Файл: ТИПОГРАФИКА ЭПОХИ конструктивизма (Предпосылки формирования конструктивизма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным двигателем новаторского направления в советской рекламе выступали художники-конструктивисты, в числе которых можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Попову, Э. Лисицкого, В. Степанову и других. Представители конструктивизма в своих работах использовали простые геометрические формы и утилитарный стиль, стремясь тем самым создать противопоставление буржуазной роскоши и подчеркнуть этой простотой идеи новой пролетарской идеологии. В печатной графике и плакате в данном стиле использовались жесткие схематичные композиции, построенные на использовании плоскостей, линий и простых форм, компоновка изображения отличалась динамичностью. Главную роль играли геометрические абстракции и буквы. Широко применялись наборные типографские элементы и простые рубленые шрифты прямого жирного начертания, легкие для восприятия. Надписи, выполненные таким шрифтом, становились самостоятельной частью композиции и занимали значительную часть плаката, всегда оказываясь в поле зрения. Расположенные под разными углами, слова и словосочетания добавляли композиции динамичности и некой торопливости.

В 20-е годы советская реклама взяла на себя и пропагандистские функции, власти использовали творчество рекламистов в борьбе между капиталистами и социалистами. Именно по этой причине для плакатов художников-конструктивистов характерна наступательность, а рекламные персонажи напористы и иногда даже агрессивны, они будто кричат с плакатов. Такой эффект создавался с помощью крупных букв и обилия больших восклицательных и вопросительных знаков. Цветовая палитра рекламных плакатов была, как и принято в конструктивизме, довольно ограниченной, но буквы и другие типографские элементы дополнительно выделялись цветом, чтобы контрастировать с фоном. Объединенные вместе, все эти элементы создавали единое мощное визуальное сообщение. Такая реклама, несомненно, должна была побуждать к действию.

Конструктивистские рекламные плакаты первой половины 1920-х годов вполне соответствуют революционному пафосу молодого советского государства.

Глава 1.4. Влияние советского печатного искусства 1920-1930-х гг. на современную типографику.

Ввиду современных требований к функциональности и целесообразности, современный дизайн сохраняет интерес к конструктивизму. Интерес к этому очень короткому периоду не случаен. Пожалуй, трудно найти в прошлом такой период, когда за такой короткий срок появилось бы такое большое количество принципиально новых формообразующих идей. Это наследие до сих пор волнует умы не только искусствоведов, но и современных художников. Сложно найти выставку современного искусства, где не встретилось бы прямая ссылка на искусство авангарда 20 годов 20 века. Тот прорыв, совершенный художниками авангарда, по своей мощи занимает в мировой истории особое место.


Печатная реклама активно использует культурное наследие, оставленное известными мастерами типографики. Современные дизайнеры часто стилизуют свои работы, подчеркивая тем самым связь времен. В настоящее время вновь становятся популярными стили, возникшие на рубеже 19-20 столетий. Громогласная и плакатная шрифтовая графика конструктивистов находит отражение в современной рекламе. Зачастую этот прием используют фирмы, когда им необходимо «прокричать» о скидках и распродажах.

Конструктивистские решения пережили второе рождение на стыке двух тысячелетий. Так, в конце 90-х годов двадцатого века дизайнер Т. Сафаев разработал гарнитуру Родченко, в основу которой легли шрифтовые работы русских конструктивистов Александра Родченко, Варвары Степановой, Владимира и Георгия Стенбергов, Густава Клуциса и других художников (рис.7). Геометрический гротеск имеет только прописные знаки, образованные прямыми линиями. Предельно упрощенный, этот шрифт воспринимается как символ русского авангарда и предназначен для применения в рекламе и акциденции.

Примерно в то же время дизайнер Е. Китаева создала фирменный стиль для «ИМА-пресс» (рис.8). Налицо все признаки конструктивизма: плашечный чистый цвет, четкий шрифтовой блок, где слова с разным количеством букв вписаны в один квадрат. Также в конце 90-х годов молодежное отделение партии «Яблоко» выпустило серию рекламных постеров, и все они были выполнены в духе конструктивизма.

Глава 2. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ ПРИМЕРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ЭПОХИ КОНСТРУКТИВИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Глава 2.1. Характерные черты конструктивизма

Эстетика конструктивизма является очень мощным средством воздействия. Он до сих пор сохраняет свою индивидуальность, так как он социально направлен и связан с активной творческой позицией создателя. Актуальность данного стиля достигается за счет особенностей восприятия информации. Это достигается с помощью следующих приемов:

1) Ограниченная палитра цветов (чаще черного, красного и белого), что помогало структурировать композицию;


2) Для побуждения к действию принято использовать красный цвет на больших площадях;

3) Создание контраста с помощью сочетаний цветов, разных размеров элементов. Увеличение кегля способствует тому, что слово приобретает «кричащий» окрас;

4) Достижение удобочитаемости благодаря крупным буквам и рубленым шрифтам;

5) Основная мысль доносится до воспринимающего с помощью кратких и простых формулировок;

6) Использование шрифтовых и словесных композиций, что придавало особую выразительность;

7) Применение плоскостной техники, использование узнаваемых образов, сведение изображений до простых геометрических форм – для быстроты распознавания объектов;

8) Применение фотографии для придания работе реалистичности и правдивости;

9) Эмоциональное воздействие, использование методов внушения: прямой взгляд в глаза зрителю, прямое обращение с энергичным личным призывом, четкий вопрос;

Мы можем в этом убедиться, посмотрев на работы дизайнеров 20-30 годов 19 века.

Глава 2.2. Шрифты эпохи конструктивизма

Самыми влиятельными отечественными шрифтами являются, несомненно, шрифты, возникшие в эпоху конструктивизма. Сами по себе рубленые шрифты были созданы не русскими конструктивистами. Голландское движение «Де Стиль» (De Stijl) уже в 1917 году использовало блочную форму букв в одноименном журнале. Немецкая школа «Баухауз» также занималась разработкой новых шрифтов. Голландская, немецкая и русская традиции широко взаимодействовали друг с другом в то время. Но именно в России конструктивистские шрифты получили такое развитие и распространение. Эти шрифты были максимально упрощены до самого буквенного каркаса, состояли из штрихов одинаковой толщины и, конечно, не имели никаких засечек (рубленые, гротесковые шрифты). Они имели тенденцию к одноширинности знаков и одинаковым межбуквенным расстояниям. Такие шрифты получили название Геометрических гротесков.

К таким шрифтам относятся Futura (рис.9), Avant Garde (рис.10), Erbar (рис.11), Kabel (рис.12).

Рис. 9. Шрифт Futura Рис.10. Шрифт Avant Garde

Рис. 11. Шрифт Erbar Рис. 12. Шрифт Kabel


Глава 2.3. Использования принципов конструктивизма на примере работ его представителей

Отдельным явлением русского и советского авангарда были плакаты Лисицкого. Его увлечение проунами и супрематизмом позволило создать шедевры визуального искусства. Так, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых» до сих про вдохновляет дизайнеров во всем мире.(рис.13)

Рис.13. «Клином красным бей белых»

Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» — один из символов авангардной рекламы со всеми ее излюбленными приемами. Тут есть и фотомонтаж, и жесткая геометрическая конструкция, и яркие пятна. В основе плаката — фотография Лили Брик, которую сделал сам Родченко. (рис.14)

Рис.14. «Ленгиз: книги всем отраслям знаний»

В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. С 1923 г. в сотрудничестве с поэтом Владимиром Маяковским Родченко начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты. A что еще нужно для эффективной рекламы?(рис.15)

Рис.15. Плакаты Родченко

Братья Стенберги своими плакатами рекламировали чёрно-белое кино в стране, не успевшей оправиться от гражданской войны. Они никогда не считали, что занимаются искусством и предпочитали называть свои творения работой, в связи с чем оригиналов их работ сохранилось очень мало - Стенберги просто не считали нужным их хранить. для их плакатов характерно соответствие динамике и монтажному принципу фильма, сочетание перерисовки эффектного кадра с крупными цветовыми плоскостями и броским шрифтом. (рис.16)

Рис.16. Плакаты Стенбегов к фильмам


Герберт Байер создал множество выдающихся работ не только в сфере типографики и графического дизайна, но и в таких областях, как скульптура, индустриальный дизайн, архитектура и фотография. Не удивительно, что Байера сейчас многие причисляют к важнейшим представителям искусства XX века. Все его работы объединяет одно: они выражали потребности индустриального века, но в то же время воплощают изощренные тенденции авангарда того времени. (рис.17)

Рис.17. Работы Байера

Одним из самых значительных творений Байера по сей день считается знаменитый шрифт Universal. Этот шрифт — точное воплощение всех идей направления Bauhaus: функциональность, простота и никакого излишнего декора. Байер искренне верил в то, что такой шрифт поможет снизить стоимость коммерческой печати за счет экономии на бумаге. (рис.18)

Рис.18. Шрифт Universal

Глава 2.4. Использования принципов конструктивизма в современной типографике

На сегодняшний день использование символов эпохи Октябрьской революции уже не говорит о политических настроениях их носителей. Конструктивистские идеи периодически появляются в современной жизни, причем они могут воспроизводиться как полностью, так и отдельными элементами.

Практически везде мы можем видеть полужирные рубленые шрифты. Они хорошо работают по одной простой причине: такой текст всегда легко читается, контрастирует с фоном. Это один из самых эффективных трендов, пришедших к нам из эпохи конструктивизма. Также часто встречаются цветные шрифты, которые, несомненно, являются яркими акцентами и привлекают к себе внимание. (рис.19)

Рис.19. Пример шрифта и варианта цветового оформления

Современная типографика не забыла и про комбинации больших и маленьких шрифтов. Иногда возникает необходимость выделить то или иное слово, которое несет в себе смысловую нагрузку. Для этого идеально подходит приём комбинирования шрифтов разного кегля. (рис.20)