Файл: Управление миграционными процессами в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составленный прогноз касается только легальных мигрантов – тех, кто переезжая в Россию или из одного региона в другой, проходит предусмотренную законом процедуру регистрации. Разумеется, существует и огромный поток нелегальных мигрантов, но надежно оценить его мы сегодня не можем из-за отсутствия данных. С одной стороны, это снижает точность прогноза, особенно по некоторым категориям мигрантов (в частности из Китая, огромное большинство которых, видимо, нелегальные). Но с другой, следует учитывать, что нелегальная миграция носит во многом временный, краткосрочный характер, а сами мигранты выполняют работу, не требующую квалификации. Легальная же миграция, с другой стороны, с гораздо большей вероятностью предполагает постоянный переезд на новое место жительства. Соответственно, она гораздо в большей степени влияет на ситуацию на рынке труда, налоговую базу, спрос на социальные блага (услуги системы здравоохранения, образования) и т.д. [19, 22].

Результаты прогнозирования показывают, что снятие ограничений на приток мигрантов – единственный способ остановить в обозримом будущем сокращение населения страны. Согласно базовому прогнозу Росстата, население России будет в ближайшие 20 лет неуклонно снижаться и составит в 2026 году 131,7 млн. Разрешение ограниченной иммиграции (введение квоты в размере 250 тыс. человек в год) не позволит решить проблему – более того, падение численности россиян будет даже еще более ощутимым: в 2026 году их останется лишь 128,9 млн. человек. И лишь в случае снятия ограничений на иммиграцию сокращение населения удастся остановить: прогноз показывает, что в 2019 году оно зафиксируется на уровне 134,8 млн. человек, после чего начнет расти и достигнет к 2026 году 139,3 млн. человек.

Разные сценарии иммиграции по-разному скажутся на демографической ситуации в отдельных регионах. К сожалению, при любом сценарии численность населения к 2026 году сократится в любом случае в 5 из 7 федеральных округов (Центральном, Северо-Западном, Южном, Сибирском и Дальневосточном). Другое дело, что если по прогнозу Росстата население Северо-Западного ФО сократится на 13,5%, Дальневосточного – на 12,2%, Сибирского – на 11,6%, то в случае снятия ограничений на миграцию они потеряют ощутимо меньше – 9,7%, 10,9% и 3,7%, соответственно [21, 124].

Прогноз показывает, что в целом ряде регионов исправить демографическую ситуацию не сможет даже иммиграция. Например, население Тульской области даже в случае снятий ограничений на миграцию сократится к 2026 году почти на 21,6%, Ивановской - на 18,6%, Курской – на 19,4%. Псковская область потеряет 20,8%, Новгородская область - 15,3%, Архангельская область -13,3% населения.


Однако во многих краях, областях и республиках снятие ограничений на миграцию сможет значительно способствовать преодолению кризиса. В частности, неограниченная миграция в наибольшей степени пойдет на пользу демографически крайне уязвимой Магаданской области, где население к 2026 году будет на 33% выше, чем при инерционном сценарии Росстата. В Мурманской области численность населения будет выше на 31%, в Ульяновской – на 27%, в Оренбургской – на 26%, в Архангельской – на 23%, в Астраханской – на 16% в Волгоградской области и в Алтайском крае – на 18% .

Примечательно, что вовсе не все мигранты автоматически устремятся в Москву: приток мигрантов пойдет на пользу именно сложным, даже депрессивным регионам. При этом население Москвы окажется даже на 9% ниже, чем могло бы быть, население Московской области - на 4% [21, 124].

Следует подчеркнуть, что введение квот на миграцию не позволит целому ряду областей достичь максимально возможной численности населения, причем опять-таки пострадают сложные в социально-экономическом отношении регионы. По сравнению со сценарием неограниченной миграции, Белгородская область, например, не досчитается 25% населения, Оренбургская – 20%, Омская – 17%, Пензенская - 14%, Калининградская – 14%. В целом введение ограничений u1089 сильнее всего скажется на численности населения Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, Северо-Запад и Дальний Восток пострадают меньше.

Согласно прогнозу, при любом из рассматриваемых сценариев, лидировать среди мигрантов, легально приезжающих в Россию, будут выходцы из Казахстана и Узбекистана: доля первых в 2025 году составит 21% от общего числа мигрантов, доля вторых – около 37%. Примерно по 7% будет приходиться на выходцев из Украины, Таджикистана и Киргизии, по 4-5% - на выходцев из Азербайджана, Грузии и Туркмении.

На выходцев из Белоруссии будет приходиться не более 1%, из Молдавии – не более 1,5%. Доля представителей дальнего зарубежья в общем потоке иммигрантов не будет превышать 0,7%. Примечательно, что национальный состав приезжих в Россию практически не зависит от того, будут вводиться какие-то ограничения на общее число приезжих, или нет: численность мигрантов может меняться, но национальная структура миграционного потока сохраняется [11, 162].

Как изменится в результате национальный состав населения России? Доля выходцев из стран СНГ в общем населении России вырастет с 5,3% по данным переписи до 18% в 2025 году (12,7% - в случае введения квоты). Наиболее ощутимым будет в 2025 году присутствие выходцев из Узбекистана: их доля в общем населении страны увеличится с 0,08% по данным переписи 2010 года, до 4,18%, или со 123 тыс до 5,77 млн человек в абсолютном выражении (в случае введения квоты - 2,27%, 2,93 млн человек). Доля уроженцев Казахстана вырастет с 0,45% в 2010 году до 3,72%, или с 645 тыс до 5,13 млн человек (в случае введения квоты - 2,43%, 3,13 млн человек). Еще одной заметной группой будут украинцы: их присутствие увеличится с 2,03% до 3,12%, или с 2,943 млн до 4,3 млн человек (в случае введения квоты – 2,78% или 3,59 млн человек). Доля выходцев из некоторых других регионов будет расти даже еще быстрее, однако ни одна из этих групп не сожжет значительно превысить барьер в 1% общего населения страны. Например, доля туркмен может вырасти в 27 раз – однако на практике это будет означать, что она увеличится с 0,02% до 0,55%. Сравнения с другими странами показывают, что ничего критичного в полученных цифрах нет. Прогнозируемая на 2025 год доля мигрантов в населении РФ (18%) вполне соответствует доле мигрантов в странах на аналогичном уровне развития (по показателю ВВП на душ населения в пересчете по ППС) – например, в Канаде середины 1990х (17,4% в 1997 году) [11, 163].


Разработанная модель позволяет также ответить на один из ключевых вопросов демографической политики, а именно, какими факторами определяется интенсивность миграции. В результате российские политики получают достаточно четкое представление об имеющихся инструментах воздействия на миграционные потоки. Одновременно модель демонстрирует, как сильно зависят наши представления о будущих миграционных потоков от того, насколько точно измеряются в сопредельных странах социально- экономические тренды.

В качестве «репрезентативного» государства для изучения того, как отдельные факторы влияют на иммиграцию из стран СНГ в Россию, была выбрана Армения, где доходы на душу населения близки к среднему показателю по всем рассматриваемым странам. Исследование показало, что объем миграции в большей степени зависит от демографической ситуации в этих государствах, чем от экономических факторов.

Например, рост населения в Армении на 1% приводит в краткосрочной перспективе к росту числа уезжающих в Россию на 0,27% - тогда как рост на 1% доходов населения в Армении вызывает сокращение потока мигрантов лишь на 0,12%.

Схожим образом обстоит дело и с внутренней миграцией. В целом, согласно прогнозу, в будущем Россию ожидает заметное оживление внутренней миграции. Как показывают расчеты, ее интенсивность будет снижаться вплоть до 2017 года, когда объем ежегодной внутренней миграции упадет до 0,69% от общей численности населения страны, или 950 тыс человек (по сравнению с 1,09%, ли 1,576 млн в 2014 году). Однако затем внутренняя миграция будет становиться все активнее, и в 2025 году достигнет 5,47% от общей численности населения, или 7,552 млн. В результате внутренняя мобильность в России будет по-прежнему ниже, чем в США на сходном уровне экономического развития (в 1981 году – 6,2% общей численности населения), но выше чем во многих других развитых странах в тот ж период - например, в Ирландии (2,1%) или Японии (2,6%) [28, 9].

Миграционная проблематика затрагивает интересы государства, российского общества и многомиллионных масс населения внутри страны и за её пределами и сопряжена с угрозами национальной безопасности.

В последние годы федеральными и региональными органами государственной власти приняты меры по совершенствованию государственной миграционной политики Российской Федерации. Проводимая работа приобретает всё более системный характер. В определённой степени этому способствуют ранее определённые концептуальные подходы в области регулирования миграционных процессов, реализуемые на их основе планы и программы. Дальнейшее развитие на федеральном и региональном уровнях получило миграционное законодательство, насчитывающее 34 федеральных закона и 114 иных нормативных правовых актов, регулирующих иммиграционный, эмиграционный, реадмиссионный, расселенческий, переселенческий, беженский процессы, а также процессы предоставления убежища, внешней трудовой миграции и др. Расширяется международный аспект реализации государственной миграционной политики [34, 144].


Вместе с тем современное состояние миграционной системы России вызывает острую необходимость в определённой корректировке проводимой Российской Федерацией государственной миграционной политики с учётом существующих и потенциальных угроз её национальной безопасности.

В этом убеждают результаты анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития миграционных процессов.

Среди основных аспектов государственной миграционной политики выделяются: демографический, экономический, социальный, правовой, селективный, амнистиционный, гражданский, структурный, а также аспект занятости.

Следует признать, что выработанная миграционная политика России не в полной мере отражает совокупность кризисных явлений, характерных для нынешней внутренней демографической ситуации. Мы являемся страной с высокой смертностью и крайне низкой рождаемостью населения; страной, ежегодно теряющей около 900 тыс. человек; страной, средняя продолжительность жизни людей в которой на порядок разнится от развитых стран.

Безусловно, отрицательное влияние демографических проблем на состояние рынка труда, эффективность социально-экономического и политико-военного развития государства.

В этих условиях придание устойчивости и надёжности государственному регулированию миграционных процессов, прежде всего иммиграционного, расселенческого, переселенческого, представляется своеобразной «нитью Ариадны» не только для противодействия тенденции депопуляции, но и для ощутимой компенсации естественной убыли и смягчения дефицита трудоспособного населения [43, 57].

Расчёты экспертов ориентируют на ежегодное привлечение в экономику России до 1 млн. иностранных работников. Вытекающие в этой связи адекватные выделенной угрозе меры носят вынужденный характер. Вне всякого сомнения, разработка и реализация таких мер повлечет изменения в религиозной, этнокультурной, социально-образовательной структуре общества, приведёт к пересмотру некоторых традиционных подходов во внутренней политике государства.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется неблагоприятная динамика незаконной иммиграции в страну. Существующая система контроля за въездом в Российскую Федерацию, выездом из неё и пребыванием иностранных граждан на её территории не позволяет эффективно регулировать иммиграционный процесс, располагать объективными данными о количестве иностранных граждан, реально находящихся в стране. Государственная статистика в этой сфере не обеспечивает необходимой достоверности данных .


Незаконная миграция оказывает негативное влияние на социальную обстановку, является благоприятной средой для активизации деятельности организованных преступных группировок, международных террористических организаций, а также для коррупции, ксенофобии, разжигания межнациональных конфликтов и ухудшения криминогенной ситуации [29, 27].

Следовательно, необходимо оперативное решение вопросов по межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о реадмиссии. Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации. Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС [29, 28].

Таким образом, основными факторами, существенно влияющими на эффективность государственной миграционной политики, являются: концептуальный, управленческий, законодательный, исполнительский, постсоветский, программно-целевой, а также региональный.

Одна из самых серьезных проблем современной России – демографическая. Но и самое реальное средство от нее – миграция – представляет собой проблему не намного меньшую. Точнее, комплекс проблем, требующий обдуманной политики по отношению к каждой из своих частей и ко всей проблеме в целом.

Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения.

В понятие «миграция населения» различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Количество определений «миграции населения» столько же, сколько и авторов этих определений. В.А. Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений. Современное значение термина чрезвычайно широко [28, 7].