Файл: Управление поведение м потребителей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 Спрос как основа маркетинга

1.2 Модель поведения потребителей

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ МАГАЗИНЕ «МЕДВЕДЬ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ состояния потребительского спроса в магазине.

Из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что наибольшую долю (24,9 %) во всем объеме реализованного спроса, занимают молочные продукты. Т.е. данная товарная группа пользуется наибольшим спросом, и приносит максимальную часть прибыли магазину. На нее следует обратить особое внимание.

2.3 Изучение показателей спроса на молочные товары в магазине «Медведь»

2.4 Изучение неудовлетворенного спроса на молочные продукты в магазине «Медведь»

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ООО «СЕЗОН» (МАГАЗИН «МЕДВЕДЬ»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рассмотрим изменение спроса внутри товарной группы, на которую спрос снизился больше всего – молочные продукты.

Таблица 2.4 - Динамика спроса на молочные продукты в магазине «Медведь»

 

Наименование

Спрос, ед.

изменение

2015 год

2016 год

Абсолютное

Относительное

Молоко:

18250

15350

-2900

84,11

Жирность 3,2%

9125

7675

-1450

84,11

Жирность 2,5%

5475

4569

-906

83,45

Жирность 0,5%

3650

3106

-544

85,10

Кефир:

5475

4780

-695

87,31

Жирность 3,2%

2020

1960

-60

97,03

Жирность 2,5%

1875

1795

-80

95,73

Жирность 0,5%

1630

1025

-605

62,88

Ряженка:

5792

5234

-558

90,37

Жирность 3,2%

2340

2446

106

104,53

Жирность 2,5%

1755

1800

45

102,56

Жирность 0,5%

1697

988

-709

58,22

Творожные изделия:

12369

11420

-949

92,33

Творог в пачках

8970

6540

-2430

72,91

Творог весовой (кг)

1050

1635

585

155,71

Творожные батончики

1465

1598

133

109,08

Творожная масса

884

1647

763

186,31

Масло сливочное

4380

4560

180

104,11

Йогурты:

9755

10240

485

104,97

Йогурты питьевые

5680

6380

700

112,32

Йогурты в стаканчиках

4075

3860

-215

94,72

итого

56021

51584

-4437

92,08


Из таблицы 2.5 видно, что спрос на молочные продукты снизился на 7,92% (на 4437 единиц). Наибольшее снижение произошло по позиции молока (на 2900 единиц). Если посчитать что в среднем один литр молока стоит 32 руб., то магазин потерял прибыли от реализации молока 92800 руб. в 2016 году по сравнению с 2015г. Эта величина будет являться упущенной выгодой магазина.

На снижение спроса могло оказать влияние множество факторов. Факторы, влияющие на спрос делятся на ценовые и не ценовые. К ценовым факторам относятся: потребительские вкусы, число покупателей, доход покупателей, цены на сопряженные товары, ожидание покупателей и т.д.

Ценовые факторы:

Количество товаров, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на них. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса.

Спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса:

(4)

где, Dу - прирост спроса;

Dх - прирост факторного признака;

у - базовый показатель спроса;

х - базовое значение факторного признака.

Или Э = (5)

Определим эластичность спроса по цене на молочные продукты в магазине «Медведь», исходя из данных об анализе спроса на молочные продукты за 2015, 2016 год (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Эластичность спроса по цене на молочные товары

Наименование

Спрос в ед.

Цена за ед.

Изменение спроса

Изменение цены

Эластичность

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

Молоко:

18250

15350

Жирность 3,2%

9125

7675

28

32

0,84

1,14

0,74

Жирность 2,5%

5475

4569

26

30

0,83

1,15

0,72

Жирность 0,5%

3650

3106

24

28

0,85

1,17

0,73

Кефир:

5475

4780

Жирность 3,2%

2020

1960

18

22

0,97

1,22

0,80

Жирность 2,5%

1875

1795

16,5

20,5

0,96

1,24

0,77

Жирность 0,5%

1630

1025

15

18

0,63

1,2

0,53

Ряженка:

5792

5234

Жирность 3,2%

2340

2446

18

20,5

1,04

1,14

0,91

Жирность 2,5%

1755

1800

16,5

19,5

1,03

1,18

0,87

Жирность 0,5%

1697

988

15

17,5

0,58

1,17

0,50

Творожные изделия:

12369

11420

Творог в пачках

8970

6540

26

34

0,73

1,31

0,56

Творог весовой (кг)

1050

1635

79

90

1,6

1,14

1,4

Творожные батончики

1465

1598

8

13

1,09

1,63

0,67

Творожная масса

884

1647

25

33

1,86

1,32

1,41

Масло сливочное

4380

4560

30

43

1,04

1,43

0,73

Йогурты:

9755

10240

Йогурты питьевые

5680

6380

24

35

1,12

1,46

0,77

Йогурты в стаканчиках

4075

3860

7,5

10,5

0,94

1,4

0,67


Из таблицы 2.6 видно, что практически все виды молочных продуктов обладают неэластичным спросом, так как коэффициент эластичности меньше единицы. Процент изменения спроса на данный товар меньше процента изменения цены на этот товар. При увеличении цены на данные виды молочных продуктов выручка растет, а при уменьшении цены на эти молочные продукты выручка падает.

Такие виды молочных продуктов, как творожные изделия обладают относительно эластичным спросом, так как коэффициент эластичности больше единицы. То есть процентное изменение спроса больше процентного изменения цены. При увеличении цены на данный вид молочных продуктов выручка предприятия падает и, наоборот, при уменьшении цены на этот товар выручка растет.

2.3 Изучение показателей спроса на молочные товары в магазине «Медведь»

Процесс изучения покупательского спроса в ООО «Сезон» начинается с изучения самих потребителей, кто они, какие факторы воздействуют на них при совершении покупок и т.д. Изучение потребителей является основополагающим моментом, так как на этом строится весь процесс сегментирования. Позиционирование своего предприятия, во многом определяющее представление покупателей о товаре, невозможно провести грамотно без соответствующего изучения потребителей.

Представляется возможным выделить 5 групп покупателей как источник сбытовой исследовательской активности:

Не пользующиеся товарами данной категории

Наши товары

Другие товары

Новые потребители товарной категории

Лояльные потребители нашей торговой марки

Непостоянные потребители торговой марки

Непостоянные потребители других торговых марок

Лояльные потребители другой торговой марки

Рис. 2.2 Пять групп покупателей как источник сбыта

Сбыт продукции магазина в основном обеспечивается одной (свои лояльные покупатели) или двумя приведенными выше группами. Эти группы взаимно не пересекаются и исчерпывающе определяют потенциальных потребителей. Ясное представление о каждой из этих групп является серьезной задачей, которую и предстоит решить в процессе анализа.


Существуют такие виды спроса как: реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос. Необходимо комплексно изучать все виды спроса и учитывать их в деятельности торговли.
Реализованный спрос соответствует той части предъявляемого населением, которая фактически удовлетворена в результате покупок товаров в розничной сети.

Неудовлетворенный спрос - эта та часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в той или иной момент не была реализована из-за отсутствия в продаже нужных изделий.

Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производственного и торгового ассортимента.

Изучение реализованного и неудовлетворенного спроса тесно связано между собой по большинству применяемых методов. Так как количественной оценкой реализованного спроса является размер фактически проданных товаров, то по ряду взаимозаменяемых в потреблении товаров неудовлетворенный спрос трудно выявить и учесть количественно.

Поэтому в процессе изучения реализованного спроса часто определяют возможные границы, учитывая неудовлетворенный. В этой связи основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения и возможных размеров изменения. При изучении формирующегося спроса большое внимание уделяется не только количественной, но и качественной характеристике спроса, ставится цель выявить покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления
формирования товарного ассортимента.

В розничных торговых организациях широко применяется балансовый метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса:

Р = Он + П –0к, (6)

Где ,

Р - реализованный спрос

Он - остаток товаров на начало периода учета

П - поступление товаров за период учета

Ок. - остаток на конец периода учета.

Таблица 2.7 - Реализация молочных продуктов в магазине «Медведь»

Наименование

Остаток на начало 2016 года

Поступление

Остаток на конец 2016 года

Реализованный спрос

Молоко

264

12187

1240

11211

Кефир

85

12000

4125

7960

Ряженка

125

9864

1290

8699

Творожные продукты

390

18740

13350

5780

Масло сливочное

114

20050

12800

7364

йогурты

165

21780

11375

10570


Реализованный спрос на молочные продукты в 2016 году составил 51584 единиц.

Основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения и возможных размеров изменения. Неудовлетворенный спрос могут регистрировать продавцы, однако точность и эффективность этих методов незначительны. Комплексное изучение неудовлетворенного и формирующегося спроса может быть широко организовано с помощью опроса покупателей, представителей торговых организаций и предприятий, экспертов.

Изучение нереализованного спроса может проводиться в процесс изучения реализованного спроса. Для этого могут быть использованы, например, коэффициенты удовлетворения спроса, показывающие степень его удовлетворения.

Нереализованный спрос рассчитывается по формуле:

Р. = (1 - К) Рп (7)

или

Р. = (100% - К) (8)

Где Р. - размер нереализованного спроса

Рп - фактическая продажа за период учета.

К - коэфф. удовлетворения спроса (в % или относительных числах)

Рассчитаем коэффициент удовлетворения спроса на молочные продукты:

Остаток на начало 2016 года = 264+85+125+390+114+165 = 1143 единицы; + Поступления за 2016 год 94621 единицы = 95764 единиц –100%

Реализованный спрос = 51584 единиц -X %

Реализованный спрос = 51584*100 / 95764 = 53,87 %

Нереализованный спрос = 100 % -53,87% = 46,13% Нереализованный спрос равен 46,13% (то есть 44175 единиц продукции)

Можно сделать вывод, что нереализованный спрос на молочные продукты магазина «Медведь» в 2016 году составил 44175 единиц товара.

Ожидаемый спрос можно представить в виде следующих составляющих:
О = Рп. + С (9)

Где Рп - реализованный спрос,

С - нереализованный спрос.
О = 51584 + 44175 = 95759 единиц

Ожидаемый спрос в 2010 году составил 95759 единиц продукции.

Но данная формула не отражает влияния таких факторов, как сезонные (периодические) и случайные колебания спроса, вызванные такими объективными причинами, как разрыв между производством и потреблением или сезонным характером спроса на определенные товары. Поэтому сезонные колебания обязательно учитываются и накладываются на тенденции развития микро спроса.

Рассмотрим сезонность спроса на молочные продукты магазина «Медведь». Для этого необходимо рассчитать индекс сезонности спроса.

Таблица 2.8 - Сезонность покупательского спроса на молочные продукты

Реализация

Средне- месячная

Индекс сезонности

2015 год (тыс.руб.)

2016 год (тыс.руб.)

Январь

223,7

156,5

190,1

0,040

Февраль

326,9

269,7

298,3

0,063

Март

1057

548,6

802,8

0,169

Апрель

680

556

618

0,13

Май

448

230

339

0,071

Июнь

260

275

267,5

0,056

Июль

250

115

182,5

0,039

Август

345

129,6

237,3

0,050

Сентябрь

370

223

296,5

0,062

Октябрь

220,8

460

340,4

0,072

Ноябрь

305,7

590

447,85

0,095

Декабрь

550,1

864,1

707,1

0,149

итого

5037,2

4417,5

Средняя многолетняя

4727,35