Файл: Управление миграционными процессами в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УФМС по Пензенской области ведет активную работу по улучшению миграционной ситуации в Пензенской области (Приложение 3). Так, на миграционный учет в январе-августе 2016 года в Пензенской области поставлено 37 898 человек, что на 17,4% больше аналогичного периода прошлого года.

Отмечается положительная тенденция в вопросах привлечения мигрантов к трудовой деятельности. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 52,3% (с 3006 до 4822) возросло количество оформленных разрешений на работу. Наибольшее количество иностранной рабочей силы задействовано в сферах:

  • строительства –52,4%;
  • обрабатывающих производств –19,5%;
  • оптово-розничной торговли –11,0%;
  • сельского хозяйства –12,0%;
  • услуг – 3,6%;
  • транспорта и связи – 1,4% [27].

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 1555-р и приказа ФМС России от 24 февраля 2010 года № 39 «О реализации ФМС России предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) в электронном виде», Управление ФМС России по Пензенской области с 1 апреля 2010 года приступило к приему заявлений в электронном виде, поступивших с Единого портала государственных и муниципальных услуг.

За 2015 год через Единый портал государственных и муниципальных услуг было подано 2828 заявления на оказание государственных услуг в системе ФМС России. Из них в связи с неполным или неправильным заполнением гражданами 1223 или 43,2 % от общего количества были отклонены с указанием подробных причин отклонения.

Более детально основные причины отклонения заявлений, поданных в электронном виде на оказание государственных услуг в системе ФМС России в 2015 году, представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 - Основные причины отклонения заявлений, поданных в электронном виде в 2015 г.

С целью сокращения отклонений заявлений, с гражданами, указавшими свою контактную информацию – телефон или адрес электронной почты осуществляется обратная связь с целью оперативной корректировки допущенных ими неточностей в заявлении. Однако контактная информация указывается не всеми гражданами.

Также в рамках перехода на систему межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг ФМС России было разработано специальное программное обеспечение «Сервисный концентратор», предназначенное для отработки входящих запросов от федеральных органов исполнительной власти и направление исходящих запросов. В 2015 году в УФМС России по Пензенской области поступило 26 972 входящих запросов. Из них: на проверку действительности паспорта – 15 950 запросов, запросов паспортного досье – 9848, на проверку регистрации по месту жительства – 982, на проверку регистрации по месту пребывания – 172, на проверку регистрации ИГ по месту жительства – 1, на проверку регистрации ИГ по месту пребывания – 16, на проверку разрешения на временное проживание или вида на жительство – 2, запросов сведений о государственной поддержке вынужденным переселенцам - 1. За данный период сотрудниками структурных подразделений Управления направлено 63 542 исходящих запросов. Из них: запросов о наличии судимости – 56 299, запросов о нахождении в розыске – 2 563, запросов о подтверждении выдачи паспорта – 102, запросов о проверке приобретения гражданства – 846, запросов данных о собственниках помещений – 644, запросов выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП – 75, запросов о проверке ограничения выезда – 3012, запросов о поиске ИНН физ. лица по паспортным данным – 2.


В настоящее время СПО «Сервисный концентратор» используется в 32 структурных подразделениях Управления. Всего в качестве пользователей данного программного обеспечения зарегистрировано 188 сотрудников Управления.

В УФМС России по Пензенской области функционирует два «телефона доверия». По телефонному номеру 48-03-97 прием заявлений граждан ведёт сотрудник Управления в ручном режиме. По телефонному номеру 63-24-89 приём заявлений осуществляется автоматически с направлением записанного обращения на электронный адрес ответственных сотрудников Управления.

Во исполнение  поручения  Президента Российской Федерации от 15.06.2010 № Пр-1729 Правительством Пензенской области в 2015 году был проведен комплекс организационных и практических мер по  созданию Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению по решению суда,  за пределы Российской Федерации.

12 октября 2015 г. состоялось выездное заседание представителей регионального правительства,  руководства УФМС и УФССП  России по Пензенской области    по проверке готовности   здания к эксплуатации.  По результатам данного заседания было установлено, что выделенное для Центра здание площадью 458,7 кв.м. полностью переоборудовано и  отвечает предъявляемым   требованиям по содержанию указанной категории лиц. В помещениях проведен качественный ремонт, утверждено штатное расписание обслуживающего персонала. Приобретены мебель, холодильники и другое необходимое оборудование.  В благоустроенных комнатах могут содержаться  до 38 человек одновременно с учетом национального, полового,  возрастного и семейного принципа, предусмотрены душевые комнаты с электроводонагревателями,  пункт раздачи готового питания,  кабинет врача и процедурный кабинет, медицинский изолятор,  административные помещения. С 2016 года Центр будет оказывать услуги в полном объеме.

Таким образом, совместная деятельность заинтересованных органов государственной власти, в том числе по реализации государственной политики в сфере миграции, позволяет обеспечить на территории Пензенской области стабильную миграционную обстановку.

Эффективная работа по профилактике нарушений миграционного законодательства со стороны УФМС России по Пензенской области, увеличение результативности проведения проверок объектов различных форм собственности и деятельности способствовали снижению количества выявленных правонарушений миграционного законодательства и в целом улучшению организации деятельности по противодействию незаконной миграции. Кроме того, в 2015 году на 57,6% (с 33 до 14) сократилось число преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, при этом правонарушений экстремисткой направленности с участием иностранных граждан на территории региона не зарегистрировано.


На сегодняшний день приоритетом региональной миграционной политики, должно являться привлечение высококвалифицированных специалистов, прежде всего, посредством государственных программ. Однако задача это очень серьезная, если учесть, что основными проблемами развития кадрового потенциала в области является: снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса, старение населения и дисбаланс в профессионально – квалификационной системе спроса и предложения на рабочую силу. Из этого следует, что дальнейший рост экономики и инвестиций в Пензенской области потребует привлечения дополнительных ресурсов.

В конкуренции за рабочую силу у Пензенской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с Москвой, Московской, Самарской, Нижегородской областями и рядом других областей: меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.

Несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, область нуждается в кадрах: квалифицированных рабочих и работниках неквалифицированного труда. Наибольшую убыль от миграции несут сельскохозяйственные районы области. В то время как миграция из городов частично восполняется внутриобластной миграцией населения из районов, потери самих районов ничем не компенсируются. Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.

Непривлекательность и невостребованность рабочих мест на отдельных предприятиях для российских граждан обуславливают необходимость привлечения и использования иностранной рабочей силы. Другими словами в, области проводится планомерная трудовая миграционная политика. Согласно действующему законодательству, одним из механизмов, влияющих на процедуру легального привлечения и использования иностранной рабочей силы, является механизм установления квоты на привлечение иностранных специалистов.

В связи с этим в целях обеспечения согласованных действий всех ветвей и уровней власти по реализации единой государственной политики в вопросах трудовой миграции Правительством области создана областная межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников, в основные функции, которой входит подготовка предложений по размеру квоты на привлечение рабочей силы из других государств.


Департамент по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области принимает активное участие во всех областных межведомственных комиссиях по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Ежегодно с учетом интересов регионального рынка труда формируются предложения по установлению квоты на привлечение и использование иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности.

На 2015 год для Пензенской области с учетом корректировки была распределена квота на привлечение 4903 иностранных работников, из них для иностранных граждан, прибывающих в порядке, требующем получения визы – 1109.

Наибольшую потребность в иностранных работниках заявили организации строительной отрасли – 43%, предприятия обрабатывающих производств – 22%, торговли – 10%, сельского хозяйства – 14%.

В 2015 году количество оформленных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на трудовую деятельность составило 4822 штуки (за аналогичный период 2014г. - 3006).

Процент исчерпания квоты на выдачу разрешений на работу за 2015 год составил 53,3% (за аналогичный период 2014г. - 53,1%).

Как мы уже отмечали выше, наибольшее количество иностранной рабочей силы задействовано в сферах строительства –52,4%; обрабатывающих производств –19,5% и сельского хозяйства –12,0%.

С начала года ДТЗТМ Пензенской области от УФМС по Пензенской области получено 37 запросов о выдаче заключений о привлечении и об использовании 807 иностранных работников.

В 2015 г. Было выдано 36 положительных заключений о целесообразности привлечения и использование на предприятиях и в организациях области 777 иностранных работников, жителей стран дальнего зарубежья.

Из них осуществление трудовой деятельности планировали в строительстве – 535 человек, в сельском хозяйстве –111, в обрабатывающем производстве – 106, в других отраслях – 25.

В рейтинге основных стран, из которых осуществлялось привлечение иностранных рабочих из дальнего зарубежья в лидерах по-прежнему остаются Китай – 640 человек, Вьетнам – 101 и Турция – 16, из других стран было привлечено лишь 20 рабочих. Граждане, привлекаемые из дальнего зарубежья, преимущественно являются высококлассными специалистами [42].

В 2015 году 2 работодателя отказалась полностью от использования иностранной рабочей силы в количестве 70 человек, 5 работодателей заявили об уменьшении от первоначально запланированного количества привлекаемых иностранных работников на 186 человек.

Одной из причин, по которым работодатели отказались от привлечения иностранных работников и уменьшили количество привлекаемых иностранных работников – это замещение иностранных работников российскими гражданами.


Наибольшее уменьшение количества привлекаемых иностранных работников заявили работодатели: ООО «АБЗ-1» - уменьшили на 86 человек, ООО «Тарханы - Агро» - на 53, ИП Апозян Э.С. - на 30 [42].

Вместе с тем в работе по привлечению и использованию иностранных работников в области имеются определенные трудности. Еще не все работодатели исполняют Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в связи с чем происходит нелегальное привлечение иностранных работников, особенно в сфере строительства и торговли.

Нелегальная трудовая миграция является крайне негативным явлением, как для экономики страны, так и для граждан других государств, находящихся в России на незаконном положении. «Нелегалы» не платят налогов, не делают отчислений в страховые фонды и в результате сбивают уровень заработной платы, что негативно влияет на российскую экономику и положение российских граждан. Как правило, эти явления сопровождаются втягиванием «нелегалов» в криминальные структуры.

В целях информационного обмена с другими регионами ежемесячно формировался и регулярно обновлялся банк свободных рабочих мест, в том числе, на которые предполагалось привлечение иностранных работников.

Информация о вакантных местах, на которые предполагалось привлекать иностранных работников, направлялась в регионы, с которыми заключены соглашения о совместной работе, размещалась на сайте ДТЗТМ Пензенской области.

В целях реализации приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест проводилась работа по трудоустройству граждан, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность на территории Пензенской области.

По данным органов местного самоуправления и мониторинга проводимого службой занятости населения в 2015 года в сельские районы Пензенской области прибыли 25 человек из Архангельской, Владимирской, Саратовской, Самарской, Московской, Кировской областей, республик Марий-Эл, Мордовия, Карелия, Приморского Края и др.

Прибывшие граждане осуществляют трудовую деятельность в Камешкирском, Малосердобинском, Нижнеломовском, Шемышейском районах.

Работе по привлечению в область переселенцев, особенно семей с детьми, большое внимание уделяет Губернатор Пензенской области. По его поручению руководители муниципальных образований области осуществляли в текущем году рабочие поездки в трудоизбыточные регионы России.

Администрациями районов сформированы данные о наличии жилья, свободных земель, вариантов трудоустройства, социальной и государственной поддержки в сфере предпринимательства для данной категории граждан.