Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте (Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы в мире занимают ведущее место, носят глобальный характер и затрагивают каждого из нас. Главная причина этого – экологическая безграмотность людей. Поэтому необходимо больше уделить внимания нравственно-экологическому воспитанию, начиная с младшего дошкольного возраста. Этому способствуют занятия в детском саду по предмету «Окружающий мир», которые помогают сформировать отношение детей к животному и растительному миру, к роли человека в их жизни. Актуальность взаимодействия человека и природной среды выдвинула перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в мире природы, поэтому экологическое образование лучше всего начинать в младшем возрасте. К сожалению, этому вопросу больше внимания уделяется в старшем возрасте дошкольников при подготовке их к школе, углубляется этот процесс в начальных классах на уроках «Окружающий мир».

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного дошкольника с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения в природной среде. Экологическому воспитанию много внимания уделяли известные ученые-педагоги: Н.Ф. Виноградова, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, А.Н. Захлебный, В.И. Старостин, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин и другие. Несмотря на многочисленные публикации, методические разработки проблема взаимоотношения человека с миром природы остается на первом месте. У детей младшего возраста часто нет интереса к окружающей природе, они не замечают прекрасное в лесу, не могут объяснить многие явления природы – в этом также актуальность и интерес к теме курсовой работы.

Объект исследования: процесс формирования представлений об окружающем мире в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: методические условия использования дидактических игр на занятиях в младшей дошкольной группе

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности использования дидактических игр в формировании ориентировки в окружающем мире.

Гипотеза исследования: использование дидактических игр на занятиях в детском саду имеет специфические особенности, связанные с психическим развитием детей младшего возраста, с их активным интересом к окружающей среде.


Задачи исследования:

1. Выявить теоретические основы по проблеме формирования действий с предметами и дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте.

2. Изучить опыт использования дидактических игр на занятиях в детском саду: методы, приемы, классификацию.

3. Доказать на практике необходимость систематического использования дидактических игр на занятиях «Окружающий мир».

4. Выбрать методику для проведения экспериментального исследования по проблеме.

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

- теоретический анализ научно-педагогических исследований по использованию дидактических игр в дошкольном возрасте;

- анкетирование;

- наблюдение и беседа;

- эксперимент;

- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

ГЛАВА 1. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Характеристика сенсорных процессов

Сенсорными процессами являются процессы ощущений и восприятий, которые обеспечивают чувственную основу психической деятельности, в частности предоставляют сенсорный материал для построения психических образов, представлений и понятий. Ощущения и восприятия обеспечивают чувственное познание мира. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, память, внимание. Поэтому ощущение рассматривается, как далее неразложимый психический процесс – это основа [24].

Ощущение – психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующий на органы чувств, это процесс превращения энергии внешнего воздействия в акт сознания. Ощущение возникает вследствие воздействия на органы чувств различных раздражителей. Раздражение вызывает возбуждение, которое по афферентным каналам (нервам) переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Суть ощущения состоит в отражении объективных качеств объектов: свет, звук, температура, вкус, их интенсивность и их продолжительность [23].


В.М. Козубовский в своих исследованиях все виды ощущений делит на три класса: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

1. Экстероцептивные. Этот вид ощущений возникает при воздействии на поверхностные рецепторы внешних раздражителей, то есть дает нам представление об образах внешнего мира. В зависимости от особенностей отдельных видов ощущений, экстероцептивные ощущения делятся в свою очередь на контактные и дистантные.

К видам контактных ощущений относятся: тактильные или осязательные, температурные, болевые и вкусовые ощущения.

К видам дистантных ощущений относятся: зрительные, слуховые и обонятельные ощущения.

2. Интероцептивные. Эта группа объединяет виды ощущений, возникающих при действии внутренних раздражителей, поскольку интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах [17].

Благодаря интероцептивным ощущениям, мы чувствует голод, жажду, боль внутренних органов.

3. Проприоцептивные ощущения:

а) статико-динамические. Этот вид ощущений возникает в вестибулярном аппарате и отвечает за равновесие и ускорение.

б) кинестезия. Благодаря мышечно-суставным ощущениям мы можем судить о точности наших движений. Первичный анализ сигналов, связанных с изменением мышечного напряжения, растягиванием мышц и сухожилий или давлением на них, осуществляется проприоцепторами мышц, сухожилий, связок и суставов.

в) вибрационные. Этот вид ощущений возникает при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. Именно этот вид ощущений используется глухонемыми людьми, а источником его возникновения является изменения давления. Посредством вибрационных ощущений они чувствуют музыку, даже узнают знакомые мелодии, чувствуют стук в дверь, переговариваются, выстукивая ногой азбуку Морзе и воспринимая сотрясения пола, на улице узнают о приближающемся транспорте и т.д. У нормально слышащих людей этот вид ощущений развит слабо [18].

А.В. Петровский объясняет восприятие как психический познавательный процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – это всегда образ предмета. Восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков [24].

Ощущение и восприятие являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не составное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия [18].


В основе восприятия лежат ощущения и без ощущений невозможно восприятие, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт.

Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте

Органы чувств человека, формировавшиеся в процессе длительного исторического развития, передаются в относительно готовом виде каждому младенцу. Но каждый человек в процессе своего индивидуального развития осваивает систему сенсорных эталонов на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы.

Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер.

Освоение эталонных значений проходит три периода. В первые месяцы жизни происходит подготовка к предметному восприятию, необходимому для дальнейшего сенсорного развития. Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова и Н.М. Щелованов в своих исследования отмечают, что детей 2-3 лет сенсорные функции определяются предметной деятельностью. Первый период длится до начала третьего года жизни.

Это период сенсомоторных предэталонов. Ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют значение для двигательного приспособления. В сенсорном развитии детей до 3-х лет выделяется формирование восприятия различных отношений между предметами в практической деятельности детей.

Второй период длится до пяти лет. Ребёнок пользуется предметными предталонами.

Третий период длится от пяти лет и старше. В этот период происходит усвоение систем общепринятых эталонов на основе накопления многообразного опыта, его обобщения [12].

Сенсорное развитие детей имеет важное значение уже в раннем возрасте, когда сенсорные процессы доминируют в процессе знакомства малыша с окружающим миром. Восприятие и ощущение играют ключевую роль в формировании интеллектуального развития ребенка. Закладываются основные представления о различных свойствах предметов: их положения в пространстве, форме, величине, запахе, вкусовые качества, восприятие цвета. Все основные сенсорные навыки закладываются в раннем и дошкольном возрасте.


Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него психофизических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). С каждым годом повышается чувствительность всех анализаторов. Например, острота зрения младших дошкольников повышается на 15-20%, старших - на 25-30% Уровень остроты зрения зависит от условий деятельности: она значительно улучшается в игровой ситуации (в среднем на 17,2% - у детей 4-5 лет 29,8% - у детей 5-б лет 30,2% - у детей 6-7 лет).

Развивается в дошкольный период и различение цветов, прежде повышается его точность. До 2 лет дети при непосредственном восприятии хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый, труднее - промежуточные тона: оранжевый, голубой и фиолетовый 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5-летние дети способны устанавливать связь между промежуточными цветами и их наименованиями. В среднем дошкольном возрасте дети начинают различать светлые оттенки.

Активно развивается в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3-4 раза выше, чем у младших. В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука. Восприятие звуков, особенно распознавания их высоты, тембра, имеет индивидуальные особенности.

В дошкольный период совершенствуется кинестетические и тактильные ощущения, свидетельством чего служит способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается примерно вдвое. Развиваются в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, поэтому старшие дошкольники допускают меньше ошибок при распознавании запахов, точнее их называют [23].

У маленького ребенка познание начинается с восприятия явлений и вещей, окружающих его в повседневности. А остальные формы познания, такие как воображение, мышление и закрепление в памяти - строятся на фундаменте рождающихся образов восприятия и являются результатом их трансформации и переработки. Малыш познает все с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха и зрения). Полученная информация анализируется соответствующими отделами головного мозга и создается целостная картина. Способность воспринимать отдельные свойства и признаки предметов неразрывно связана с развитием речи и мышления маленького ребенка.

Сенсорные процессы в дошкольном возрасте постепенно утрачивают свой первоначально аффективный характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними [4].