Файл: Разработка годового финансового плана предприятия (Рыночное планирование).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Введение
Многим предприятиям в начале своей деятельности важно адекватно оценить перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и уметь грамотно рассчитать эффективность использования имеющихся средств. Предприниматели редко достигают стабильного успеха без точного плана действий. Необходимо собрать и обработать информацию о состоянии целевых рынков, о конкурентах и о своих возможностях и слабых сторонах.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленного предприятия состоит из основных направлений и пропорций развития предприятия с учётом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке. Сущность всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые потребуются для решения существующих задач.
Основная цель плана - это результат, а основная задача планирования - выбор ответственных действий в условиях ограниченных ресурсов. Главная цель планирования - интеграция всех членов фирмы для решения множества задач и работ, которые обеспечат достижение конечных результатов на основе единства целей.
Необходимость планирования обусловлена масштабом и комплексностью хозяйственных задач; растущих со временем; ограниченностью финансовых, материально-технических ресурсов и необходимостью их эффективного использования. Так же необходимо найти лучшее решение задач с учётом внешних условий; объединением членов организации и созданием правил контроля.
Это ответ на вопрос об актуальности темы данной работы.
В настоящее время приняты нижеперечисленные виды планирования:
- стратегическое (перспективное);
- - тактическое;
- планирование, подразделяющееся по временным периодам и функциональным областям.
Объединив все виды внутрифирменного планирования в организации, можно определить функцию планирования как внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики.
Цель написания курсовой работы - спланировать хозяйственную и финансовую деятельность промышленного предприятия на будущий год.
Предприятие занимается разработкой и выпуском двух видов продукции (A, B).
Подразделы годового плана:
- рыночное планирование (план объема производства на будущий год)
- план производственной программы (оценка производственных мощностей предприятия)
- планирование ресурсного обеспечения (расчёт количества основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов)
- расчёт себестоимости продукции
- финансовое планирование (рассчитать прибыль и возможные убытки).
Задачи работы:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по составлению годового плана хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
2. Прогноз продаж по каждому виду продукции и услуг предприятия на предстоящий год.
3. Составление производственной программы предприятия.
4. Определение потребностей в ресурсах на основании нормативных данных.
5. Подсчёт полной себестоимости единицы продукции и составление сводной сметы затрат на реализацию и производство.
6. Отчёт по прибылям и убыткам с разбивкой по кварталам и прогноз движения денежных средств.
7.Подвести итог выполненной работы.
2. Рыночное планирование
Рыночное планирование (планирование продаж) — это ключевая точка системы планирования предприятия в целом. На основании планов продаж строятся планы для всех остальных направлений деятельности. Прогноз продаж на 2012 г. продукции A и B составим по данным таблиц 1.1 и 1.2.
Таблица 1.1 - Объем продаж, нат. ед.
Продукт A |
||
Период |
1998г. |
12 500 |
1999г. |
15 000 |
|
2000г. |
15 500 |
|
2001г. |
15 625 |
|
2002г. |
16 250 |
|
Продукт B |
||
Период |
1998г. |
10 000 |
1999г. |
8 800 |
|
2000г. |
7 500 |
|
2001г. |
7 000 |
|
2002г. |
6 800 |
|
Цена реализации продукта A в 2002г., руб. |
76 |
|
Цена реализации продукта B в 2002г., руб. |
80 |
Таблица 1.2 - Сегментация рынка, %
Продукт А |
|
Республика Беларусь |
65 |
СНГ |
35 |
Продукт Б |
|
Республика Беларусь |
100 |
СНГ |
- |
Продукт С |
|
Республика Беларусь |
80 |
СНГ |
20 |
Прогнозирование продаж продукции А и В будем проводить при помощи изучения общей тенденции их развития (тренда). Для этого будем применять метод сглаживания скользящей средней.
Рис. 1.1 – График изменения объема продаж продукции А и В за 1998-2002 гг.
Простое скользящее среднее (Simple Moving Avarage) - это средний арифметический показатель (объем продаж, объем производства, цена) за определенный период времени.
Одним важным достоинством скользящих средних является их способность давать сигналы о развороте тренда, подтверждать рост, спад.
Общая формула для вычисления SMA за n-ый период такая:
(1.1)
где: n - период усреднения;
Р(i) - усредняемый объем (i - 1) период тому назад (i-е измерение или отсчет);
P(1) - объем продаж за последний период;
P(n) - самый старый по оси времени объем рассматриваемого нами временного промежутка.
По продукции А:
Р(1) = 16 250 нат.ед.;
Р (2) = = 15 938 нат.ед.;
Р (3) = = 15 563 нат.ед.;
Р (4) = = 15 250 нат.ед.;
Р (5) = = 13 750 нат.ед.;
Р (6) = 12 500 нат.ед.
= 14 875 нат.ед.
Таким образом, прогнозируемый объем продаж в натуральном выражении по продукции А (2003г.) составит 14 875 нат. ед.
По продукции В:
Р(1) = 6 800 нат.ед.;
Р (2) = = 6 900 нат.ед.;
Р (3) = = 7250 нат.ед.;
Р (4) = = 8 150 нат.ед.;
Р (5) = = 9 400 нат.ед.;
Р (6) = 10 000 нат.ед.
= 8 083 нат.ед.
В итоге, прогноз объёма продаж в натуральном выражении по продукции В (2003г.) составит 8 083 нат. ед.
Для того, чтобы определить Бюджет продаж в денежном выражении необходимо определить цену реализации продукта А и В в 2003г. с учётом индекса цен (1,1).
Цена реализации продукции А = 76*1,1 = 84 руб.;
Цена реализации продукции В = 80*1,1 = 88 руб.
Бюджет продаж в денежном выражении в 2003г. составит:
-продукта А = 14 875 * 84 = 1 249 500 руб.;
-продукта В = 8 083 * 88 = 711 304 руб.
Таблица 1.3 - Бюджет продаж на 2003 г.
Наименование показателя |
Ед.изм. |
Квартал |
Итого за год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Объем реализации «Изделие А» |
нат. ед. |
3 719 |
3 719 |
3 719 |
3 718 |
14 875 |
Цена «Изделие А» |
руб. |
84 |
84 |
84 |
84 |
84 |
Объем реализации «Изделие А» |
руб. |
312 396 |
312 396 |
312 396 |
312 312 |
1 249 500 |
Объем реализации «Изделие В» |
нат. ед. |
2 021 |
2 021 |
2 021 |
2 020 |
8 083 |
Цена «Изделие В» |
руб. |
88 |
88 |
88 |
88 |
88 |
Объем реализации «Изделие В» |
руб. |
177 848 |
177 848 |
177 848 |
177 760 |
711 304 |
Итого объем реализации |
руб. |
490 244 |
490 244 |
490 244 |
490 072 |
1 960 804 |
Таблица 1.4 - График поступления платежей от покупателей
Наименование показателя |
Итого объем реализации, руб. |
Квартал |
Итого за год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Платежи 1 кв.,руб. |
490 244 |
294 146 |
196 098 |
490 244 |
||
Платежи 2 кв.,руб. |
490 244 |
294 146 |
196 098 |
490 244 |
||
Платежи 3 кв.,руб. |
490 244 |
294 146 |
196 098 |
490 244 |
||
Платежи 4 кв.,руб. |
490 072 |
293 974 |
293 974 |
|||
Итого |
1 960 804 |
294 146 |
490 244 |
490 244 |
490 072 |
1 764 706 |
Таблица 1.5 - Прогнозируемые объёмы продаж в Республике Беларусь и СНГ в 2003г.
нат. ед. |
сумма, руб. |
|
Продукт А |
||
Республика Беларусь |
9 669 |
812 196 |
СНГ |
5 206 |
437 304 |
Продукт Б |
||
Республика Беларусь |
8 083 |
711 304 |
СНГ |
- |
- |
3. Планирование производственной программы
В данном разделе работы построим производственную программу предприятия на основе бюджета продаж, а так же информации, представленной в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Наличные ресурсы на начало планового периода
Материалы, кг |
300 |
Комплектующие, кг. |
250 |
Политика запасов (указан остаток товарно-материальных ценностей на конец квартала в процентах от потребностей следующего квартала) |
|
Материалы, кг. |
20 |
Продукт А |
- |
Продукт В |
20 |
Производственная программа, позволяющая определить объём производства в количественном выражении, есть наиважнейший раздел плана производства.
Производственная программа основывается:
• на объёме госзаказа; договорах, заключенных с потребителями; установленных квотах: портфелях заказов; планах поставки продукции; актуальных законах спроса и предложения на продукцию и услуги;
• на наличии производственных мощностей по выпуску каждого вида продукции;
• на возможности приобретения материальных ресурсов;
• на учёте состояния технической базы;
• на наличии кадрового потенциала.
Важный критерий в планировании производственной программы - извлечение максимальной прибыли. Тем не менее, нужно ясно понимать структуру продукции и оценивать жизненный цикл товара. Во время производства новых товаров возможно незначительное уменьшение прибыли. Но всё-таки товары зрелой категории не в состоянии обеспечивать получение максимума прибыли на постоянной основе.
Чтобы достигнуть максимальной прибыли, нужно оптимизировать производственную программу с помощью различных экономико-математических моделей и методов (ЭММиМ).
В курсовой работе при заданных пропорциях и пределах (количественных показателях выпуска изделий А и В) определение оптимальной производственной программы может быть сведено к следующей задаче линейного программирования: , которое необходимо выпустить за определённый период времени, для того, чтобы целевая функция
L(x)=
достигла экстремального (максимального или минимального) значения при следующих условиях:
где: n - заданное число наименований изготавливаемых изделий на предприятии;
m - число видов используемых ресурсов;
сj - коэффициенты при неизвестных целевой функции, зависящие от выбранных показателей оптимальности решения задачи;
aij - коэффициент, выражающий потребность i-гo ресурса для изготовления одного изделия j-го наименования;
bi -имеющееся количество ресурса i-гo вида (или количество ресурса, которое предприятие может приобрести).
Таблица 2.2 - Бюджет производства на 2003 г.
Наименование показателя |
Ед.изм. |
Квартал |
Итого за год |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Объем реализации «Изделие А» |
нат. ед. |
3 719 |
3 719 |
3 719 |
3 718 |
14 875 |
Остаток на начало «Изделие А» |
нат.ед. |
20 |
25 |
25 |
25 |
20 |
Остаток на конец «Изделие А» |
нат.ед. |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Объем производства «Изделие А» |
нат.ед. |
3 714 |
3 719 |
3 719 |
3 718 |
14 870 |
Объем реализации «Изделие В» |
нат.ед. |
2 021 |
2 021 |
2 021 |
2 020 |
8 083 |
Остаток на начало «Изделие В» |
нат.ед. |
10 |
15 |
15 |
15 |
10 |
Остаток на конец «Изделие В» |
нат.ед. |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Объем производства «Изделие В» |
нат.ед. |
2 016 |
2 021 |
2 021 |
2 020 |
8 078 |