Файл: Принципы эффективного контроля предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена теме принципу эффективного контроля организации.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда ими сформулированы цели и задачи, создана организация. Управленческий контроль очень важен для успешного функционирования организации. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких – либо групп становиться чрезвычайно сложно. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементам самой сущности организации. Контроль – это количественная и качественная оценка и учёт результатов деятельности организации.

Актуальность данной темы заключается в том, что контроль не является вопросом доверия или недоверия к сотрудникам, это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке. Контроль необходим для регулирования деятельности организации, для успешной управленческой деятельности, для достижения поставленных целей и т.д. в настоящее время всё больше и больше организаций уделяют особое внимание управленческому контролю так, как управленческий контроль является залогом успеха всей компании. Единственным недостатком применения его организациями является разрозненность использования различных форм и видов контроля.

Объектом работы является организация управленческого контроля на примере торговой сети «Ашан»

Предметом работы является управленческий контроль в целом.

Целью данной работы является

– изучение понятия «управленческий контроль»

  • изучение непосредственной организации его на примере торговой сети «Ашан»

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

  • Определение сущности управленческого контроля;
  • Изучение задач, форм, принципов и видов управленческого контроля;
  • Исследование организации управленческого контроля на предприятии.

Для выполнения работы были использованы труды таких авторов как Михненко П.А, Гапоненко А.Л, Герчиковой И.Н, Гусевой Е.П., Дорофеева В.Д и интернет ресурсы.

В работы были использованы такие методы как составление таблиц, поиск информации,

В первой главе рассмотрены понятие контроля в менеджменте, система контроля деятельности предприятия, принципы эффективного контроля. Во второй главе рассмотрены система контроля, применяемая в организации, предложения по повышению эффективного контроля деятельности.

Работа содержит 35 печатного текста две таблицы и список используемой литературы


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие контроля в менеджменте

Контроль – это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во – первых, достигнуты или нет цели организации, а во - вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Контроль – это количественная и качественная оценка и учёт результатов деятельности организации.

Контроль – функция пресса управления, целью которой является количественная и качественная проверка результатов деятельности,

выполняемой посредством остальных функций, обеспечение достижения целей организацией.

Контроль выступает в качестве многозначного термина, поэтому необходимо отметить, что применяя его в теории менеджмента, имеют в виду организационный или, как ещё называют, управленческий контроль.

Специфика контроля как управленческой функции заключается в том, что он представляет собой систему обратной связи, позволяющую корректировать действия организации, которая по тем или иным причинам отклонилась от первоначального курса.

Контроль (организационный/управленческий контроль) – это процесс достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть.

В роли субъекта контроля (или его инициатора) выступает контролирующее звено. В зависимости от ситуации в качестве такого звена могут выступать: учредители (собственники) организации; акционеры; топ – менеджеры; линейные руководители различного уровня; специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации.

Объект контроляэта сама организация, внутри которой контролю подвергаются происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы (подразделения организации, её филиалы, отдельные работники)

Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, служебные документы, настроение и поведение людей, степень удовлетворённости работой, информационные и финансовые потоки и т.д.

Цель контроля – обеспечить менеджеров информацией для оценки


выполнения запланированных показателей деятельности организации и

соответствия разработанным планам в определенный период времени.

Важная функция управленческого контроля – разработка стандартной системы отчётности, проверка этой отчётности и её анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения.

В системе управления контроль выполняет функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Основные функции контроля в системе управления организацией

№ п/п

Функция контроля

Содержание функции контроля

1

Проверочная

Установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений.

2

Информационная

Сбор, передача, информации о состоянии объекта.

3

Диагностическая

Изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов.

4

Прогностическая

Создаёт основу для предложений о будущем состоянии объекта и возможных отклонений от заданных параметров.

5

Коммуникационная

Обеспечивает установление и поддержание обратной связи.

6

Ориентирующая

указывает, на что нужно обращать особое внимание.

7

Стимулирующая


по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание

8

Корректирующая

на основе полученных результатов, состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик ли устойчивость функционирования при отклонении от них.

9

Защитная

Способствует сохранности ресурсов.

Данная таблица отражает основные функции контроля.

В общем – то обратные связи – это важнейшая сущностная черта, сердцевина контроля. Основоположник кибернетики Н.Винер понимал «обратную связь» как уникальное «свойство», позволяющее регулировать будущее поведение прошлым исполнением приказов». Г.В. Атаманчук отмечает, что с точки зрения интересов контроля необходимо учитывать и анализировать два взаимосвязанных между собой типа "обратных связей" - объективные и субъективные. При этом объективные обратные связи несут информацию о поведении, интересах и других свойствах объекта управления, а субъективные обратные связи характеризуют обоснованность применяемых мер и процедур контроля. Именно механизм обратных связей в сочетании с прямым непосредственным воздействием контроля на объект управления создают необходимые предпосылки нормального функционирования социально-экономических процессов.


Содержание прямых и обратных связей в контрольной деятельности довольно полно раскрывается в следующих способах и процедурах её осуществления:

  • Установление стандартов и критериев, которые выбираются на стадии планирования из многочисленных целей и стратегии;
  • Сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел;
  • Сравнение полученных данных с запланированными показателями, установленными нормативами, стандартами и др.,
  • Выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появления;
  • Разработка системы корректирующих действий, мероприятий, для того чтобы удержать или изменить поведение объекта управления в рамках заданной цели, других управленческих решений.

Обратная связь в процессе контроля - это данные о полученных результатах.

Эффективно организованный контроль, прежде всего, ориентирован на решение, как стратегических задач, так и оперативных вопросов. 

Контроль как функция управления представлена в нескольких аспектах.

  1. Контроль – это властное целенаправленное воздействие одних и тех же людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего – либо.
  2. Контроль – это процесс проверки и сопостановление фактических результатов с заданными параметрами.
  3. Контроль - это процесс, при помощи которого субъект управления определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
  4. Контроль - важная составляющая управленческого воздействия (сознательного, продуманного, преднамеренного и зафиксированного в соответствующих правовых и других нормативных управлениях, обязательных для исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты.
  5. Контроль - неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений (от его начала и до завершения).
  6. Контроль и оперативное информирование (по принципу обратной связи) - составная часть управленческой деятельности, которая помогает исполнять управленческие решения.

Все виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель, а различаются они только по времени осуществления. Существует несколько видов управленческого контроля:

Система менеджмента организации – это совокупность должностных лиц, совместная работа которых обеспечивает результативное и эффективное управление организацией; а также особые формы и методы управленческой деятельности, принятые в данной организации.

Классификация видов контроля представлена в таблице 2


Таблица 2

Классификация видов контроля

№ п\п

Категория контроля

Вид контроля

1

По этапу производственного процесса

Входной

Текущий

Операционный

Приёмочный

Инспекционный

.

По способу проведения

Активный

Пассивный

Сплошной

Выборочный

3

По влиянию на объект контроля

Разрушающий

Неразрушающий

4

По применяемым средствам контроля

Измерительный

органоптический

Данная таблица отражает основные классификации контроля

Входной контроль – Контроль продукции поставщика, поступивший к потребителю или заказчику и предназначенный для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции.

Текущий контроль – контроль, который производится непосредственно в ходе выполнения работ.

  • Проводится в ходе осуществления работ
  • Объект – подчиненные, сотрудники (осуществляется непосредственным руководителем)
  • Базируется на изменении фактических результатов и системе обратной связи.

Операционный контроль – процесс обеспечения обратной связи между сотрудниками и их менеджерами в отношении эффективности выполняемых видов деятельности.

Выходной (приёмочный) контроль – контроль качества готовой продукции.

Цель выходного контроля – установление соответствия качества готовой продукции требованиям стандартов или технических условий, выявление возможных дефектов. Если все условия выполнены, поставка продукции разрешатся.

Инспекционный контроль проводят на рыночной стадии в ситуации, когда про прошествии определённого периода времени свойства изделия ухудшаются. Инспекционный контроль проводится несколько раз в течение срока службы изделия специально уполномоченным органом.

Активный контроль – контроль деталей непосредственно в процессе обработке на станке или вне станка, дающий информацию о необходимости изменения режимов обработки или подналадки станка (изменение положения между инструментом и деталью).

Пассивный контроль – реагирование системы на выявленные отклонения.

Сплошной контроль – контроль, при котором решение о качестве контролируемой продукции применяется по результатам каждой единицы продукции.