Файл: Принцип межпредметных связей в обучении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня российское образовательное пространство переживает очередной этап модернизации. Опыт прежних реформ показывает, что необходимо целостное и всестороннее осмысление предлагаемых инноваций.

Одним из основных аспектов преобразований сейчас является реализация стандартов второго поколения. Что вызывает немало вопросов, ответы на которые позволяли бы сформулировать концептуальные положения образовательной стратегии государства.

Очевидно, что важнейшим аспектом обучения в XXI веке должно стать овладение подрастающим поколением знаниями, необходимыми для продолжения учебы, изучения смежных дисциплин и в повседневной жизни.

В связи с этим актуальной вырисовывается проблема содержательного и процессуального пересмотра образования, в котором максимально реализовывались бы межпредметные связи с математикой, что существенно облегчит изучение дисциплин, а также будет способствовать целостному восприятию окружающего мира в его дидактическом единстве и эволюции.

Современная система образования направлена на развитие интеллектуальной личности с представлением общей картины мира. Отсутствие связи изучаемых предметов друг с другом порождают трудности в формировании личности.

В.А. Сухомлинский писал: «О межпредметных связях говорится очень много. Каждому учителю ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда».

В современном мире при быстром накоплении многообразных научных фактов, углублением исследовательского процесса развивается интеграция знаний. Предметом наук в настоящее время считают не только отдельные формы движения материи, но их связи и взаимодействия.

Разрозненное преподавание предметов ведет к формированию формальных представлений у учащихся. В действующих стандартах и программах большое внимание удаляется научности, системности и дифференциация знаний обучения, т.е. такому построению учебного процесса, которое обеспечивает формирование у учащихся общей естественнонаучной картины мира.

В нормативных документах говорится о том, что при изучении общих научных понятий в различных учебных предметах рекомендуется согласовывать глубину раскрытия их содержания и преемственность изложения. Проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития.


Проблеме переноса знаний, формирования у учащихся умений синтезировать их и применять в новой обстановке посвящены исследования некоторых педагогов. Наиболее результативно осуществление межпредметных связей в тех случаях, когда знания по другим предметам и курсам не просто воспроизводятся и используются в качестве иллюстрации, но и применяются как средство активизации мышления учащихся, с целью анализа, сравнения и обобщения учебного материала, изученного при прохождении различных учебных предметов.

Цель: рассмотреть принцип межпредметных связей в обучении.


Задачи:

- рассмотреть межпредметные связи как педагогическая проблема

- выделить методические пути осуществления межпредметных связей.

Предмет: межпредметные связи.

Методологической основой явились   исследования известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др.) в которых межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.

  1. Межпредметные связи как педагогическая проблема

    1. Роль межпредметных связей в реализации принципа научности

Современная подготовка специалистов высшей школы предъявляет особые требования к содержанию и организации обучения всех дисциплин, что должно быть отражено в принципах обучения [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 67].

Принципы обучения – это исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности обучающегося [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].

Реформирование системы образования требует нового подхода к его организации и содержанию, главная идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, устанавливать межпредметные связи. Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяет рассматривать связи, восстанавливающие единство и целостность изучаемого мира.


Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу.

С одной стороны, изменяется содержание образования - увеличивается нагрузка на ученика, с другой - возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и способствовали дальнейшему развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий [ Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.46].

.

В усовершенствованных учебных программах предметов естественно- научного цикла в известной мере учтены отбор и координация учебного материала родственных дисциплин.

При построении курса это способствует реализации принципа научности, целостному отражению науки в содержании естественнонаучного образования.

Принцип научности представляет исключительную важность как для определения содержания обучения по отдельным дисциплинам, так и для организации учебного процесса [ Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.56].

Его суть может быть выражена в виде трех иерархически связанных положений.

Содержание образования должно:

1) соответствовать уровню современной науки;

2) включать содержание, необходимое для создания у обучающихся представления о частных и общенаучных методах познания;

3) показывать обучающимся важнейшие закономерности процесса познания.

Научность обучения требует соблюдения систематичности, последовательности, единства наглядного и отвлеченного, конкретного и абстрактного, проблемности, профессиональной направленности, осознанности, развития теоретического мышления [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 23].

Все реальные системы имеют связи с внешней средой. С точки зрения определения содержания это означает, что курс химии должен быть связан с другими курсами.

Это и есть межпредметные связи, которые выполняют роль системообразующих связей между изучаемыми дисциплинами и усиливают мотивацию изучения данной дисциплины.

Межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции: социализации, гуманизации, теоретизации, компьютеризации, математизации и др [Сидорина В.А. Формирование информационной компетентности студентов с использованием современных компьютерных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. – 2011. – № 7. – С. 185].


Опора на математические методы позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов, логически обосновывать отдельные законы и теории. Благодаря межпредметным связям наука предстает перед обучающимися не только как система знаний, но и как система методов [Сидорина В.А. Формирование информационной компетентности студентов с использованием современных компьютерных технологий//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. – 2011. – № 7. – С. 184].

Они при осуществлении взаимосвязей курсов физики, химии и биологии приобщаются к общим для этих наук методам научного познания. Это приобщение идет двумя путями: на уровне информации и на уровне деятельности.

В соответствии с программами происходит ознакомление с использованием физико-химических методов при изучении клетки, ее структуры, молекулярных основ наследственности, биосинтеза, деятельности головного мозга человека и животных, процессов фотосинтеза и обмена веществ [ Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.56].

.

При выполнении практических и лабораторных работ учащиеся овладевают умениями наблюдения и экспериментирования, т.е. методами, общими для наук о природе [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 68].

При изучении курсов химии, физики, биологии важно отметить, что это науки экспериментальные, и в них теории рождаются как результат многочисленных экспериментов и наблюдений за явлениями природы.

Межпредметные связи позволяют полнее раскрыть историю науки и ее практическое применение. С помощью межпредметных связей раскрывается социальная значимость естественнонаучных знаний.

Предоставляется возможность приобщить обучающихся к гуманистической, мировоззренческой и практической ценности естественнонаучных понятий [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 28].

В современных условиях обучения межпредметные связи необходимо рассматривать как средство отражения в содержании каждой учебной дисциплины и в учебной деятельности студентов продуктов межнаучной интеграции [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].


Межпредметные связи повышают уровень научности обучения и его роль в формировании мировоззрения.

Таким образом, межпредметные связи способствуют реализации принципа научности в содержании обучения.

    1. Проблемный подход к проектированию межпредметных связей

Понятие учебной проблемы утвердилось в дидактике в результате исследования М.И. Махмутова, который рассматривал её как форму реализации принципа проблемности в обучении.

Поиск путей комплексного осуществления межпредметных связей в предметной системе обучения определил необходимость использования понятия «межпредметная учебная проблема» [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].

Термин «межпредметная» означает, что сформулированная учебная проблема охватывает содержание ряда учебных предметов и предполагает его использование в процессе решения.

Комплексность конкретизирует проблему по трём параметрам:

1. Включение определённого комплекса знаний и умений из разных учебных предметов.

2. Осуществление совокупности видов межпредметных связей.

3. Решение в комплексе задач образования, развития и воспитания студентов с помощью межпредметных проблем [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.84].

Межпредметные комплексные учебные проблемы — это эффективное средство формирования мировоззренческих представлений студентов о целостной научной картине мира и вооружения их методологией его познания.

Стержень межпредметных проблем составляют общепредметные идеи, которые находят в проблеме конкретную форму выражения.

Под углом зрения этих идей в рамках межпредметной проблемы происходит обобщение, включение в новые связи фактов, понятий, теоретических положений, изучаемых в различных дисциплинах. Возникающий на фоне предметной системы, новый комплекс знаний, отражает тенденции интеграции науки [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 54].

Проблемный подход к осуществлению межпредметных связей в обучении – это выдвижение межпредметных комплексных учебных проблем и их последовательное решение с помощью межпредметных познавательных задач.