Файл: Управление миграционными процессами в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальные различия в толковании этого понятия заключаются в следующем:

  • учитывается ли при фиксировании факта территориального перемещения людей фактор расстояния;
  • учитывается ли фактор времени пребывания на территории прибытия и регулярности перемещений в различных направлениях;
  • рассматривается ли фактор пересечения каких-либо официально установленных рубежей [55, 297].

Под миграцией населения подразумевается любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Ни один воспроизводственный процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не протекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении в связи с миграционными процессами.

Страна, теряющая свое население, активно использует труд приезжих и при этом оказывается не способна внятно и последовательно сформулировать свою политику по отношению к ним. С одной стороны, целые сферы экономики отданы мигрантам, потому что российский гражданин не согласен за копейки мести улицы и класть асфальт, с другой – есть реальные «Кондопоги» и острая проблема ксенофобии, которая может быть выражена одним словом – «понаехали!» [47, 8].

Наша миграционная политика оказывается несогласованно многослойной и многосоставной. Есть большая политика, на уровне которой идут как последовательные сигналы по части необходимости управляемого привлечения иностранной рабочей силы, помощи в возвращении желающих соотечественников, так и импульсы, связанные с совершенно иными сферами, но имеющие миграционную проекцию. Есть деятельность ведомств, отвечающих за миграционную политику, вынужденная ориентироваться как на последовательные сигналы, так и на плохо упорядоченные импульсы. Есть, наконец, практика на местах, ориентирующаяся на извлечение административной ренты и имеющая цели значительной частью не в сфере миграционной или вообще какой-либо иной сознательной политики [43, 27].

Формирование адекватной миграционной политики – это, во многом, вопрос самоопределения страны, а отсутствие последовательной политики – залог того, что результат миграционных процессов заведомо не будет иметь никакого отношения к проектам, на базе которых реализуются отдельные элементы этой политики.


Иногда создается впечатление, что многие решения в области миграционной политики принимаются исходя из личных отношений руководителей государств. Самым ярким примером была Грузия, когда поток миграции просто развернули в обратную сторону, что в некоторых случаях привело к летальным исходам, когда граждане Грузии попросту не смогли пережить условия наших «миграционных» учреждений.

Похожая, хотя и в более слабых формах, история происходила и с Молдавией. В результате молдаване переориентируются на рынки труда южной Европы. К тому же не надо забывать об операции по раздаче румынских паспортов гражданам Молдавии – теперь эти люди настроены на романоязычные рынки Европы. Для них это гораздо более привлекательное направление, чем Россия.

В результате мы утрачиваем позиции в отношении рынков заимствования иностранной рабочей силы, отчасти близкой к нам в области и бытовой, и трудовой культуры [51, 49].

Были случаи, когда в угоду экономике «забывался» целый анклав русскоязычных людей, которые хотели бы вернуться в Россию – это, прежде всего, например, люди из Туркмении, когда российская сторона достаточно спокойно отреагировала на односторонний разрыв со стороны Туркмении режима двойного гражданства.

Еще одной основой миграционной политики является баланс представлений о необходимости решения следующих проблем:

  • демографической,
  • освоения и удержания территорий государства,
  • кадрового обеспечения экономики,
  • сохранения определенной культурной идентичности страны;
  • принципиальной управляемости внутренних процессов [40, 5].

Эта политика нашла отражение в новом федеральном законодательстве, регулирующем вопросы миграции.

Пакет законов, регулирующих миграционную сферу, заработал с 15 сентября 2006 года. Государством предпринята попытка разумно подойти к решению проблемы. Так, с одной стороны, штрафы для работодателей за использование нелегального труда подняли до 800 000 рублей. А с другой, – ввели уведомительный характер регистрации, и разрешение на труд привязали к самому гастарбайтеру, а не к работодателю. Теперь мигрант был привязан к субъекту Федерации, где он получал разрешение, но он мог свободно менять место работы в его пределах. Все эти изменения касались территории безвизового пространства.

Эта собственно миграционная политика дальше вступает в парадоксальное взаимодействие с проекцией большой политики на миграционную сферу. Так и появилось постановление правительства, по которому иностранцам не разрешается продавать алкогольную и фармацевтическую продукцию, а потом и вообще – работать в торговле [10, 57].


Наименее внимательно при этом прорабатываются одни из самых болезненных вопросов – аккультурации мигрантов, взаимной адаптации мигрирующей и принимающей сторон. Эти проблемы отдаются на откуп экстремистским движениям, которые на них строят свою массовую пропаганду, облегчаемую недостатком проработанных и реализуемых технологий их решения.

Противоречивость и многослойность миграционной политики можно интерпретировать по-разному. Можно говорить о рациональном и иррациональном уровнях принятия политических решений. Если отношения с Грузией могут являться примером иррациональной политики, то другие примеры говорят о том, что власть действует если и не всегда морально, то, как будто бы, достаточно прагматично, точнее даже – экономически относительно рационально.

С Туркменией есть серьезные соглашения относительно газа, подкрепленные совсем недавно на российско-казахско-туркменском саммите, и есть относительно небольшая группа русскоговорящих людей, часть которых оттуда уже уехала. Власть ставит больше на бизнес, чем на соотечественников, а когда с новым руководством Туркмении появляется возможность неконфликтно помочь соотечественникам (открытие русской школы) – это делается. Таков рациональный подход.

То же самое с заселением территорий – нам надо, чтобы кто-то жил на российско-китайской границе, и мы пытаемся решить эти вопросы, но только в той степени, в которой прямо сегодня в этом заинтересованы. Важно понять, что русские и русскоязычные могут приехать только из Украины и Северного Казахстана. И если их пытаться оттуда рекрутировать, то им надо предлагать достаточно урбанизированные места и реальные ипотечные программы. Счастливы же койкоместу и работе на заводах в регионах, в которых уровень оттока населения очень высок, могут быть только некоторые группы переселенцев из Средней Азии.

Итак, помимо законо - и нормотворчества, государственных программ и т.п. существует еще и реальная милицейская (полицейская) практика поборов, когда легальные или нелегальные мигранты рассматриваются правоохранительными органами как источник заработка. То есть, опять-таки со специфически «экономической» точки зрения [26, 32].

Вообще есть гипотеза, что, кроме ситуаций «иррациональности», в нашей стране в ближайшие 15-20 лет именно экономика будет определять миграционную политику, то есть ее проекция на миграционную политику будет более сильным фактором, чем «общеполитическая» и собственно миграционная.


На противоречивую миграционную политику интересно посмотреть также с точки зрения уровней власти.

Мы привыкли к тому, что обычно верхний уровень занят стратегическими решениями и его рациональность имеет горизонт планирования в 10 -15 лет, а низший уровень решает сегодняшние проблемы. Сегодняшняя реальность говорит об обратном: верхний уровень заметной частью принимает сиюминутные решения, а чиновники среднего звена рационально плетут ткань бумаг, создавая осмысленную политику.

Пока верховная власть принимает бессистемные решения, то продвигая разумные законы, то перехватывая националистическую риторику, чиновники среднего звена ощущают давление реальной жизни и творят реальную миграционную политику.

2 Исследование миграционных процессов и проблем в РФ

2.1 Анализ миграционной политики Пензенской области

Миграция населения становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и Пензенской области, в частности, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. При этом в регионе, как и по всей стране в целом, отсутствует единый государственный орган, ответственный за разработку и реализацию миграционной политики. Основными субъектами, реализующими миграционную политику на территории Пензенской области являются Управление Федеральной миграционной службы России по Пензенской области (УФМС России по Пензенской области) и Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области (ДТЗТМ Пензенской области).

УФМС России было создано для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС России.


В настоящее время Управление Федеральной миграционной службы России по Пензенской области осуществляет:

1. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

2. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

3. Оформление и выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

4. Контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

5. Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставления политического убежища  иностранным гражданам и лицам без гражданства.

6. В соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Миграционные процессы играют исключительно важную роль в социально-экономической, политической, духовной жизни Пензенской области, а миграционная политика является одним из важнейших направлений государственной политики.

Приобретает особую актуальность вопрос о привлечении в экономику области иностранной рабочей силы, прежде всего из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

В области постоянно идет движение населения, о чем наглядно свидетельствует Приложение 2. Более того в последние годы заметно увеличился отток населения из области. В этой связи проблемы, связанные с миграцией и мигрантами, продолжают оставаться достаточно острыми [27].

Здесь необходимо отметить, что всю миграционную политику, реализуемую на территории Пензенской области, условно можно разделить на два разных типа: трудовую и переселенческую. И в отношении каждого из них проводится различная миграционная политика.