Файл: Процедура банкротства (Меры по предупреждению банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К таким мерам можно отнести:

  • мероприятия, направленные на оздоровление кредитных организаций;
  • осуществление мероприятий по введению в кредитную организацию временной администрации;
  • осуществление реорганизации кредитных организаций.

В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

В рамках финансового оздоровления может быть оказана финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными лицами.

Финансовая помощь кредитной организации может выражаться следующими способами:

  • на депозит в кредитной организации размещают денежные средства на срок не менее шести месяцев с процентной ставкой не выше процентной ставки рефинансирования Банка России;
  • оказание поручительства (банковской гарантии) по кредиту для кредитной организации;
  • в оказании рассрочки или отсрочки по платежам;
  • с согласия кредитора, возможно, перевести долг кредитной организации;
  • внести дополнительные взносы в уставной капитал кредитной организации;
  • в списании долга кредитной организации;
  • отказаться от распределения прибыли кредитной организации по дивидендам, а направить ее на финансовое оздоровление кредитной организации.

С помощью изменения структуры активов и пассивов кредитной организации можно также осуществить финансовое оздоровление кредитной организации:

  • проводить улучшение качества кредитного портфеля организации, также с заменой неликвидных активов на ликвидные активы;
  • в связи со сроками обязательств, в том числе и обеспечивающих их исполнение необходимо привести структуру актив организации в соответствие;
  • уменьшение расходов кредитной организации, а том числе и средств связанных с обслуживанием долга кредитной организации и расходов, связанных с ее управлением;
  • осуществить продажу активов, которые не приносят дохода, а также тех активов, продажа которых не будет мешать осуществлению банковских операций кредитной организации;

Кроме того, кредитная организация может:

  • осуществлять увеличение собственного капитала;
  • уменьшать размер или удельный вес текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассива;
  • проводить увеличение удельного веса долгосрочных или среднесрочных обязательств в общей структуре пассива.

Также в рамках финансового оздоровления применяется приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации, а также изменение организационной структуры кредитной организации, означающие, например, изменение состава и численности сотрудников кредитной организации, сокращение и ликвидацию обособленных подразделений кредитной организации

Следующей мерой по предупреждению банкротства является назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, которая является специальным органом управления кредитной организацией, назначенным ЦБ РФ.

В законе приведены основания, для того чтобы ввести в кредитную организацию временную администрацию. Рассмотрим их:

  • несколько раз на протяжении 6 месяцев кредитная организация оказывалась не в состоянии удовлетворить требования кредиторов связанных с денежными обязательствами и не исполняла обязанности по выплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения. Нарушение связано с отсутствием или недостаточным количеством денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • кредитная организация доводит до абсолютного снижения величину собственных средств, по отношению к их максимальной величине достигнутой за последние 12 месяцев. Превышение происходит на сумму больше чем 30 %. При этом происходит нарушение одного из нормативов, которые установлены Банком Россия и являются обязательными для исполнения;
  • происходит нарушение норматива текущей ликвидности, которая была установлена Банком России, на протяжении последнего месяца на более чем 20%;
  • кредитная организация не выполнила требование Банка России связанное с заменой руководителя организации или мер связанных с финансовым оздоровлением в установленный срок;
  • при наличии согласно данным Федерального закона «О Банках и банковской деятельности» отзыва у кредитной организации лицензии на проведение банковских операций.

Закон подробно разграничивает функции временной администрации в случаях ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также в случаях приостановления их полномочий.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;


участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;

контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных законом.

При выполнении своих функций временная администрация наделяется правом получения от кредитной организации всей информации и документов, связанных с деятельностью кредитной организации. Все сделки связанные с недвижимостью, а также с заинтересованными или аффилированными лицами, осуществляются органами управления кредитной организацией только с разрешения временной администрации.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация:

  • Осуществляет реализацию полномочий исполнительного органа кредитной организации;
  • Временная администрация осуществляет обследование кредитной организации;
  • Проводит проверку, касательно наличия оснований связанных с отзывом лицензии на проведение банковских операций согласно статье 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  • Мероприятия, связанные с финансовым оздоровлением фирмы, организация и дальнейший контроль за исполнением данных мер, курируется временной администрацией.

При осуществлении своих функций временная администрация:

  • Обладает правом на получение от руководства компании и ее сотрудников, необходимой информации и документов, касательно деятельности организации;
  • Имеет право предъявлять в судебные инстанции иски от имени кредитной организации;
  • От имени кредитной организации проводит назначение временных администраций в филиалы или органы управления дочерних организаций;
  • согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок;
  • обладает правом отстранять членом исполнительных органов кредитной организации от работы и приостанавливать выплату насчитанной заработной платы;
  • в порядке, который установлен статьей 22 Федерального Закона, может собирать собрание учредителей и участников кредитной организации.

Еще одной мерой с помощью, которой можно предотвратить банкротство кредитной организации это реорганизация. Реорганизация может проводиться путем слияния или присоединения организации, а также путем выделения и преобразования.

Реорганизация кредитной организации процедура, направленная на дробление или объединение кредитной организации для образования новой кредитной организации или для изменения организационной формы существующей организации для создания нового юридического лица.


При реорганизации происходит переход права и обязанностей в порядке правопреемственности от одной кредитной организации к другой.

При процедуре слияния, права и обязанности, существующие у каждой кредитной организации, переходят к новообразованной кредитной организации.

При процедуре присоединения кредитной организации права и обязанности переходят к той организации, к которой присоединяют реорганизованную организацию.

При процедуре разделения кредитной организации ее права и обязанности переходят к заново образованным организациям.

Если происходит процедура выделения из состава кредитной организации одной или нескольких кредитных организаций, то в этом случае к каждой из них переходят права и обязанности той организации, которая была реорганизована.

При преобразовании кредитной организации ко вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации.

2.3 Осуществление оценки ликвидационной стоимости предприятия

Субъектами оценки являются профессиональные оценщики, которые имеют необходимые знания и практические навыки.

Объектом оценки являются любые объект вместе с правами, которые предоставил им их владелец. Таким объектом может быть предприятие, банк, фирма, бизнес, а также материальные и нематериальные активы.

После возрождения такого понятия как частная собственность возникла острая необходимость в осуществлении сделок связанных с недвижимостью с участием профессионалов, которые смогли бы дать правильное направление, как продавцу, так и покупателю по вопросам объекта оценки.

Данные мировой практики четко дают понять, что если при осуществлении сделки с недвижимостью в ней не принимает участие профессиональный оценщик, то, как правило, одна из сторон сделки оказывается обманутой.

Оценка бизнеса осуществляется для того, чтобы:

  • Повысить эффективность текущего управления организацией;
  • Определить стоимость ценных бумаг, если возникнет необходимость в купле продаже акции на фондовых рынках 18, стр.35
  • Определить стоимость предприятия, если возникнет необходимость в купле – продаже предприятия частично или целиком;
  • Реструктуризировать предприятие, то есть осуществить рыночную оценку, если возникнет ситуация, при которой предприятие будет ликвидироваться, сливаться, поглощаться или же отделяться;
  • Разработать план по развитию предприятия;
  • Для осуществления процедуры страхования предприятия;

Остановимся более подробно на вопросах связанных с оценкой ликвидационной стоимости предприятия.

Оценка ликвидационной стоимости предприятия необходима во многих случаях работы с несостоятельным предприятием, но и в случае ликвидации предприятия

В случае банкротства предприятие оценка его ликвидационной стоимости обладаем рядом отличительных свойств, которые обусловлены, как правило, самой ситуацией ликвидации.

Данные особенности должны быть учтены при осуществлении оценки экспертом, заказчиками и другими сторонами, заинтересованными в получении результатов оценки предприятия – банкрота.

В статье 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержится норма, что по решению участников юридического лица, возможна его добровольная ликвидация.

В данном случае возникают следующие основания:

а) истечение срока, на который создано юридическое лицо;

б) достижение цели, ради которой оно создавалось;

в) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона 1, стр.45

Существует возможность добровольной ликвидации (самоликвидации) предприятия, в частности в связи с банкротством.

Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает несколько основных этапов.

1. Берется последний балансовый отчет.

2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия требует различных временных периодов.

3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.

4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные юридическим предприятиям, налоги и сборы). Скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.

5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия.

6. Прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.

7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.