Файл: ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА (Банкротство – понятие и основания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) если кредитор представил доказательства, подтверждающие обоснованность и объем требований (вступившее в законную силу решение суда; документы, свидетельствующие о признании должником своих требований, например ответ на претензию и др.);

2) определением суда, при наличии возражений со стороны должника;

3) если должник не представил возражений.[17]

В п. 3 ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ закреплено очень важное нововведение, в соответствии с которым для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требование уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

При применении положений законодательства о несостоятельности необходимо различать собственно признаки банкротства и основания для судебного признания должника банкротом. Согласно ст. 53 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ решение арбитражного суда о признании юридического лица банкротом принимается в случаях установления признаков банкротства и при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве. Следовательно, необходимо: 1) допущение юридическим лицом неплатежа по гражданско-правовому обязательству или в отношении бюджета и внебюджетных фондов на срок свыше трех месяцев; 2) наличие задолженности на сумму не менее 100 тысяч рублей; 3) отсутствие оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.[18]

2.2. Банкротство физических лиц

До  принятия  в  октябре   2015  года  закона  о  банкротстве  физических  лиц  нормативную  правовую  базу  категории  банкротства  в  гражданском  законодательстве  составляет:  ч.  1  ГК  РФ  (ст.  ст.  25,  56,  61  -  65),  Федеральный  закон  «О  несостоятельности  (банкротстве)» .  Федеральный  закон  от  29.12.2014  №  476-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  несостоятельности  (банкротстве)»  и  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в  части  регулирования  реабилитационных  процедур,  применяемых  в  отношении  гражданина-должника»  (далее  -  Федеральный закон  №  476-ФЗ),  вступил  в  силу  1  июля  2015  года  и  направлен  на  совершенствование  действующего  гражданского  законодательства.  Данным  законом  предлагается  регулировать  правовое  положение  граждан-должников,  т.к.  действующее  законодательство  не  отвечает  интересам  кредиторов,  ограничивая  их  в  возможности  нормальными  правовыми  средствами  взыскать  по  долгам  гражданина-должника. 


Единственная  возможность  для  кредитора  взыскать  долги  с  неплатежеспособного  заемщика  -  это  исполнительное  производство,  суть  которого  заключается  в  обращении  взыскания  на  имущество  гражданина  судебными  приставами-исполнителями  по  требованию  первого  кредитора,  обратившегося  в  суд  с  таким  требованием.  При  этом  кредиторы,  не  успевшие  предъявить  свои  требования  по  причине  отсутствия  у  них  информации  об  исполнительном  производстве  или  длительности  рассмотрения  в  суде  их  требований,  не  имеют  возможности  удовлетворить  свои  требования.  Наконец,  если  имущества  гражданина  недостаточно,  банку  выгоднее  не  забирать  у  должника  последнее  имущество,  фиксируя  в  отчетности  дефолт  по  выданному  кредиту,  а  помочь  должнику  сохранить  имущественный  и  социальный  статус  с  реструктуризацией  выплат  по  кредиту. 

Закон  №  476-ФЗ  предусматривает: 

-  какое  физическое  лицо  можно  считать  банкротом  (статья  2133)  и  последствия  такого  признания. 

-  установлено,  что  введение  данной  процедуры  означает  приостановление  взыскания  по  исполнительным  документам,  т.е.  -  предоставление  должнику  времени  для  изыскания  наиболее  приемлемых  вариантов  дальнейших  расчетов  с  кредиторами ; 

-  право  на  обращение  в  суд  с  заявлением  о  признании  гражданина  банкротом,  которым  обладают  гражданин,  конкурсный  кредитор,  уполномоченный  орган; 

-  право  подачи  должником  заявления  в  суд  в  случае  предвидения  банкротства  при  наличии  обстоятельств,  очевидно  свидетельствующих  о  том,  что  он  не  в  состоянии  будет  исполнить  обязательства  и  (или)  обязанность  по  уплате  обязательных  платежей   (статья  2134). [19]

Гражданин  обязан  обратиться  в  суд  с  заявлением  о  признании  его  банкротом  в  случае: 

-  если  удовлетворение  требований  одного  кредитора  или  нескольких  кредиторов  приводит  к  невозможности  исполнения  гражданином  денежных  обязательств  или  обязанности  по  уплате  обязательных  платежей  в  полном  объеме  перед  другими  кредиторами  и  размер  таких  обязательств  и  обязанности  в  совокупности  составляет  не  менее  чем  500  000рублей; 

-  что  дела  о  банкротстве  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,  а  также  граждан,  прекративших  деятельность  в  качестве  индивидуального  предпринимателя,  но  денежные  обязательства  по  уплате  обязательных  платежей,  которые  возникли  в  результате  осуществления  ими  предпринимательской  деятельности,  рассматриваются  арбитражным  судом; 


-  при  рассмотрении  дела  о  банкротстве  гражданина  применяются  реструктуризация  долгов  гражданина,  реализация  имущества  гражданина,  мировое  соглашение.  Установлен  порядок  реструктуризации  долгов  гражданина  и  реализации  его  имущества; 

-  возможность  для  кредиторов  при  неплатежеспособности  должника  подать  в  арбитражный  суд  заявление  о  признании  гражданина-должника  несостоятельным  (банкротом)  с  особенностями,  вытекающими  из  существа  правоотношений  кредиторов  с  должником  -  физическим  лицом; 

-  две  группы  основных  требований,  с  учетом  которых  осуществляется  разработка  плана  реструктуризации  долгов:  требования  к  должнику,  рассчитывающему  на  утверждение  плана,  и  требования  к  самому  плану,  касающиеся  его  содержания; 

-  возможность  проведения  реструктуризации  долгов,  в  ходе  которой  утверждается  план  реструктуризации  либо  должник  признается  банкротом  (в  случае  непредставления  в  арбитражный  суд  плана  реструктуризации  долгое  или  его  отмены,  а  также,  если  в  утверждении  такого  плана  отказано); 

-  возможность  заключения  мирового  соглашения  с  кредиторами  с  целью  прекращения  производства  по  делу  о  банкротстве; 

-  обязательную  публикацию  сведений  в  деле  о  банкротстве  гражданина-должника  только  в  Едином  федеральном  реестре  сведений  о  банкротстве,  без  опубликования  в  газете; 

-  проведение  реструктуризации  долгов  самим  должником,  либо  арбитражным  управляющим  по  инициативе  должника  или  кредиторов  (в  данном  случае  вознаграждение  арбитражного  управляющего,  расходы  на  привлечение  лиц,  обеспечивающих  его  деятельность,  осуществляются  за  счет  средств  должника,  или  кредиторов); 

-  с  целью  минимизации  расходов  должника  предусмотрено,  что  оценка  имущества  гражданина,  включенного  в  конкурсную  массу,  проводится  самим  должником  или  финансовым  управляющим; 

-  в  целях  исключения  возможности  злоупотреблений  со  стороны  должника,  законопроект  также  предусматривает  определенные  негативные  последствия  для  должника,  привлеченного  к  уголовной  или  административной  ответственности  за  неправомерные  действия  при  банкротстве,  преднамеренное  или  фиктивное  банкротство,  если  такие  правонарушения  им  совершены  в  данном  деле  о  банкротстве,  а  также  если  гражданин  не  предоставлял  необходимую  информацию  или  предоставлял  недостоверную  информацию  арбитражному  суду,  рассматривающему  дело  о  банкротстве.  В  данном  случае  гражданин  не  освобождается  от  обязательств. 


После  проверки  обоснованности  заявления  арбитражный  суд  принимает  решение  о  составлении  плана  реструктуризации  долгов.  План  может  быть  сформирован  либо  должником  самостоятельно,  либо  независимым  финансовым  управляющим  (по  аналогии  с  банкротством  юридических  лиц,  у  которых  дела  ведет  арбитражный  управляющий).  Кандидатура  финансового  управляющего  может  быть  выбрана  или  должником,  или  советом  его  кредиторов.  Перечень  личных  вещей,  не  подлежащих  к  реализации  на  торгах,  тоже  определяется  Законом.  Например,  нельзя  описывать детские  вещи,  некоторые  бытовые  предметы,  вещи,  участвующие  в  профессиональных  занятиях  человека.  В  его  собственности  должно  остаться  жилое  помещение,  где  проживает  он  и  его  семья. 

Информация  о  передаче  дела  о  банкротстве  в  суд  фиксируется  в  кредитной  истории  заемщика.  Закон  не  лишает  этих  физических  лиц  прав  на  очередной  кредит,  но  негатив,  безусловно,  отразится  в  будущем  на  отказы  банков,  МФО  и  других  кредитных  организаций  в  выдаче  займов.  Тем  более  что  банкрот  и  сам  будет  обязан  в  течение  5  лет  предупреждать  потенциального  кредитора  о  своей  «судимости». [20]

Решение  суда  также  отмечается  в  так  называемых  электронных  реестрах,  которыми  пользуются  не  только  кредитные  организации.  Например,  такая  информация  может  привести  к  отказу  в  выдаче  визы  на  пребывание  в  другой  стране.  Или  к  ограничению  других  прав  и  свобод  гражданина,  связанных  с  его  материальным  положением. 

Лицам,  признанными  банкротами,  нельзя  будет  регистрировать  собственный  бизнес  в  течение  года. 

Банкротам  нельзя  будет  занимать  руководящие  посты  и  ответственные  должности  в  любых  организациях  в  течение  нескольких  лет. 

За  нарушения  некоторых  перечисленных  ограничений  налагается  административный  штраф  в  размере  4-5  тыс.  рублей. 

Таким образом, закона о банкротстве физических лиц содержит в себе опыт зарубежных стран – последствия применения закона к недобросовестным гражданам-должникам существенно отличаются от обычных последствий банкротства должника.

Основной особенностью является то, что физическое лицо в течение последующих пяти лет не вправе повторно объявить себя банкротом. Ещё одна особенность банкротства гражданина: процедура банкротства будет применима для граждан, не имеющих судимость, в том числе и за экономические преступления, а также, если гражданин не привлекался к ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство.


Заключение

В заключение данной работы необходимо сделать выводы о том, что:

1) Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Прекращение деятельности (ликвидация) – это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации можно разделить на две группы: добровольная и принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация юридического лица при его банкротстве осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между юридическим лицом - должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи его банкротством. Решение собрания кредиторов по вопросу о добровольной ликвидации юридического лица направляется в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ РФ, которое назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя юридического лица либо собрания кредиторов (при атом предпочтение отдается предложению собрания кредиторов). Процесс добровольной ликвидации юридического лица - должника при банкротстве имеет свои особенности. Если в течение 20-дневного срока с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации юридического лица - должника конкурсным управляющим будет получено хотя бы одно заявление кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации данного юридического лица, осуществление ликвидационных мер ликвидируется, и подается заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица в арбитражный суд. Юридическое лицо - должник считается ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо на основании представления собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо в соответствии с п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.