Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке магазина «Флора».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

На рынке цветочного бизнеса, где сосуществует множество компаний, предлагающих аналогичные услуги, высокое значение имеет такое направление деятельности предприятия как изучение конкурентов. Анализ ключевых факторов успеха в отрасли позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее.

Особенно важно определить направления развития конкурентоспособности для маленького предприятия, которое не может конкурировать за счет масштабов деятельности, а следовательно должно найти наиболее слабые стороны своей деятельности по сравнению с конкурентами, и постараться устранить их, тем самым улучшив свои рыночные позиции, заложив все эти параметры в свою конкурентную стратегию.

Целью является комплексный анализ и разработка путей повышения конкурентоспособности деятельности магазина «Флора».

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие основные задачи:

  1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и его конкурентной стратегии.
  2. Проанализировать особенности отрасли и конкурентной стратегии исследуемой фирмы;

Объектом исследования является магазин цветов «Флора».

Предмет исследования можно обозначить как конкурентная стратегия магазина «Флора».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

1.1 Конкурентоспособность как объект управления

Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.


Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком уровне. [11,с. 178]

При этом, под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на рынке.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром и определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов. [10,с. 120]


На уровень конкурентоспособности предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны). [3, с. 384]

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению. [4,с. 422]

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.


Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами: качество продукции и услуг; наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; уровень квалификации персонала и менеджмента; технологический уровень производства; налоговая среда, в которой действует предприятие; доступность источников финансирования.

Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа товара и имиджа фирмы. [17, с. 544]

Исследование структуры отрасли, оценка конкурентной позиции отдельных стратегических бизнес-единиц дает возможность фирме выбрать оптимальную деловую стратегию, ориентированную на создание долгосрочных конкурентных преимуществ.

При анализе конкуренции целесообразно проанализировать отрасль в целом.

Работы Майкла Портера считаются классическими работами по анализу конкуренции в бизнесе. Он утверждает, что суть конкуренции в любой сфере экономики характеризуется взаимодействием пяти основных сил.[6,с. 54]

В данной модели выделены следующие факторы, влияющие на конкурентную ситуацию: отраслевая конкуренция, потенциальные конкуренты, товары-субституты (заменители), поставщики, покупатели (см. рисунок 1.1)

Конкуренция в отрасли

Потенциальные конкуренты

Товары-субституты

Поставщики

Покупатели

Рисунок 1.1 – Модель пяти конкурентных сил М. Портера

Конкуренция в отрасли – это соперничество среди основных конкурентов отрасли. Интенсивность такой конкуренции и конкретные формы конкурентной борьбы зависят от ряда факторов, таких как:

- тип отрасли;

- стадия жизненного цикла отрасли;

- интенсивность конкуренции;

- уровень отраслевых входных барьеров;

- соотношение рыночных долей прямых конкурентов и др. [14, с. 248]

Потенциальные конкуренты. Это фирмы, которые могут легко преодолеть «входные барьеры» и выйти на определенный рынок. Такими барьерами могут быть:

- значительный объем необходимых капиталовложений;

- приверженность потребителей знакомым торговым маркам;

- сложный для новичков доступ к каналам распределения и др.

Товары-субституты. Это товары, выполняющие ту же функцию для той же группы потребителей. Конкуренция с товаром-субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим, пожалуй, будет соотношение цена/качество (потребительский эффект). Угроза тем больше, чем ниже цена и выше качество товара-субститута. Кроме того, следует принимать во внимание и «стоимость переключения», т.е. затраты покупателя на переход от конкретного товара к его заменителю.


Покупатели могут оказывать давление на производителя, заставляя его снизить цену на товар, повысить его качество, а также потребовать более обширных услуг, предоставления кредита и т.п. Отстаивая такими действиями свои интересы, покупатели влияют на прибыль и потенциальную рентабельность фирмы-продавца.

Поставщики при определенных условиях могут добиваться выгодных для себя условий, повышая цену на продукцию, снижая её качество, ограничивая объем поставок конкретной фирме-покупателю.

Суммарное воздействие пяти рассмотренных сил, с учетом их изменения во времени, в значительной степени определяет характер конкурентной борьбы на базовом рынке и способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество. [19, с. 520]

Согласно М. Портеру, целью стратегии конкуренции является достижение устойчивого конкурентного преимущества, а не сохранение или увеличение рыночной доли.

SWOT-анализ – это действенный инструмент оценки стратегического состояния организации на основе понимания её внутренних сильных и слабых сторон и внешней среды, которая представляется в виде возможностей и угроз. [13, с. 704]

Применимо к анализу конкуренции, SWOT-анализ является вспомогательным методом анализа конкурентных преимуществ фирмы (см. рисунок 1.2): [5, с. 656]

приведение в соответствие

Внутри фирмы

Вне фирмы

СИЛЫ (S)

СЛАБОСТИ (W)

ВОЗМОЖНОСТИ (О)

УГРОЗЫ (Т)

превращение

превращение

Рисунок 1.2 – Схема применения SWOT-анализа

Сильные стороны организации – это то, в чем она преуспела, отли­чительные особенности, которые усиливают конкурентоспособность и дают фирме преимущества на рынке. Сильные стороны могут быть использованы как основа для формирования стратегии и создания конкурентного преимущества.

Слабые стороны организации связаны в основном с отсутствием чего-то важного для функционирования фирмы или с тем, что у нее получается хуже в сравнении с прямыми конкурентами, и не дают использовать существующие возможности внешней среды. Слабые стороны в большинстве случаев делают организацию уязвимой в конкурентной борьбе. Стратегия фирмы может быть направлена на устранение слабых сторон.

Возможности нужно рассматривать, прежде всего, с точки зрения рыночной привлекательности, которая может обеспечить максималь­ный рост прибыли фирмы и конкурентное преимущество. Выбор стра­тегии должен быть максимально ориентирован на отраслевые возмож­ности и использование других внешних возможностей.