Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке магазина «Флора».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на основе теоретического исследования в данной главе можно сделать вывод, что в современных условиях для обеспечения конкурентоспособности предприятия используется все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности – это, прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на понимание нужд потребителя и тенденций их развития; знание поведения и возможностей конкурентов; знание состояния и тенденций развития рынка; знание окружающей среды и ее тенденций.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия носит комплексный характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче фирмы на рынке. Конечная цель всякого «маркетингового марафона» – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы.

Далее рассмотрим основные методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации.

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ МАГАЗИНА «ФЛОРА»

2.1 Характеристика отрасли

Российский цветочный рынок особенно бурно развивался в середине 1990-х, когда оптовики работали с розницей, владельцы палаток закупали товар у импортеров и отечественных цветоводов. В начале 2000-х появились цветочные магазины и салоны, которые некоторое время лидировали на рынке. В настоящее время цветочный рынок в России достаточно развит, но представлен в основном павильонами и небольшими магазинами.

Рынок свежих срезанных цветов остается традиционно довольно непрозрачным. В первую очередь это связано с тем фактом, что статистических данных о рынке свежих срезанных цветов, предоставляемых официальными источниками, в России практически нет. Различные данные о рынке (как, например, потребление свежих срезанных цветов, объем выращенных цветов на срез в хозяйствах России, а также объем импорта и прочие показатели) рассчитываются специалистами отрасли на основе зачастую косвенных данных. Анализ проводится на основе информации открытых источников, данных, предоставленных игроками рынка (крупными оптовыми дистрибьюторами свежих срезанных цветов, импортерами и производителями данной продукции и др.), а также экспертных оценок рынка свежих срезанных цветов. [22]


Таким образом, объем рынка, рассчитанный экспертами отрасли на основе эмпирических данных о производстве, импорте и экспорте цветов в России, составил по итогам 2016 года в стоимостном выражении 3,5 миллиарда долларов, что на 9,4% больше показателя 2011 года. Объем российского рынка живых цветов увеличился за 5 лет практически на треть в стоимостном выражении. В 2013 году эксперты прогнозируют рост объема рынка живых цветов в натуральном выражении на 5,7%, до 3,7 миллиардов долларов США.

Специалисты отмечают за последние годы тенденцию к росту объемов рынка свежих срезанных цветов. По результатам исследования «Рынок свежих срезанных цветов в России », стабильный рост объемов рынка в стоимостном выражении объясняется ростом импорта и соответственно цен на свежие срезанные цветы. По различным оценкам экспертов доля импортных срезанных цветов на рынке данной продукции в России колеблется в последние годы на уровне 80-90%.[28]

Вторым важным показателем размера рынка является его емкость. Несмотря на достаточный объем рынка свежих срезанных цветов, потенциально рынок еще не полностью насыщен. Емкость рынка живых цветов, таким образом, выросла за последние 5 лет более чем на 60%, и эксперты предполагают дальнейший ее рост. Емкость потребительского рынка живых цветов по итогам 2011 года на 21% превысила показатель 2010 года. В 2013 году эксперты прогнозируют рост емкости рынка живых цветов в стоимостном выражении на 5,7%, до более 4,5 млрд. долларов. [26]

Как уже было упомянуто, рынок свежих срезанных цветов практически полностью насыщается за счет импортной продукции, поэтому производство данной продукции в России имеет относительно очень небольшой объем. Производственные мощности предприятий, занимающихся выращиванием на продажу цветов на срез, располагаются преимущественно в Центральном федеральном округе. Как в структуре продаж, так и в структуре производства данной продукции в России преобладает сегмент роз.

Небольшой объем производства продукции российскими предприятиями обуславливается неподходящими климатическими условиями для выращивания определенных видов цветов, а также недостаточным оснащением предприятий современной техникой, позволяющей выращивать конкурентоспособные на мировом рынке цветы. По тем же причинам экспорт из России живых срезанных цветов практически отсутствует.

В последнее время рентабельность цветочного увеличивается за счет спроса на композиции и услуги флористов. Уникальный, «дизайнерский» букет дороже обычного - от 350 до 5 тыс. рублей, но и покупателем он ценится куда выше.


Дополнительные услуги – основной инструмент конкуренции: сегодня салоны предлагают доставить букет и поздравление, отправить к заказчику флориста,  предоставить в аренду, для оформления офиса или банкетного зала, экзотические комнатные растения. Иногда салоны предоставляют консультации по вопросам ухода за цветами или даже берут  растения на лечение или на содержание на время отпуска их хозяина. Многие магазины делают акцент на сопутствующие товары (они приносят до 15% прибыли), при этом уделяя особое внимание подарочной тематике: покупая букет, можно здесь же выбрать парфюмерию, алкоголь, конфеты или сувениры. [27]

Еще одно интересное и прибыльное нововведение - интернет-магазин, который, к тому же, еще и представляет наименее рискованную модель флористического бизнеса. Для открытия такого магазина нужно только создать сайт, найти небольшое помещение, хорошего флориста и курьера для доставки. В России сейчас работает уже более  60 цветочных интернет-магазинов, а услуги по доставке букетов только в Москве предоставляют более 150 сайтов. Подобный бизнес « раскручивается » довольно быстро и позволяет задуматься о более крупных проектах.

Комнатные растения - особая статья цветочного бизнеса. Их ценят за уют, создаваемый в доме, и полезные свойства - цветы повышают влажность воздуха, убивают бактерии, снижают электромагнитное излучение и  очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют современные пластиковые покрытия, клей, лаки и моющие средства.

Цветочный рынок невозможен без « околоцветочного» бизнеса. Перечень товаров для цветов очень широк: сюда входят товары для выращивания и ухода, для садоводов и любителей комнатных растений, для работы цветоводческих хозяйств и оформления цветочных магазинов.

Потребности цветоводов и продавцов обеспечивают разные предприятия-производители, садовые центры, агрофирмы и агробюро - в последние годы их количество увеличилось, некоторые из них сотрудничают с зарубежными поставщиками, другие представляют отечественный опыт. Ориентируются они, как правило, на специализацию своих клиентов.

Так, тепличным комбинатам и оранжереям необходимы системы для поддержания температурного режима и освещения; оборудование для полива, приготовления и внесения удобрений; для фильтрации, стабилизации и подогрева воды; измерительные приборы, тепличная автоматика, системы управления микроклиматом; минерализованные субстраты.

Любители покупают семена, рассаду, грунты, удобрения, средства химической защиты растений, укрывной материал, садовую технику и инвентарь.


Популярный сегодня ландшафтный дизайн требует своего ассортимента: это садовый декор, поддержки, решетки и сетки для въющихся растений, декоративные ограждения и арки, садовое освещение, факелы, флюгеры и садовые метеостанции, увлажнители воздуха, туманообразователи, оборудование для декоративных водоемов, помпы и подсветки для фонтанов.

Продавцов интересует оборудование для магазинов и розничный ассортимент - стеллажи, стойки и горки, шкафы, холодильные камеры, рабочие столы и инструменты для флористов, вазы, горшки, корзины, упаковка для цветов и материалы для оформления композиций, сувениры и специальная литература. [26]. Цветоводам хорошо известно, что большая часть продукции на российском цветочном рынке представлена зарубежными производителями, а значит, простор для развития отечественного цветоводства очень широк.

Опросы показывают, что в обычные дни самый популярный у россиян цветок - красная роза. По мнению некоторых экспертов, в перспективе российские розы вполне могут занять 60% рынка. Именно на розы приходится 80% розничных продаж цветов, их и стараются в первую очередь вырастить отечественные тепличные хозяйства. 8 марта большой спрос на тюльпаны, в День знаний и день Последнего звонка хорошо идут букеты, 23 февраля - гвоздики, в День Святого Валентина - композиции в виде сердец. На эти праздники и приходится пик продаж живых цветов, когда магазины выполняют двух-трехмесячные планы по обороту. Летом, как правило, продажи снижаются - поднять их помогают осенние свадьбы. А вот открывать «изящный бизнес» - цветочный салон – специалисты рекомендуют ближе к осени, когда начинается подъем спроса. Российский рынок цветов на 90 % состоит из импортной продукции, из них на поставки из Голландии приходится наибольший объем. Менее 15 % импорта приходится на цветы из Эквадора и Колумбии, очень незначительную долю занимает Израиль.

Около 20 тонн срезанных цветов доставляются в Россию ежегодно,

однако, приобретаются они уже не свежими. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественные цветочные хозяйства обеспечивают пока только 10% поставок: из всех теплиц в России цветами занято только 1,5%. Несмотря на ежегодный рост объема рынка, доля импорта, составляющая 90%, не меняется, что означат одновременный рост как импортной, так и отечественной цветочной продукции.

Основным поставщиком цветов продолжает оставаться Голландия, причем как было сказано выше, объемы импорта растут. Тем не менее, доля Голландии на российском рынке цветов стала постепенно сокращаться, поскольку Дания, Италия и другие европейские государства все чаще соглашаются работать с Россией напрямую.


Большинство российских предприятий, занимающихся выращиванием и поставкой цветов, расположена на юге, но есть и «жемчужины» в средней полосе и даже в Сибири. Основными недостатками цветов российского производства являются нестандартизованность продукции, несоответствие цены качеству и необязательность в поставках. Многие из них созданы на базе бывших тепличных комплексов. Основные отечественные производители представлены на рисунке (см. рис. 2.1)

Рисунок 2.1 - Крупнейшие отечественные производители цветов за 2016 год

Описанное состояние рынка цветов в России, по прогнозам, будет изменяться. В первую очередь цены на цветы будут снижаться вследствие вступления России в ВТО. В 2013 году ставки пошлины на ввоз срезанных цветов и бутонов снижены с 15 до 5%. Как отмечают участники рынка, его сезонность будет постепенно сглаживаться за счёт изменения потребительских предпочтений: люди буду покупать цветы не только по случаю праздников, но и для украшения дома или в качестве просто подарка.

Помимо этого, российский рынок цветов будет развиваться за счёт увеличения доли отечественных производителей на рынке. В последние несколько лет в развитие цветочного производства в России было вложено много инвестиций и, как полагают аналитики рынка, инвестирование в строительство теплиц и производственных комплексов будет продолжаться.

Череповецкий цветочный рынок развивается достаточно активно в соответствии с общероссийскими тенденциями.

На рисунке 2.2 представлена динамика количества торговых точек, осуществляющих торговлю цветами, за последние пять лет.

Рисунок 2.2 – Динамика цветочных точек в г. Череповце, кол-во единиц

В настоящее время практически на каждой остановке общественного транспорта и в каждом торговом комплексе расположены торговые точки, предлагающие покупателям срезанные и комнатные цветы.

В последние годы в Череповце наметилась тенденция к формированию торговых сетей: « Все пучком », « ЦветОК », « Мон Букет » , число торговых точек в которых ежегодно увеличивается. Также в городе развивается сегмент Интернет-торговли цветами, что касается оптового сегмента, то он уже насыщен и появление новых игроков здесь не ожидается.

Распределение цветочных торговых точек по районам города приведено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Распределение цветочных торговых точек