Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке (АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ТК ПИЛИГРИМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного развития рыночных отношений, усиления конкуренции, последствий мирового финансового кризиса хозяйствующим организациям необходимо быстро реагировать на происходящие изменения, поскольку для выработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), необходимо четкое представление о среде функционирования субъекта хозяйствования и его конкурентной стратегии.

Формирование концептуальных подходов к управлению конкурентной стратегии компании является важным вопросом, непосредственно влияющим на эффективность и качество работы коммерческой организации, и определяющим социально-экономическую удовлетворенность прямых и косвенных потребителей туристских услуг.

Объектом исследования является ООО «ТурКлуб Пилигрим».

Предмет исследования: конкурентоспособность ООО «ТурКлуб Пилигрим» на рынке туристических услуг г. Вологда.

Цель работы: дать оценку конкурентной стратегии ООО «ТК Пилигрим».

К задачам исследования можно отнести:

1.Изучить теоретические основы конкурентоспособности и конкурентной стратегии организации;

2.Провести анализ факторов внешней среды и их влияния на конкурентоспособность компании;

3.Предложит мероприятия в рамках реализации конкурентной стратегии ООО «ТК Пилигрим» на рынке туристических услуг г. Вологда.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и основные понятия конкуренции и конкурентоспособности

Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) дословно определяется как борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [27].

В развитие теории конкуренции и конкурентоспособности внесли значительный вклад такие зарубежные ученые как: А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Миль, А.Курно, Ф.Эджуорт, А.Лернер, Дж.Робинсон, Й.Шумпетер Дж.Кейнс, П.Хайне, А.Маршалл, Ф.Хайек, Ф.Найт, К.Макконелл, С.Брю, М.Портер, являющиеся наряду с другими учеными творцами различных школ и направлений в экономической и политической науке [3].


Однако понятие конкуренции настолько многозначно, что формулировка ее определения требует детальных обширных исследований и обобщения работ многих авторов (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Сравнение взглядов различных авторов на понятие конкуренция

Автор

Определение конкуренции

1

2

А.Смит

Конкуренция - это «ниточки», дергая за которые «невидимая рука» рынка заставляет предпринимателей действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики

Дж.Миль

Конкуренция - это регулировщик цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования

П.Хайне

Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам

Ф. Найт

Конкуренция - это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы

К. Р. Макконнелл,

С. Л.Брю

Конкуренция - наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его

Ф.Хайек

Конкуренция - это процедура открытия, благодаря которой скрытое становится явным. Она ведет к лучшему использованию знаний и способностей людей и стимулирует рациональность. Конкуренция приводит к увеличению эффективности и призывает к большей внимательности

Продолжение Таблицы 1.1

1

2

М. Портер

Конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты

Г.Л.Азоев

Конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели

А.Ю.Юданов

Конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка

Р.А.Фатхутдинов

Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом


В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все, же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

- состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника. Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;

- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

- соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;

- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Наиболее важную роль в рыночной экономике играет конкуренция между производителями. Поэтому, рассматривая конкуренцию, многие авторы чаще всего описывают именно ее. Совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция, свободная конкуренция, конкуренция качества, международная конкуренция и другие виды относятся, прежде всего, к конкуренции производителей [19].


Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели в виду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших субститутов. Степень взаимозаменяемости товара детерминируется перекрестной ценовой эластичностью спроса: если эластичность меньше единицы, то можно говорить о завершении рынка [8] .

В экономической литературе существует несколько классификаций конкуренции, которые соответственно различаются принципами и механизмами взаимодействия субъектов и объектов экономической системы: по характеру удовлетворения потребностей; по формам ведения; по методам осуществления конкуренции; по формам соединения потребителя и производителя 19.

Конкуренция как экономическая категория выражает отношения между участниками общественного производства по поводу соперничества в достижении наилучших результатов с оптимальными затратами. Предложенная дефиниция достаточно содержательно раскрывает сущность конкуренции, открывает дальнейшие возможности для последующего исследования категории «конкурентоспособность» [24].

В экономической литературе до сих пор нет однозначного толкования понятия конкурентоспособности, существуют различные точки зрения на ее содержание и природу. В западной экономической литературе проблема конкурентоспособности является более разработанной, однако и здесь отсутствует единая теория, объясняющая сущность конкурентоспособности, отмечает ведущий американский исследователь проблемы профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер [18].

Обзор имеющейся экономической литературы показывает, что авторы выделяют конкурентоспособность товара, конкурентоспособность фирмы, конкурентоспособность отрасли (подотрасли, финансово-промышленной группы - ФПГ и т.п.), конкурентоспособность страны или экономики в целом. Следует отметить, что данные понятия далеко не тождественны, однако тесно взаимосвязаны, зачастую невозможно отделить проблемы, относящиеся к конкурентоспособности страны в целом, от проблем, выражающих конкурентоспособность товара или фирмы [10].


Конкурентоспособность товара - свойства объекта, характеризующие степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке 28.

По мнению Ф. Котлера, фирма должна хорошо знать все возможные способы удовлетворения конкретной потребности покупателей. Он считает, что, именно, это определяет ее конкурентоспособность [11]. Такой же точки зрения придерживается Б. Карлоф, утверждая, что конкурентоспособность находит выражение в способности обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующими компаниями 9.

Другой подход привязывает понятие конкурентоспособности фирмы к качественным характеристикам самой ее деятельности (доля рынка, эффективность функционирования, эффективность управления и т.п.). По мнению некоторых авторов, конкурентоспособность предприятия представляет собой его способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентного рынка, которая обеспечивается умелым использованием организационно-управленческих, научно-технических, экономических, производственных, маркетинговых и иных средств ведения эффективной хозяйственной деятельности. Многие отечественные исследователи определяют конкурентоспособность предприятия как его способность эффективно хозяйствовать и осуществлять прибыльную реализацию производимой продукции или услуги в условиях конкурентного рынка 19.

1.2 Базовые конкурентные стратегии

Конкурентная стратегия фирмы определяет особую конфигурацию ее действий, их взаимосвязь и согласованность. Различные стратегические подходы включают работу по адаптации и производству определенных изделий/услуг с учетом особых потребностей конкретных групп потребителей или по обеспечению наиболее эффективного доступа к определенным типам потребителей (см рисунок 1.1) 18.

Рисунок 1.1 – Стратегии конкуренции

Мировой опыт, описанный и проанализированный в классических работах профессора Гарвардского университета М. Портера, свидетельствует о наличии трех основных подходов к обеспечению конкурентоспособности.

Превращение в изготовителя с самыми низкими издержками (стратегия лидерства в снижении затрат), базирующаяся на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов, путем обязательного контроля над затратами и путем регулирования размера предприятия и объема продукции, благодаря чему достигается более высокая эффективность производства. Именно низкие цены могут служить своего рода барьером для появления новых конкурентов [22].