Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте (Система сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него психофизических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). С каждым годом повышается чувствительность всех анализаторов. Например, острота зрения младших дошкольников повышается на 15-20%, старших - на 25-30% Уровень остроты зрения зависит от условий деятельности: она значительно улучшается в игровой ситуации (в среднем на 17,2% - у детей 4-5 лет 29,8% - у детей 5-б лет 30,2% - у детей 6-7 лет).

Развивается в дошкольный период и различение цветов, прежде повышается его точность. До 2 лет дети при непосредственном восприятии хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый, труднее - промежуточные тона: оранжевый, голубой и фиолетовый 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5-летние дети способны устанавливать связь между промежуточными цветами и их наименованиями. В среднем дошкольном возрасте дети начинают различать светлые оттенки.

Активно развивается в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3-4 раза выше, чем у младших. В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука. Восприятие звуков, особенно распознавания их высоты, тембра, имеет индивидуальные особенности.

В дошкольный период совершенствуется кинестетические и тактильные ощущения, свидетельством чего служит способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается примерно вдвое. Развиваются в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, поэтому старшие дошкольники допускают меньше ошибок при распознавании запахов, точнее их называют [23].

У маленького ребенка познание начинается с восприятия явлений и вещей, окружающих его в повседневности. А остальные формы познания, такие как воображение, мышление и закрепление в памяти - строятся на фундаменте рождающихся образов восприятия и являются результатом их трансформации и переработки. Малыш познает все с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха и зрения). Полученная информация анализируется соответствующими отделами головного мозга и создается целостная картина. Способность воспринимать отдельные свойства и признаки предметов неразрывно связана с развитием речи и мышления маленького ребенка.

Сенсорные процессы в дошкольном возрасте постепенно утрачивают свой первоначально аффективный характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними [4].


Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем [25]. Сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов (JI.A. Венгер, Н.П. Сакулина, В.И. Логинова и др.) дают основание утверждать, что дети дошкольного возраста, используя системы сенсорных эталонов, способны составить представление о предмете, включающее самые разнообразные качественные характеристики: цвет, форму, величину, пропорции частей, свойства материала. В ходе организованных взрослым наблюдений дети выделяют в объектах существенные качества и свойства (Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, А.И. Васильева и др.). Все эти эталоны, по мнению специалистов, ребенок осваивает в практической деятельности, чаще всего в изобразительной, конструктивной и игровой [26].

Система сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях

Видные теоретики дошкольного воспитания в прошлом (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) предлагали определённые системы сенсорного воспитания. Проблемами сенсорного воспитания занимались Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А. Венгер и его ученики и последователи.

В исследованиях И.М. Сеченова, а затем в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, З.И. Барбашевой и др. подчёркивается, что в основе психической деятельности лежит чувственный, в том числе двигательный опыт, приобретаемый ребёнком. Отмечается связь между зрительным, двигательным и осязательным анализаторами. Существенное значение в развитии восприятия имеет выделение детьми формы предмета как его основного опознавательного признака (Н.Х. Швачкин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, З.В. Денисова и др.). Особая роль в формировании восприятия отводится слову (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Н.М. Аксарина и др.) [30]. Уровень развития восприятия связан с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими.


Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Уже в ранних и младших возрастных степенях в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей. Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Основное содержание игр - лечение кукол и игрушечных зверей, поездки на транспорте, игры со строительным материалом, игры с песком. Для этого возраста характерны игры, возникающие по ассоциации. Игры детей 2-4 лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек и игровых образов.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования [3].

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Основные задачи сенсорного воспитания, которые необходимо решать в ДОУ:

- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);


- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

- составить перспективное планирование комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста.

Для решения данных задач необходимо соблюдение следующих принципов:

  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
  • принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей дошкольного возраста [22].

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

В настоящее время существует большое количество разнообразных методических разработок по сенсорному воспитанию детей, которые активно используются в ДОУ. В процессе игровой деятельности – ведущей деятельности дошкольного возраста – ребенок быстро научается выделять тот или иной признак предмета и различать его в числе остальных свойств. Традиционные сенсорные уголки есть практически в каждой группе, но они не дают желаемого результата, так как дети, быстро достигнув успеха, теряют к знакомым играм интерес, а пространство группы, к сожалению, не позволяет накапливать большое количество материала. Поэтому необходимо уделять внимание сенсорному развитию в повседневной деятельности и на занятиях.

Очень полезно заниматься детским творчеством - лепкой из пластилина, рисованием разноцветными карандашами и красками, созданием поделок из бисера и простых поделок соленого теста. Овладевая навыками и способностями в творческом самовыражении, дети концентрируют свое внимание на внешних и внутренних свойствах предметов. Кроме того творческие занятия и создание поделок своими руками способствует развитию мелкой моторики детей.

Детей следует учить смотреть на предмет и копировать его во время рисования или лепки – дети должны научиться как можно точнее улавливать особенности его формы, цвета и материала. Соотнося свойства копируемого предмета со свойствами материала, ребенок учится понимать взаимоотношение разных частей в пространстве. Ребенок получает представление и о математических свойствах вещей, сравнивая объекты и части предмета по величине, знакомясь с геометрическими фигурами и их разновидностями. Во время прогулки следует обсуждать с детьми все, что их окружает - цвет и форму домов, скамеек, деревьев, цветов; обращать внимание на звуки рядом с детьми или доносящиеся из далека; попросить детей описать ощущения от прикосновения к холодной и шершавой стене или сыпучему, нагретому под лучами солнца, песку.


Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. А способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда.

Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития. Им требуется большее количество практических проб при решении наглядно практических задач, их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому необходима специальная организация процесса сенсорного воспитания детей как можно раньше.

Выводы по главе 1

1. Сенсорными процессами являются процессы ощущений и восприятий, которые обеспечивают чувственную основу психической деятельности. Органы чувств человека передаются в относительно готовом виде каждому младенцу. Но каждый человек в процессе своего индивидуального развития осваивает систему сенсорных эталонов. Дети дошкольного возраста, используя системы сенсорных эталонов, способны составить представление о предмете, включающее самые разнообразные качественные характеристики: цвет, форму, величину, пропорции частей, свойства материала. Эти эталоны ребенок осваивает в практической деятельности, чаще всего в изобразительной, конструктивной и игровой.

2. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. А способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.