Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теме принципу эффективного контроля организации.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда ими сформулированы цели и задачи, создана организация. Управленческий контроль очень важен для успешного функционирования организации. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких – либо групп становиться чрезвычайно сложно. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементам самой сущности организации. Контроль – это количественная и качественная оценка и учёт результатов деятельности организации.
Актуальность данной темы заключается в том, что контроль не является вопросом доверия или недоверия к сотрудникам, это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке. Контроль необходим для регулирования деятельности организации, для успешной управленческой деятельности, для достижения поставленных целей и т.д. в настоящее время всё больше и больше организаций уделяют особое внимание управленческому контролю так, как управленческий контроль является залогом успеха всей компании. Единственным недостатком применения его организациями является разрозненность использования различных форм и видов контроля.
Объектом работы является организация управленческого контроля на примере торговой сети «Ашан»
Предметом работы является управленческий контроль в целом.
Целью данной работы является
– изучение понятия «управленческий контроль»
- изучение непосредственной организации его на примере торговой сети «Ашан»
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
- Определение сущности управленческого контроля;
- Изучение задач, форм, принципов и видов управленческого контроля;
- Исследование организации управленческого контроля на предприятии.
Для выполнения работы были использованы труды таких авторов как Михненко П.А, Гапоненко А.Л, Герчиковой И.Н, Гусевой Е.П., Дорофеева В.Д и интернет ресурсы.
В работы были использованы такие методы как составление таблиц, поиск информации,
В первой главе рассмотрены понятие контроля в менеджменте, система контроля деятельности предприятия, принципы эффективного контроля. Во второй главе рассмотрены система контроля, применяемая в организации, предложения по повышению эффективного контроля деятельности.
Работа содержит 35 печатного текста две таблицы и список используемой литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие контроля в менеджменте
Контроль – это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во – первых, достигнуты или нет цели организации, а во - вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Контроль – это количественная и качественная оценка и учёт результатов деятельности организации.
Контроль – функция пресса управления, целью которой является количественная и качественная проверка результатов деятельности,
выполняемой посредством остальных функций, обеспечение достижения целей организацией.
Контроль выступает в качестве многозначного термина, поэтому необходимо отметить, что применяя его в теории менеджмента, имеют в виду организационный или, как ещё называют, управленческий контроль.
Специфика контроля как управленческой функции заключается в том, что он представляет собой систему обратной связи, позволяющую корректировать действия организации, которая по тем или иным причинам отклонилась от первоначального курса.
Контроль (организационный/управленческий контроль) – это процесс достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть.
В роли субъекта контроля (или его инициатора) выступает контролирующее звено. В зависимости от ситуации в качестве такого звена могут выступать: учредители (собственники) организации; акционеры; топ – менеджеры; линейные руководители различного уровня; специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации.
Объект контроля – эта сама организация, внутри которой контролю подвергаются происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы (подразделения организации, её филиалы, отдельные работники)
Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, служебные документы, настроение и поведение людей, степень удовлетворённости работой, информационные и финансовые потоки и т.д.
Цель контроля – обеспечить менеджеров информацией для оценки
выполнения запланированных показателей деятельности организации и
соответствия разработанным планам в определенный период времени.
Важная функция управленческого контроля – разработка стандартной системы отчётности, проверка этой отчётности и её анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения.
В системе управления контроль выполняет функции, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Основные функции контроля в системе управления организацией
№ п/п |
Функция контроля |
Содержание функции контроля |
1 |
Проверочная |
Установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений. |
2 |
Информационная |
Сбор, передача, информации о состоянии объекта. |
3 |
Диагностическая |
Изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов. |
4 |
Прогностическая |
Создаёт основу для предложений о будущем состоянии объекта и возможных отклонений от заданных параметров. |
5 |
Коммуникационная |
Обеспечивает установление и поддержание обратной связи. |
6 |
Ориентирующая |
указывает, на что нужно обращать особое внимание. |
7 |
Стимулирующая |
|
8 |
Корректирующая |
на основе полученных результатов, состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик ли устойчивость функционирования при отклонении от них. |
9 |
Защитная |
Способствует сохранности ресурсов. |
Данная таблица отражает основные функции контроля.
В общем – то обратные связи – это важнейшая сущностная черта, сердцевина контроля. Основоположник кибернетики Н.Винер понимал «обратную связь» как уникальное «свойство», позволяющее регулировать будущее поведение прошлым исполнением приказов». Г.В. Атаманчук отмечает, что с точки зрения интересов контроля необходимо учитывать и анализировать два взаимосвязанных между собой типа "обратных связей" - объективные и субъективные. При этом объективные обратные связи несут информацию о поведении, интересах и других свойствах объекта управления, а субъективные обратные связи характеризуют обоснованность применяемых мер и процедур контроля. Именно механизм обратных связей в сочетании с прямым непосредственным воздействием контроля на объект управления создают необходимые предпосылки нормального функционирования социально-экономических процессов.
Содержание прямых и обратных связей в контрольной деятельности довольно полно раскрывается в следующих способах и процедурах её осуществления:
- Установление стандартов и критериев, которые выбираются на стадии планирования из многочисленных целей и стратегии;
- Сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел;
- Сравнение полученных данных с запланированными показателями, установленными нормативами, стандартами и др.,
- Выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появления;
- Разработка системы корректирующих действий, мероприятий, для того чтобы удержать или изменить поведение объекта управления в рамках заданной цели, других управленческих решений.
Обратная связь в процессе контроля - это данные о полученных результатах.
Эффективно организованный контроль, прежде всего, ориентирован на решение, как стратегических задач, так и оперативных вопросов.
Контроль как функция управления представлена в нескольких аспектах.
- Контроль – это властное целенаправленное воздействие одних и тех же людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего – либо.
- Контроль – это процесс проверки и сопостановление фактических результатов с заданными параметрами.
- Контроль - это процесс, при помощи которого субъект управления определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
- Контроль - важная составляющая управленческого воздействия (сознательного, продуманного, преднамеренного и зафиксированного в соответствующих правовых и других нормативных управлениях, обязательных для исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты.
- Контроль - неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений (от его начала и до завершения).
- Контроль и оперативное информирование (по принципу обратной связи) - составная часть управленческой деятельности, которая помогает исполнять управленческие решения.
Все виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель, а различаются они только по времени осуществления. Существует несколько видов управленческого контроля:
Система менеджмента организации – это совокупность должностных лиц, совместная работа которых обеспечивает результативное и эффективное управление организацией; а также особые формы и методы управленческой деятельности, принятые в данной организации.
Классификация видов контроля представлена в таблице 2
Таблица 2
Классификация видов контроля
№ п\п |
Категория контроля |
Вид контроля |
1 |
По этапу производственного процесса |
Входной |
Текущий |
||
Операционный |
||
Приёмочный |
||
Инспекционный |
||
. |
По способу проведения |
Активный |
Пассивный |
||
Сплошной |
||
Выборочный |
||
3 |
По влиянию на объект контроля |
Разрушающий |
Неразрушающий |
||
4 |
По применяемым средствам контроля |
Измерительный |
органоптический |
Данная таблица отражает основные классификации контроля
Входной контроль – Контроль продукции поставщика, поступивший к потребителю или заказчику и предназначенный для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции.
Текущий контроль – контроль, который производится непосредственно в ходе выполнения работ.
- Проводится в ходе осуществления работ
- Объект – подчиненные, сотрудники (осуществляется непосредственным руководителем)
- Базируется на изменении фактических результатов и системе обратной связи.
Операционный контроль – процесс обеспечения обратной связи между сотрудниками и их менеджерами в отношении эффективности выполняемых видов деятельности.
Выходной (приёмочный) контроль – контроль качества готовой продукции.
Цель выходного контроля – установление соответствия качества готовой продукции требованиям стандартов или технических условий, выявление возможных дефектов. Если все условия выполнены, поставка продукции разрешатся.
Инспекционный контроль проводят на рыночной стадии в ситуации, когда про прошествии определённого периода времени свойства изделия ухудшаются. Инспекционный контроль проводится несколько раз в течение срока службы изделия специально уполномоченным органом.
Активный контроль – контроль деталей непосредственно в процессе обработке на станке или вне станка, дающий информацию о необходимости изменения режимов обработки или подналадки станка (изменение положения между инструментом и деталью).
Пассивный контроль – реагирование системы на выявленные отклонения.
Сплошной контроль – контроль, при котором решение о качестве контролируемой продукции применяется по результатам каждой единицы продукции.