Файл: ТИПОГРАФИКА ЭПОХИ конструктивизма (Предпосылки формирования конструктивизма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основной темой данной курсовой является изучение типографики эпохи конструктивизма. С развитием промышленности и техники в области искусства произошел перелом, оно претерпело сильные изменения. Конструктивизм был новаторским движением в искусстве, дизайне и архитектуре, которое началось в России в 1913 году, но по-настоящему поднялось после революции 1917 года. Эта революция была временем больших разногласий и перемен, приведших к демонтажу царского режима в пользу большевиков.

В то время широкое распространение получили агитационные и рекламные плакаты. Соответственно, именно на них и отразились все реформы в области типографики.

Тема конструктивизма актуальна и на сегодняшний день. Эта работа актуальна благодаря тому, что в современной типографике широко используются приемы и законы конструктивизма и в этом его практичность.

Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить предпосылки формирования конструктивизма, изучив для этого предшествующий ему стиль, обозначив проблемы, которые повлекли за собой смену сознания общества, рассмотреть биографии и работы его ярких представителей, обозначить особенности конструктивистской типографики и рекламы этой эпохи, определить степень актуальности приемов конструктивизма в наше время.

Целью исследования является типографика эпохи конструктивизма, ее характерные особенности, также мы определим, что в конструктивизме до сих пор привлекает дизайнеров.

Объектом исследования стал конструктивизм, его проявления в рекламе и типографике в целом, его влияние на современную типографику.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы, такие как: Клещев О. И. «Типографика: учебное пособие», Кравчук В. П. «Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие.», Головко С. Б. «Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие» и др.

Глава.1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Глава 1.1. Предпосылки формирования конструктивизма

Я начну свое исследование с изучения предпосылок формирования конструктивизма. Теория конструктивизма родилась в начале прошлого века среди левых художников и «идеологов массового действа», которые восстали против эклектики. Исследователи расходились во мнениях относительно того, где берет свое начало конструктивизм. Некоторые считали, что «его истоки следует искать в архитектуре начала двадцатого века». Другие - что элементы конструктивизма родились в недрах модерна.


Очевидно, что конструктивизм отражал социальные перестройки в обществе и желание применения новых материалов и структур. Он возникал в борьбе творческих идей и мнений о различных путях развития современной архитектуры, полиграфии и дизайна.

Предшественником конструктивизма был модерн, он получил широкое распространение в России. Модерн (от фр. moderne – новейший, современный) - стиль в русском, европейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 вв. Основной идеей этого направления был отказ от прямой преемственности стилей. Источниками вдохновения для создания причудливых форм модерна, были, с одной стороны, фигурно-орнаментальные мотивы крито-микенской культуры, с другой – прикладное искусство и неповторимая по тонкости графика Японии. Это было самым мощным воздействием дальневосточного искусства на европейское. За совсем небольшой срок модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства. Прослеживалось стремление к плоскостной трактовке композиции, нарядности, орнаментальности. Наблюдалось отступление от классических канонов.

В качестве ведущего стиля модерн просуществовал недолго. Уже в первом десятилетии 20 в. его популярность и актуальность начали угасать. И несмотря на то, что неповторимость модерна дала ему жизнь, она стала и причиной его гибели. Модерн изжил сам себя, тем самым дав другим более устойчивым стилям возможность существования.

Новое время требовало новых образов и форм. Наступало время мощной индустрии, функционализма, массового производства и неминуемой стандартизации изделий. Новым критерием оценивания эстетики вещи стала целесообразность. Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, должен был означать, прежде всего, очищение ее от декоративной ручной художественной отделки. Наиболее простой и прямой путь к изменениям формы лежал через отказ от орнамента. Поэтому «антиорнаментальные» тенденции стали наиболее характерным признаком этого этапа в развитии художественной промышленности. Появление новой эстетики началось с мятежа против орнаментации, изобразительности, архаичности формы. Отсюда возникает новое, конструктивное, направление в искусстве.

На протяжении всего времени существовали художественные стили, содержащие конструктивистские элементы, например, Ренессанс или югендстиль. Однако в период между двумя мировыми войнами геометрия стала доминирующей техникой дизайна, чистой формой передачи нового содержания искусства.


Отправной точкой для этой новой конструктивистской эпохи можно считать 1910 г. дореволюционной России. Казимир Малевич работал над ”иконами ХХ века" как над абстрактным геометрическим произведением: Черный квадрат на белом фоне (1913)(рис.1), черный круг на белом фоне (рис.2), а в 1918 году Белый квадрат на белом фоне (рис.3).

Глава. 1.2. Экспрессивная типографика в творчестве представителей конструктивизма 1920—1930-х гг.

Одни критиковали (и критикуют) такие новаторские усилия, другие восторженно приветствовали их. В бурные 1917-1919 годы Родченко и Татлин провозгласили конструктивизм в поддержку революции, производство искусства для народа. Это привело к обилию экспериментов в области театра, архитектуры, дизайна изделий, репрезентативной графики и типографики.

Успех Октябрьской революции быстро распространил конструктивистские идеи и на другие страны, где уже потихоньку зарождались мысли о подобном движении. Первая конструктивистская выставка открылась в Польше в 1923 году: Генрик Стазевский, Владислав Стшеминский, Мечислав Щука и Хенрик Берлеви были ведущими художниками, занимающимися вопросами рекламы и типографии. В Германии самым важным центром конструктивизма был Баухаус в Дессау и Веймаре. Эта школа мысли была призвана устранить метафизические пережитки прошлого из повседневной жизни настоящего, и конструктивно-рациональный процесс проектирования искусственной среды подходил для этого идеально.

В 1923-1928 годах в Баухаусе работал Ласло Мохой-Надь, который также развивал принципы конструктивизма. С его приходом в Баухаус появились новые идеи об использовании типографики. Надь считал типографику, прежде всего, средством коммуникации и заботился о "ясности сообщения в его наиболее выразительной форме". Он объединил текст и фотографию во взаимосвязанные композиции, которые он назвал "Типофото".

Австриец Герберт Байер учился в Баухаусе в течение четырех лет, и после сдачи последнего экзамена директор Баухауса Вальтер Гропиус назначил Байера руководителем новой мастерской "Druck und Reklame" (печать и реклама) в Дессау. Под руководством Байера эта мастерская превратилась в профессиональную студию графического дизайна и коммерческого искусства. Такие нововведения, как исключение заглавных букв и замена архаичного готического алфавита, используемого в немецкой печати, современным "космополитическим" шрифтом, свидетельствуют о переходе от индивидуально изготовленных и традиционно сформированных товаров к объектам, отвечающим функциональным требованиям, пригодным для массового производства. В связи с этим то, что стало известно как типография Баухауса, также было частью социальной и политической реформы, проходящей в школе.


В 1925 году Гропиус поручил Байеру разработать шрифт для всех коммуникаций Bauhaus. Он использовал свой подход к современной типографии, чтобы создать "идеалистический шрифт". В результате получился «Universalschrift» геометрический шрифт без засечек, он был простой и универсальный. В дизайне этого шрифта не было необходимости не только в засечках, Байер чувствовал, что нет необходимости и в верхнем и нижнем регистре для каждой буквы. (рис.4)

В Баухаусе изложены элементарные принципы типографской коммуникации:

1. Типография формируется функциональными требованиями.

2. Целью типографской верстки является коммуникация (для которой она является графическим носителем). Общение должно происходить в самой короткой, самой простой и самой проникновенной форме.

3. Для того чтобы типографика служила социальным целям, ее составные части должны организованны изнутри, должны иметь упорядоченное содержание. Нельзя забывать и о внешней организации, типографский материал должен быть правильно связан.

Нидерланды также были домом сильной конструктивистской группы. В лиятельная в других странах, группа "de Stijl" была основана в 1917 году. Туда входили Пит Мондриан и Тео ван Дусбург.

Во Франции в 1920-е годы геометрическое искусство не получило большого отклика, и лишь некоторые художники, такие как Мондриан и ван Дусбург, работали много лет в этом направлении и имели небольшой успех.

Конструктивизм сильно повлиял на типографику, а именно на алфавит и принципы внешнего оформления и верстки.

Конструктивистская концепция шрифта была экспериментальным переосмыслением латинских буквенных форм. Алфавиты Стшеминского, Альберса, Швиттерса, Чихольда или Байера состояли из горизонтальных и вертикальных штрихов, двух диагоналей и круга и не нуждались в украшениях. Не должно было быть и следа рукописного почерка.

Русскому конструктивизму были характеры минимальные цветовые палитры, часто просто красные, черные и иногда желтые. Они часто имели диагональные, круговые и угловые элементы, изображения. Полученная работа всегда была чрезвычайно драматичной, захватывающей, часто потрясающей и даже шокирующей, что соответствовало их цели изменить общество. Это движение было драматическим сдвигом от предыдущих, более традиционных движений и философий искусства.

Типографика Эля Лисицкого стала первым формальным воплощением нового подхода. Лазарь Маркович Лисицкий (1890 – 1941), известный как Эль Лисицкий, был русским советским художником, дизайнером и типографом, который связан как с супрематическим, так и с конструктивистским движением. Он был важной фигурой русского авангарда, помогал развивать супрематизм вместе со своим наставником Казимиром Малевичем, проектировал многочисленные выставочные экспозиции и пропагандистские работы для Советского Союза. Он изучал инженерию и архитектуру в дополнение к искусству, давая очень линейный, логический подход ко всему, что он делал. Его работы, особенно те, которые включали в себя супрематическую философию, были очень абстрактны, с геометрическими формами, имели минимальную цветовую палитру, и в некоторых случаях обладали глубокой символикой. Эль Лисицкий создал множество книг, плакатов, выставок и других видов советской пропаганды. Большая часть его работ была политически ориентирована, как и большая часть работ, созданных в ту эпоху. Одной из последних его работ был советский пропагандистский плакат «Давайте побольше танков», призывающий людей строить больше танков для борьбы с нацистской Германией (рис.5). На протяжении многих лет он преподавал в различных школах и художественных средствах массовой информации, распространяя свои идеи. Лисицкий создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве. В 1919-1921 годах он был одним из активных деятелей витебского УНОВИСа во главе с К. Малевичем. Здесь Лисицкий создает свои ПРОУНы — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то, как бы парящих в космическом пространстве. В оставшиеся годы он внедрял значительные изменения в типографику, выставочный дизайн, фотомонтаж и дизайн книг, завоевывал международное признание за свой дизайн. Форма шрифта неразрывно связана со смыслом, поэтому буквы не идут единой строчкой, а «приплясывают», интервал между ними то сокращается, то увеличивается, помогая минимальными средствами добиться предельной выразительности. Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929) (рис.6), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое. Его работа оказала большое влияние на Баухаус и конструктивистские движения, он экспериментировал с методами производства и стилистическими устройствами, которые продолжат доминировать в графическом дизайне 20-го века. В 2014 году наследниками художника в сотрудничестве с Van Abbemuseum и ведущими мировыми учеными был создан Фонд Лисицкого для сохранения наследия художника.


Также одним из основоположников конструктивизма был Александр Родченко (1891-1956). Это русский советский дизайнер, график, фотограф, живописец и скульптор, художник театра и кино. Хотя первоначальным фокусом Родченко была живопись, он продолжал играть с фотографией, типографией и изображениями, объединяя их в то, что тогда называлось монтажом или фотомонтажом. Он отказался от станковой живописи ради "индустриального искусства", как он это называл, то есть искусства с социальной целью и посланием для масс. В марте 1923 года Родченко опубликовал статью, в которой сказал, что сейчас появился новый иллюстративный метод: монтаж печатных и фотографических материалов, ориентированных на определенную тему.

Братья Стенберги (Георгий 1900-1933 и Владимир 1899-1982) – советские художники, скульпторы и дизайнеры. Они всегда работали в сотрудничестве друг с другом и разработали более 300 плакатов к фильмам.

Новое большевистское правительство полностью поддерживало киноиндустрию, особенно ее способность пропагандировать и направлять свое послание в массы. В то время более 60% населения было неграмотным, поэтому работа конструктивиста с его сильными, резкими образами и мощным дизайном смогла привлечь их внимание и помогла распространить эту новую идеологию.

Основной техникой братьев Стенберг был монтаж. Дизайн их плакатов разрабатывался, чтобы удерживать взгляды и даже шокировать. "Мы имеем дело с материей в свободном состоянии... не обращая внимания на реальные пропорции... переворачивая цифры вверх ногами; короче говоря, мы используем все, что может заставить занятых прохожих остановиться на их пути". Их работы отвергли приёмы традиционные стилей в пользу других способов передачи движения, динамики и ритма, которые характеризуют 1920-е года. Они часто использовали нетрадиционные углы обзора, радикальные ракурсы и тревожащие крупные планы. Их плакаты актуальны даже сегодня и выглядят так же поразительно, как и в свое время. В 2000 году ITC выпустила два шрифта, вдохновленные творчеством братьев, под названием «ITC Stenberg».

Глава 1.3. Рекламная типографика эпохи конструктивизма

Октябрьская революция 1917 года ознаменовала новый этап развития отечественной рекламы. В первые годы советской власти рекламы как таковой, кроме политической, не существовало. Но совсем скоро конструктивизм начал появляться в рекламных объявлениях и плакатах различных назначений, а также в обложках книг и их внутреннем оформлении. Это было время авангардных поисков новой, соответствующей времени, художественной формы. Конструктивисты предпочитали делить плоскость листа жирными линейками, разбрасывать геометрические фигуры. Будучи типично авангардистским течением, конструктивизм унаследовал и продолжил поиски футуристов в области динамизации и активизации формы, вводил диагональные построения, ассиметричные композиции полосы, использовал в наборе шрифтовой контраст, выделение с помощью масштаба, размеров, рисунков и цвета шрифта «ударных» частей текста. Яркий, кричащий и революционный конструктивизм всегда привлекал к себе внимание. Активное использование фотоизображения в рекламе можно считать находкой конструктивистов, они взамен рисунка энергично вводили в книгу новую изобразительную технику - фотографию. И они не просто использовали фото, а располагали его под резкими ракурсами, использовали приемы кадрирования, монтаж фрагментов. Вырабатывались характерные конструктивистские приемы использования фотографий: их располагали по диагонали страницы или разворота, без полей, под обрез, стали использовать крупные изображения, которые служили фоном для надписей.