Файл: Разработка, построение ИСР проекта. Структурная декомпозиция работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 705

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словарь ИСР – это документ, содержащий детальную информацию о результатах, действиях и времени исполнения для каждого элемента ИСР [8].

Пример словаря представлен ниже (рис. 3).

Рисунок 3. Словарь ИСР [2]

Информация в ИСР может быть любой (в зависимости от проекта), но желательно, чтобы она включала в себя:

  • код элемента в ИСР;
  • описание работы;
  • ответственное лицо;
  • ресурсы;
  • стоимость;
  • требования к качеству;
  • критерии результата (приемки);
  • контактную и техническую информацию.

Иерархическая структура работ необходима для того, чтобы команда лучше понимала объем работы, которую необходимо выполнить, и могла составить базовый план проекта (план который в дальнейшем будет браться за основу).

Правила, которые следует соблюдать для составления ИСР:

  • направленность на цель;
  • отсутствие лишних элементов;
  • однозначная иерархия (дерево);
  • добавить работы по управлению проектом;
  • проверка и мозговой штурм.

После составления дерева ИСР (или части дерева) необходимо обязательно стоит провести мозговой штурм, для выявления тех элементов, которые не были учтены.

Структурной декомпозицией работ (Work Breakdown Structure, WBS, СДР) называют представление проекта, исполненное в виде иерархической структуры работ, что достигается посредством последовательной декомпозиции. Инструмент направлен на детальное планирование, оценку стоимости, определение и распределение персональной ответственности исполнителей и т. д. – то есть, на основные работы и результаты, определяющие содержание проекта [6].

В Work Breakdown Structure элементами проекта могу быть услуга, продукт, работа или группа работ (wbs group). Каждый нижестоящий уровень в иерархии детализирует какой-либо элемент вышестоящего уровня, но при этом должны быть соблюдены следующие принципы:

  • принцип «Правильного дерева». Идея в том, чтобы у каждого зависимого элемента (у каждой «ветки» или, при ещё более дробном разделении, – у каждого «листа») был только один родительский элемент;
  • принцип полноты и логической стройности. В СДР должны учитываться все элементы проекта, однако ничего не должно дублироваться;
  • принцип единства критерия. Процесс декомпозиции должен происходить по одному критерию, поэтому, например, нельзя вперемежку работать сразу и с продуктом, и с функциональными задачами;
  • принцип глубины СДР. Разделение должно производиться до тех пор, пока получившаяся структура не будет легко управляемой и контролируемой. Чаще всего этот процесс заканчивается при структурировании до уровня элементарной работы – такой, которую способен выполнить один сотрудник, или которую можно контролировать как отдельную единицу.

Воплощение данных принципов в проекте приводит к тому, что иерархическая структура работ приобретает определённые характеристики, а именно:

  • всегда описывает содержание работ с необходимой (достаточной) точностью;
  • охватывает весь объём – 100% – работ по проекту (если какие работы не входят в СДР, значит, они выпадают и из содержания);
  • структура декомпозируется на иерархически выстроенные элементы (пакеты, субпакеты и т. д.)., причём верхние уровни соответствуют основным этапам проекта, и по мере приближение к нижним уровням определение работ всё более детализируется;
  • блоки работ в структуре автономны;
  • работы имеют измеримый (либо сравнимый) результат, а каждый блок работ – исходный результат (при этом легко оцениваются время и расходы);
  • стартовые и завершающие мероприятия определяются чётко и однозначно.

Итак, в данном разделе были рассмотрены и определены такие понятия, как: «проект», «работы проекта», то, что может быть результатом проекта, что такое «управление проектом», что такое «жизненный цикл проекта» и его процессы, каковы ограничения проекта, что такое «ИСР», словарь ИСР, что есть «структурная декомпозиция работ».

1.2. Основные принципы разработки и построения ИСР

После формулирования целей проекта строится иерархическая структура работ (ИСР) - которая представляет последовательное многоуровневое расщепление цели на работы, которые необходимо выполнить для того, чтобы достичь цель. Часто при планировании проектов используется термин задача, под которым обозначаются работы верхнего уровня. В реальности понятия задача и работы относительны и каждую работу при ее детализации можно обозначить задачей.

При построении ИСР необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Работы нижнего уровня (дочерние) являются способом достижения работ верхнего уровня (родительские).

2. У каждой родительской работы может иметься несколько дочерних работ, достижение которых обеспечивает достижение родительской работы.

3. У каждой дочерней работы может быть только одна родительская работа.

4. Декомпозиция родительской работы на дочерние производится по единому критерию, в качестве которого могут выступать:

  • компоненты результатов и продуктов проекта;
  • этапы жизненного цикла проекта;
  • ресурсы и функциональные виды деятельности;
  • элементы организационной структуры.

5. На одном уровне дочерние работы, декомпозирующие родительскую должны быть равнозначны. В качестве критерия равнозначности могут выступать: объем и время выполнения работ и пр.

6. При построении иерархической структуры работ на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции.

7. Последовательность критериев декомпозиции работ следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей и взаимодействий между работами оказалась на самых нижних уровнях ИСР. На верхних уровнях работы должны быть автономны.

8. Декомпозиция работ прекращается тогда, когда работы нижнего уровня удовлетворяют следующим условиям:

  • работы ясны и понятны менеджеру и участникам проекта (являются элементарными);
  • понятен конечный результат работы и способы его достижения;
  • временные характеристики и ответственность за выполнение работ могут быть однозначно определены.

Декомпозиция — разделение целого на части. Также декомпозиция — это научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых [2].

Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части.

Чтобы разработать ИСР, необходимо рассмотреть цели и результаты проекта, определить критерии планирования/достижения функциональности, объем работ, способы реализации технических требований и других технических атрибутов. Верхние уровни ИСР могут быть разработаны на ранней, концептуальной стадии проекта. Дальнейшая детализация ИСР возможна, как только будет определен проект и подготовлены спецификации.

Пример ИСР представлен ниже (рис. 4).

Рисунок 4. Пример декомпозиции работ [3]

Итак, в этом разделе были разобраны основные принципы разработки и построения ИСР, было разобрано определение «декомпозиции», а также был представлен пример иерархической структуры работ.

Таким образом, необходимо сделать общий вывод по главе. Построение иерархической структуры работ (ИСР) является первым шагом планирования проекта. ИСР устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных спецификаций или описания работ.


Во всей главе затронуты основные теоретические моменты, которые наиболее подробно раскрыли тематику курсовой работы. В первой части главы отображена общая характеристика иерархической структуры работ, а именно, декомпозиция работ. Во второй части главы определены основные принципы разработки и построения ИСР.

Глава 2. Построение ИСР на примере проекта по строительству детского сада «Бельчонок»

2.1. Краткая характеристика проекта

Главным приоритетом при создании проекта детского сада является, конечно же, ребенок. Ведь каждый день в этом здании будет находиться несколько десятков детей, а также педагогические работники и другой персонал. Поэтому проект должен отвечать соображениям комфорта и безопасности и разрабатывается на основе строгих строительных и санитарных правил и нормативов, которые регламентированы различными официальными документами.

Здание детского сада предназначено для организации учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста, в котором дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Участок, отведенный под строительство детского сада, расположен внутри жилого квартала на обособленном участке и размещено с учетом оптимальной ориентации, в увязке с существующей застройкой.

В плане проектируемое здание сложной конфигурации. Габаритные размеры здания в осях 34,0х74,11 м. Здание трехэтажное, высота 1 и 2 этажей – 3,0 м от пола до потолка, высота 3 этажа – 3,05 м. Высота подвального помещения 2,03 м от уровня чистого пола до потолка.

Методы исследования:

  1. Анализ конкурентов.
  2. Анализ источников информации по исследуемой проблематике.
  3. Анкетирование воспитателей детских садов.
  4. Обработка и итоговый анализ данных.

В таблице 1 указаны технико-экономические показатели проекта.

Таблица 1.

Технико-экономические показатели

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Количество метров

1.

Общая площадь здания

м²

585,7

2.

Полезная площадь здания

м²

401,0

3.

Площадь земельного участка

га

1,0

4.

Площадь застройки здания

м²

191,62

5.

Строительный объем здания

м³

1484

6.

Площадь проездов, площадок с асфальтобетонным покрытием

м²

170,13

7.

Площадь покрытия бетонными тротуарными плитами

м²

113,0

8.

Площадь игровых площадок

м²

202,0

9.

Площадь озеленения

м²

421,0


Инвестиционная привлекательность проекта отражает отношение инвестиционного потенциала (уровень ожидаемых доходов, сроки окупаемости, будущие перспективы инвестиционного проекта) к рискам (невозврата капитала, неполучения дохода от капитала и/или проекта), связанным с проектом.

Анализ рынка приведен в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ рынка

Этапы анализа рынка

Описание этапа исследования рынка

Этап 1

Определить цели и основные задачи анализа рынка

Этап 2

Составить последовательный план маркетингового анализа рынка

Этап 3

Определить возможные сроки и максимальный бюджет на анализ рынка

Этап 4

Определить методы анализа рынка и источники получения информации по рынку

Этап 5

Провести необходимые маркетинговые исследования рынка товаров или услуг

Этап 6

Подготовить наглядный анализ всей собранной информацией с выводами

Этап 7

Составить сводный отчет по анализу рынка

Этап 1:

  • тип – дошкольное учреждение, учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста;
  • характер рынка – год 2020 для направлений коммерческих садов и детских дошкольных учреждений ожидают серьезные потрясения;
  • перспективы рынка - согласно модели поведения потребителя услуг детских дошкольных учреждений, все больше родителей возвращается к прежнему уровню обслуживания;
  • конкуренция – вследствие кризисного положения в стране, потребитель скорее отдаст ребенка в государственный детский сад, нежели в частный, т.к. услуги в частном детском саду стоят в разы дороже;
  • маркетинг - интерес к отрасли практически не требует вмешательства маркетинга, поскольку в любом населенном пункте о таких центрах узнают в формате «сарафанного радио»;
  • ЦА (группа людей, которые вероятнее всего заинтересуются предложением и закажут конкретный товар или услугу. Главная ценность целевой аудитории в маркетинге – это то, что представители выбранной группы с большой долей вероятности захотят купить определенный продукт) – женщины детородного возраста с детьми не старше 6 лет.

Этап 2:

Укрупненные этапы маркетингового анализа рынка выглядят следующим образом:

  1. Анализ размера, динамики и потенциала развития рынка.
  2. Исследование конъюнктуры рынка, сегментация рынка и выделение ключевых сегментов.
  3. Конкурентный анализ рынка.
  4. Анализ цен и общий экономический анализ рынка.
  5. Анализ структуры распределения или дистрибуции товара на рынке.
  6. Анализ способов рекламы, методов продвижение и поддержки товаров на рынке.
  7. Анализ спроса, ключевых потребностей и особенностей поведения покупателей на рынке.
  8. Выявление главных рыночных и потребительских тенденций (рис. 5).