Файл: Факторы, влияющие на формирование качества продовольственных/ непродовольственных товаров (на примере конкретной группы товаров)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования Человек в течение всего своего существования был связан с различного рода товарами. Объективная потребность в достоверных данных о товарах, их функциях и показателях качества обусловила появление особых источников информации, содержащих описание товаров и правила по их использованию. Эти события заложили основу для формирования такого рода науки как товароведение.

В современных условиях качество становится важнейшим фактором конкурентной борьбы. При этом на качество товара оказывают влияние множество различных факторов. От правильного анализа данных факторов зависит не только качество товара, но и его конкурентоспособность, что является ключевым моментом в жизнедеятельности товара.

Цель работы состоит в исследовании факторов, влияющих на качество товаров на примере мучных изделий – пряников.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

  • исследовать понятие качества товара;
  • рассмотреть факторы, влияющие на качество товара;
  • рассмотреть показатели качества пряников;
  • провести товароведную экспертизу пряников;
  • сделать выводы по результатам товароведной экспертизы.

Объектом исследования являются пряников.

Предметом исследования является качество образцов пряников.

Теоретическая и методологическая база исследования. В качестве теоретической основы исследования использованы научные работы, публикации по товароведению. В соответствии с поставленными целями и задачами были выбраны следующие методы исследования, которые были выстроены в методологию: метод теоретических обобщений, индукции, синтеза, статистического сбора и оценки данных, графического анализа, экспертных оценок, а также приёмы классификации.

Структуры работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты качества товара

1.1. Понятие качества товара

Под качеством товара подразумевается его свойство удовлетворять ожидания и потребности потребителей. Качество также является совокупностью свойств. Качество с потребительской точки зрения зависит от того, насколько удовлетворены потребности, включающие ряд элементов, являющихся составляющими качества. Кроме составляющих качества для правильно понимания проблемы качества, нужно брать в учет такие положения: качество должно ориентироваться на потребителей; обеспечение качества считается систематическим процессом, который пронизывает организационную структуру предприятия; вопросы качества не должны терять актуальность в производстве, обслуживании, разработке, маркетинге; качество повышается за счет всех участников, задействованных в процессе создания товаров или услуг; повышение качества товаров неразрывно связывается с введением инноваций и новых технологий.


Качество товаров или услуг тесно связано с потребителями, которые в современных рыночных условиях выступают арбитрами, поэтому если не учесть удовлетворенность, то это может привести к провалу[1].

Качество как обобщенная и сущностная характеристика проявляется (реализуется) через свойства. Свойство есть обнаружение качества. Всякое свойство имеет свою интенсивность, силу проявления, то есть количественную определенность – размер[2].

Каждое конкретное качество объекта в пределах его сущностной определенности тоже изменяется, но не по сути и не революционно, а по количественным показателям (параметрам) и эволюционно. Для нахождения количественных характеристик данного качества объекта используют методы физических, технических, биологических, геологических и других измерений свойств природных объектов, не зависящих от человека и общества в целом. В таком менее общем случае всякое объективное качество – это одна из существенных сторон, признаки и особенности свойств, характеризующие сущность данного объекта. Качество в таком смысле слова уже давно выражается количественно. Делается это по методикам соответствующих естественных наук.

Качество как количественно определенная совокупность основных признаков или существенных свойств объекта по своему содержанию является категорией объективной.

Достаточно общее понятие о качестве любого продукта формулируется так: качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению. Эта формулировка значительно отличается от других тем, что в ней качество – это только то, что проявляется объектом при его использовании (функционировании, применении, эксплуатации, потреблении) по назначению. Эта трактовка понятия «качество» связана с понятием полезности и имеет как объективную, так и субъективную стороны в своем содержании. Более конкретные, частные определения термина «качество», например качество продукции, изделий, техники, процессов производства, обслуживания, еще сильнее связаны с различными интересами людей, оценивающих качество тех или иных объектов использования[3].

1.2. Факторы, влияющие на качество товаров

Рассмотрим внешние и внутренние факторы, влияющие на качество товаров (рис. 1).


Внешние факторы являются основой для формирования качества в условиях рыночных отношений. К основным факторам можно отнести: требования потенциальных покупателей, плотность конкуренции, нормативно-правовые аспекты и правовую документацию в области качества, поддержание имиджа фирмы на благоприятном уровне, взаимоотношения с поставщиками.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на качество товара

Следует отметить, что внешние факторы на разные предприятия воздействуют совершенно по-разному, поэтому предприятия, как правило, осуществляют деление этих факторов по степени значимости, отдавая приоритет тем, которые в наибольшей степени влияют на качество, что позволяет более эффективно им управлять[4].

Анализ внешней среды осуществляется с целью прогнозирования возможных колебаний на рынке. Колебания могут быть вызваны способом изготовления продукции, разработкой краткосрочных и долгосрочных программ, возможным удорожанием комплектующих изделий, а также стратегией предприятия.

Особое место среди рассмотренных факторов внешней среды занимают конкурентные факторы, которым на предприятиях уделяется пристальное внимание[5].

К внутренним факторам относятся такие факторы, на которые предприятие может повлиять самостоятельно. Организация сама принимает решение об осуществлении какой-либо операции, направленной на повышение качества[6].

Рассмотрим каждый внутренний фактор более подробно:

технический фактор – это фундамент качества продукции, который играет одну из ключевых ролей. Он предполагает внедрение новой техники и технологий, использование новейших материалов, которые и являются базой для выпуска конкурентоспособной продукции;

организационный фактор непосредственно связан с решением вопросов на производстве, к которым можно отнести организацию труда и управления, повышение ответственности за качество производимой продукции. Также он включает оперативно-производственное планирование, обеспечение культуры производства и повышение квалификации персонала;

экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. К экономическим факторам также можно отнести материальную ответственность работников за изготовление недоброкачественной продукции;


социальные факторы в значительной мере характеризуют квалификацию работников, уровень их образования. Они влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы. Социальные факторы также включают профессиональную структуру кадров, повышение квалификации кадров, мотивацию персонала, социально-бытовое обслуживание работников;

эксплуатационные факторы – факторы, оказывающие влияние на качество изделия в процессе его эксплуатации. К таким факторам относят: повышение качества текущего, планового и капитальных ремонтов, проведение регламентных работ, соблюдение технической документации;

производственные факторы. К ним относятся вопросы, которые возникают в процессе производства продукции, и аспекты оперативного их устранения.

Важным фактором достижения высокого качества товаров является фактор обеспечения оперативности информации. Своевременное поступление данных о способе и времени обработки информации, а также обеспечение этой информацией надлежащих лиц предотвращают появление брака. Требуемая оперативность информации обеспечивается созданием и функционированием автоматизированных систем управления[7].

Существует еще одно довольно распространенное деление факторов, влияющих на качество товара, – на субъективные и объективные. Субъективные факторы связаны с деятельностью человека и зависят только от него.

Рисунок 2. Основные факторы, используемые при оценке качества товара

На качество товара оказывают влияние множество различных факторов. От правильного анализа данных факторов зависит не только качество товара, но и его конкурентоспособность, что является ключевым моментом в жизнедеятельности товара.

Факторы, влияющие на качество товара, в большинстве своем принято подразделять на два типа: внутренние и внешние. Одна из характерных черт развития мирового рынка – растущие требования к улучшению качества товаров, и в условиях конкурентной борьбы смогут успешно развиваться только те предприятия, которые осуществляют грамотное управление качеством.

Глава 2. Товароведная экспертиза качества пряников


2.1. Показатели качества пряников

Органолептические и физико-химические показатели качества пряников оцениваются по ГОСТ 15810-2014 «Изделия кондитерские. Изделия пряничные. Общие технические условия.»

Органолептические показатели характеризуют форму, поверхность, цвет, вкус и запах, вид в изломе.

Вкус и запах - изделия с ярко выраженным сладким вкусом и ароматом, свойственными данному наименованию пряничного изделия, соответствующими вносимым вкусо-ароматическим добавкам, без посторонних привкуса и запаха.

Структура - изделия с мягкой, связанной структурой, не рассыпающиеся при разламывании. Цвет - от бело-кремового до темно-коричневого с оттенками различной интенсивности. Цвет мякиша — равномерный по всему объему изделия. Поверхность может быть темнее мякиша, нижняя поверхность темнее верхней.

Допускается более темный цвет выступающих рельефов оттиска рисунка или надписи.

Общий тон окраски отдельных изделий должен быть одинаковым в каждой упаковочной единице

Виз в изломе - пропеченные изделия, с равномерной хорошо развитой пористостью, без пустот, закала и следов непромеса. В пряниках с начинкой начинка должна находиться внутри изделия, не допускается вытекание начинки на поверхность изделия.

Допускается незначительное уплотнение в местах, граничащих с начинкой. Коврижки с начинкой представляют собой пряничное изделие, состоящее из пластов пряничного полуфабриката, соединенных между собой начинкой. Начинка не должна выступать за края пряничного изделия

Поверхность - сухая, без крупных трещин, вздутий, впадин, не подгоревшая, без наплывов. Допускается наличие мелких трещин не более 5 % площади поверхности. Оттиск рисунка или надписи должны быть четкими, не расплывшимися. Допускается отделка верхней поверхности. Поверхность пряничных изделий: покрытых сахарным сиропом — нелипкая, «мраморная» с характерными скоплениями кристаллов белого цвета, без сколов и оголенных мест; покрытых глазурью — ровная или волнистая, блестящая или матовая. Без следов поседения и оголенных мест; отделанных яйцом, сахаром-песком, маком и другими видами отделки — не должна иметь оголенных мест

Форма - правильная, разнообразная, не расплывчатая, без вмятин, с выпуклой верхней поверхностью (за исключением пряничных изделий, имеющих оттиск рисунка или надписи на поверхности). Нижняя поверхность ровная.