Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( АНАЛИЗ ФРАНШИЗЫ ЗАО «ЦЕНТРОБУВЬ»).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, вынуждает предприятиям по-новому подойти к планированию своей деятельности.
Торговля является, безусловно, одной из самых крупных и экономически успешных отраслей российской экономики. Развитие торговой отрасли в России характеризуется неравномерностью для различных групп предприятий. Резко выбиваются из общего тренда развития сектор крупных предприятий, и прежде всего, его ядро —крупнейшие розничные сети, контролирующие значительные финансовые и рыночные ресурсы[1].
Развитию розничной торговли способствовало резкое обращение предпринимательства страны к системе франчайзинга. К концу 2010 года значительно увеличилось число иностранных франчайзинговых компаний, рассматривающих корпоративную экспансию в России как перспективную.
Несмотря на довольно длительный период частичного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого часто затруднено.
Основными препятствиями для прихода франчайзинговых сетей в Россию являются отсутствие законодательной базы в области франчайзинга, а также государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Ряд ученых-социологов наблюдают стремление активной части населения к открытию малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, и в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя.
Исходя из выше изложенного, целью написания данной работы является раскрытие сущности франчайзинга как вида вертикальных ограничений.
Основными задачами являются:
1. Изучить теоретические основы франчайзинга;
2. Изучить возможность реализации франчайзи на примере магазина одежды;
3. Оценть эффективность франчайзинга.
Объект исследования – магазин одежды и обуви.
Предмет исследования – договор франчазинга.
Методы, используемые в работе: математические, статистические, маркетинговые и метод экспертных оценок.
Информационной базой для исследования являются действующие законодательные акты и нормативные документы, научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.
Основными источниками информации для анализа служат методы составления и методика разработки бизнес-планов, прогнозирования результатов деятельности, моделирования на основе разработок отечественных и зарубежных экономистов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
В первую очередь значительное влияние на деятельность торговых предприятий, осуществляющих деятельность по договору франчайзинга, оказывает отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы взаимодействия сторон данной сделки.
На сегодняшний день в России не существует закона о франчайзинге, но используется закон о коммерческой концессии, равно как вместо франчайзингового договора используется договор коммерческой концессии, к которому может прилагаться Лицензионный договор. Оба договора обязательны для регистрации в Российском агентстве по патентам, а также в МНС (Министерство по Налогам и Сборам).
Поскольку в западных странах франчайзинг давно получил широкое распространение, и для его использования нет никаких препятствий, а в России существует ряд проблем не только политического, но и социально-экономического характера, существует сложность открытия путей взаимодействия этих двух сторон.
Договор франчайзинга предусматривает наличие двух сторон – франчайзи и франшизополучателя. Тем самым, на правах поставщика, франчайзи имеют право диктовать свои условия, усложняющие работу предпринимателей, к которым относится:
- требования в оформлении магазинов, которые требуют определённых финансовых вложений;
- требования по качеству обслуживающего персонала. Это влечёт дополнительные издержки на обучение.
- требования по расположению магазинов. Это требование усложняет поиски нужного для торговли помещения, более доступного для покупателей и более дорогого;
- и прочие требования, обусловленные договором. Особенностями магазина «Levall» является поддержка партнёров, работающих по системе франчайзинга.
Исследования, проведенные в западных странах, показывают, что выживаемость фирм, работающих по системе франчайзинга намного выше, чем фирм с традиционной организацией бизнеса.
Рис. 1.1- Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без него
Статистика свидетельствует, что каждые три из четырех обычных фирм на Западе закрываются в течение 5 лет. Сеть предприятий под единым брендом и единым маркетингом легко проходит все спады и кризисы. В этом сила объединенных сетей. Модницам кризис не помеха, в последнем себе откажут, но одежду купят.
Также партнёрам фирмой «Levall» предлагается выбрать один из форматов ведения бизнеса – это либо фирменный бутик, либо небольшой магазин эконом- класса. Эконом-класс — небольшой магазин площадью от 35м2.
2. АНАЛИЗ ФРАНШИЗЫ ЗАО «ЦЕНТРОБУВЬ»
2.1 Общая характеристика организации и продукции
Свою деятельность компания «ЦентрОбувь» начала в 1992 году и является крупнейшим в России сетевым оператором в сфере обувного ритейла.
ЗАО «ТД «ЦентрОбувь» — абсолютный лидер сегмента fashion, согласно рейтингу российских торговых сетей «INFOLine Retailer Russia TOP-100» за 2013 год.
ЗАО «ТД «ЦентрОбувь» развивает два взаимодополняющих направления: семейные магазины «ЦентрОбувь» и молодежные магазины Centro формата fast-fashion, характеризующиеся самой высокой узнаваемостью брендов в России.
На июнь 2014 розничная сеть Группы включает свыше 900 магазинов и охватывает более 300 городов России.
ЗАО «ЦентрОбувь» - торговое предприятие, функционирующее в городе Череповце с января 2010 года на условиях франчайзинга.
ЗАО «ЦентрОбувь» предлагает своим партнерам:
- известный каждому бренд с огромной маркетинговой поддержкой
- централизованные поставки
- обучение персонала
- успешную технологию организации торговли.
Требования к партнерам:
- помещение площадью от 250 кв. м.
- опыт в организации собственной торговли
- оборотные средства от 5,2 млн. рублей
Магазин в г. Череповце расположен по адресу: пр. Советский, 56.
Основные виды деятельности предприятия: - сезонная и внесезонная обувь (мужская, детская, женская) - туфли, балетки, тапки комнатные, кеды, кроссовки;
- очки солнцезащитные;
- бижутерия;
- колготки (капроновые, текстильные);
- легенсы, носки (капроновые, текстильные);
- ремни;
- косметички, зеркальца;
- игрушки;
- обувная косметика (губки для замши, для кожи (бесцветные, черные, маленькие, большие);
- краски (для замши- черные, бесцветные, для кожи-черные);
- пропитки; растяжители; щетки для замши; крема для гладкой обуви (бесцветные, черные, коричневые, бежевые);
- дезодоранты для ног, дезодоранты для обуви; сушки для обуви;
- шнурки на 60, 80, 100 и 120 см; стельки (демисезонные, зимние));
- сумки; зонты.
Потребителям предлагаются в ассортименте обувь и аксессуары для женщин, мужчин, детей в нескольких коллекционных вариантах.
Это соответственно: «centro», «ronzo», «mariska love», «Valentin Yudashkin Limited Collection for CentrObuv». Компания стремится обеспечить своих потребителей такой обувью, которая бы соответствовала полностью современному образу жизни, была универсально, простой и комфортной.
Продукция ЗАО «ЦентрОбувь» предназначена в первую очередь для людей активных и подвижных, стремящихся не отставать от модных веяний.
2.2 Анализ макросреды предприятия в условиях франшизы
Анализ макроокружения осуществляется методом PEST анализа.
PEST анализ включает в себя анализ факторов внешней среды, к которым относятся: экономические, политические, социальные и технологические.
Работа магазинов стильной обуви, как и всех предприятий, зависят от перечисленных выше факторов. Исследовать влияние факторов внешней среды помогает PEST-анализ, представленный в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Влияние факторов внешней среды на деятельность магазинов обуви
Факторы |
Угрозы |
Возможности |
Итого |
|||||||||
-50 |
-40 |
-30 |
-20 |
-10 |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
||
Политические факторы:
|
* |
-50 |
||||||||||
|
* |
+30 |
||||||||||
|
* |
-20 |
||||||||||
|
* |
+30 |
||||||||||
Итого |
-10 |
|||||||||||
Экономические факторы:
|
* |
-50 |
||||||||||
|
* |
+10 |
||||||||||
|
* |
+20 |
||||||||||
|
* |
+20 |
||||||||||
|
* |
+30 |
||||||||||
|
* |
-40 |
||||||||||
Итого |
-20 |
|||||||||||
Социальные факторы:
|
* |
+50 |
||||||||||
|
* |
0 |
||||||||||
|
* |
+40 |
||||||||||
|
* |
+30 |
||||||||||
|
* |
-20 |
||||||||||
|
* |
+50 |
||||||||||
Итого |
+150 |
|||||||||||
Технологические факторы:
|
* |
+40 |
||||||||||
|
* |
+30 |
||||||||||
Итого |
+70 |
Экономическая ситуация в начале 2014 года является стабильной, благодаря принимаемым мерам по осуществлению контроля со стороны государственной власти.
Влияние факторов внешней среды на деятельность торговых предприятий различно.
1. Политические факторы по данным 2012-2013 годов оказывают отрицательное влияние на коммерческую деятельность предпринимателей. Это обусловлено различными причинами [15].
В первую очередь значительное влияние на деятельность торговых предприятий, осуществляющих деятельность по договору франчайзинга, оказывает отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы взаимодействия сторон данной сделки.
На сегодняшний день в России не существует закона о франчайзинге, но используется закон о коммерческой концессии, равно как вместо франчайзингового договора используется договор коммерческой концессии, к которому может прилагаться Лицензионный договор. Оба договора обязательны для регистрации в Российском агентстве по патентам, а также в МНС.
Поскольку в западных странах франчайзинг давно получил широкое распространение, и для его использования нет никаких препятствий, а в России существует ряд проблем не только политического, но и социально-экономического характера, существует сложность открытия путей взаимодействия этих двух сторон.
Положительным моментом в формате политических факторов является контроль над заработной платой населения и потребительскими ценами со стороны правительства.
В январе-апреле 2014 года по предварительным данным среднемесячная заработная плата в РФ составила 25386 рублей, к январю-марту 2013 года:
- в номинальном выражении – увеличение на 9,1%;
- в реальном выражении – снижение на 1,5%.
2. Влияние экономических факторов на деятельность торговых фирм также отрицательное. Это связано с негативным влиянием изменений налоговой политики. Повышение налоговых отчислений предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения с 1 января 2014 года повлекло за собой снижение заработных плат во многих фирмах, и отказ от УСНО. Предприниматели пошли на такой шаг для того, чтобы снизить расходы и продолжить прибыльную работу предприятий.
В начале марта была проведена конференция среди предпринимателей города, в которой рассматривался вопрос, связанный с изменением налоговых отчислений.
Поскольку, повышение отчислений привело многих предпринимателей в состояние нестабильности или даже банкротства, было подано прошение о рассмотрении вопроса по снижению процентных ставок или изменению процедуры отчислений. В связи с этим, возможны положительные сдвиги в этом направлении и выравнивание ситуации.