспорта осуществляется на основе нескольких факторов, представленных в Табл. 1.

Таблица 1. Оценочная таблица зависимости вида транспорта и факторов.

Расчет наиболее рационального маршрута перевозки может осуществляться разными методами. Наиболее популярен метод Свира, или алгоритм дворника-стеклоочистителя. Для составления маршрутов используют полярную систему координат.[4]

Полюс системы точка 0 обозначает место размещения распределительного склада. Затем выбирают начальное положение полярной оси φ = 0. Положение каждого потребителя в таком случае определяется расстоянием от центра и углом φ, который образуется полярной осью и лучом, исходящим из точки 0 в место расположения потребителя. При составлении маршрутов полярная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелке, «стирая» при этом с координатного поля изображенных на нем потребителей материального потока. Как только сумма заказов «стертых» потребителей достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. На кольцевые маршруты может накладываться ограничение по времени. Если окажется, что время движения по определенному маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний. При этом могут учитываться и другие ограничения. Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте «стирающего» луча.


Метод Свира позволяет разделить всю обслуживаемую территорию на несколько секторов. В пределах каждого сектора составление маршрута может осуществляться посредством решения различных оптимизационных задач.

У современных организаций и отдельных лиц имеется множество способов получить необходимое транспортное обслуживание. Они могут воспользоваться услугами перевозчиков, работающих по найму, могут осуществлять частную перевозку или обратиться к специалистам по транспортному сервису. Это дает широкие возможности для выбора формы оплаты, гарантий сохранности груза, условий доставки и погрузки-разгрузки, доступа к информации. В настоящее время большинство предприятий и производств имеют свой подвижной состав автотранспорта.[5]

2. Назначение, задачи и состав транспортного хозяйства предприятия

Производственная, хозяйственная и снабженческо-сбытовая деятельность предприятия требует физического перемещения большого объема различных грузов внутри и вне предприятия. Уровень организации транспортных работ оказывает существенное влияние на важнейшие показатели деятельности предприятия. На погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях занято 30-40% всех вспомогательных рабочих, затраты на них составляют 5-8% себестоимости выпускаемой продукции.

Рациональная организация транспортного обслуживания способствует сокращению длительности производственного цикла, ритмичности, росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.[6]

Основными задачами транспортного хозяйства являются:

- наиболее полное и быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с потребностями производственного процесса;

- эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;

- механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

- снижение себестоимости транспортных работ;

- постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.

Промышленные предприятия используют различные виды транспортных средств. Их состав зависит от масштабов и типов производства, выпускаемой продукции, потребляемого сырья и других ресурсов, технологий, расположения предприятия и его подразделений.[7] Транспортные средства предприятия классифицируются по зонам применения и видам (см. Таблицу 2)


Таблица 2. Классификация транспортных средств предприятия

Признак

Характеристика

Зона применения

Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:

- железными дорогами;

- аэропортами;

- речными и морскими портами и др. предприятиями

Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами):

-межцеховой транспорт;

-внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);

-межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

Вид транспортного средства

1.Колесный транспорт:

-железнодорожный;

-автомобильный;

-автопогрузчики;

-электротранспорт.

2.Транспортные конвейеры.

3.Монорельсовые дороги.

4.Трубопроводный транспорт.

5.Пневмотранспорт.

6.Роботы.

Структура видов транспорта формируется в соответствии с потребностями предприятия. Определенные группы транспортных средств обособляются в цеха и другие подразделения.

2.1 Организация и управление транспортным обслуживанием

Подсистемы транспортировки и складирования взаимодополняют и взаимозамещают друг друга, что активно используется при генерации альтернативных вариантов организации поставок в технологических цепях предприятий. Именно затраты на хранение и транспортировку определяют выбор схем снабжения и сбыта, размещения производства, имеют решающее значение при принятии многих других решений в области управления операционной деятельностью предприятий (компаний). Они вместе выполняют важные функции обслуживания основных и вспомогательных процессов на всех уровнях (от рабочего места до уровня компании) в сфере производства, снабжения и сбыта.

Назначение и состав транспортного хозяйства предприятия. Назначение транспортного хозяйства предприятия - полное удовлетворение потребностей подразделений предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств минимальной себестоимости транспортных операций. Это возможно только на основе интеграции технологических процессов транспорта и производства, согласования их графиков работы, правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок. Перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов являются основными функциями транспортного хозяйства предприятия. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.[8]