Файл: Процедура банкротства (Меры по предупреждению банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличительные черты системы кредитования:

  • клиент сам выбирает банк, который удовлетворяет его требованиям;
  • клиенты вправе открывать счета в различных банках, что создает конкуренцию между банками;
  • выдача кредитов проводится как для крупных юридических лиц, так и для физических лиц;
  • количество выданных кредитов напрямую зависит от количества привлеченных средств.

Основными принципами кредитования, установленные ЦБ РФ являются возвратность,  срочность и платность. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору).

Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска.

Целевая направленность кредитования обеспечивает возвратность и платность ссуды.

Банки согласно с собственной спецификой разрабатывают единые основы кредитной политики, формируют ее основную задачу, ключевые пути кредитования 6, стр.85

Кредитная политика - это основные положения коммерческого банка направленные на исполнение функций кредитования, которые определяют виды кредитов, сферу их предоставления и процедуру организации кредитного процесса 6, стр.95

Кредитная политика направлена на:

  • определение видов кредита, кому и на каких условиях банк станет их выдавать.
  • поддержание подходящего соответствия между кредитами, депозитами и собственным капиталом банка.

Создание надлежащей кредитной политики необходимо для банков с целью их адаптации к трудоемким, и часто меняющимися условиям экономики.

Кредитная политика традиционно оформляется в виде руководства с добавлением методических указаний для изучения кредитным работником банка.

Методика по кредитной политике состоит из:

  • видов кредита, которые предоставляет банк, и четкое определение понятие займа;
  • условий предоставления кредита;
  • структуры и обязанности кредитных экспертов и кредитного комитета, несущих ответственность за правильное осуществление кредитной работы;
  • процедуры разрешения (принятие решения) о предоставлении кредита;
  • кредитной документации.

Организация кредитного процесса состоит из:

  • оформление заявки на выдачу кредит;
  • обработка заявки на выдачу кредит;
  • процедура кредитного анализа, получение кредитной информацией от других банков и кредитных бюро;
  • оформление кредитного договора и необходимой кредитной документации;
  • выдача кредита;
  • наблюдение за исполнением условий кредитного договора;
  • полная выплата кредита и закрытие кредитного дела заемщика.

Кредитные операции – это огромный риск, степень которого в момент экономического кризиса, общей нестабильности экономики достаточно высок.

При определении кредитной политики необходимо направлять кредитную стратегию на стабилизацию, как состава клиентов, так и оформленных банком кредитов 6, стр.105

В статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» приведено определение несостоятельности кредитной организации.

Согласно данному определению несостоятельность кредитной организации это неспособность выполнения требований кредиторов по денежным обязательствам или исполнение обязанностей связанных с уплатой обязательных платежей.

Данная несостоятельность должна быть признана арбитражным судом.

Выделим основные признаки несостоятельность (банкротства) кредитной организации:

  • организация не в состоянии удовлетворить требования кредитора или выполнить свои обязанности связанные с уплатой обязательного платежа. Несостоятельность организации возникает после того как по истечению 14 дней с момента наступления даты исполнения платежей или после того, как у кредитной организации была отозвана лицензия на проведение банковских операций и стоимости ее имущества недостаточно для того, чтобы выполнить взятые на себя обязательства.
  • Совокупные требования к кредитной организации равны не менее 1000 МРОТ.

Во время изучения вопросов связанных с признаками банкротства кредитной организации необходимо отменить, что в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации» приведены расширенные понятия касательно обязательных платежей.

Под ними понимают обязанности кредитной организации по уплате обязательных налоговых платежей в разнообразные фонды, а также перечисление обязательных платежей в соответствующие бюджеты со счетов своих клиентов.

Еще одной особенностью несостоятельности (банкротства) кредитной организации является то, что заявление о признании несостоятельности кредитной организации может быть принято арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Центральный Банк Российской Федерации проводит отзыв лицензии по собственной инициативе или по заявления должника, кредиторов и уполномоченных органов.

На сегодняшний день для отзыва лицензии у кредитной организации есть две группы оснований.

Первую группу оснований составляют обстоятельства, при которых Центральный Банк имеет право отозвать лицензию у кредитной организации.


Ко второй группе оснований обносятся обстоятельства, при которых ЦБ РФ должен осуществить процедуру отзыва лицензии у кредитной организации.

Данные обстоятельства обозначены в статье 20 Закона "О банках и банковской деятельности". Перечень оснований связанных с отзывом лицензии у кредитной организации имеет закрытый характер.

2.2 Меры по предупреждению банкротства

Стабильность банковской системы в любом государстве обеспечивает здоровое развитие экономики государства. В связи с этим кредитные организации требуют особого регулирования и предупреждения мер, которые будут направлены на предупреждение ее банкротства.

В стабильной работе банковской системы страны заинтересованы как юридические, так и физические лица, а также само государство, что приводит к наличию более расширенного круга мер связанных с предотвращением банкротства кредитных организаций.

В Федеральном законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» содержится большое количество разнообразных норм, которые могут быть использованы Центральным банком РФ по отношению к проблемным кредитным организациям.

В банковской сфере Банк России обладает широкими полномочиями по той причине, что на этапе досудебных процедур вмешиваться в деятельность проблемных организаций может только Банк России.

На данном этапе в деятельность кредитной организации не имеет права вмешиваться ни арбитражный суд, ни любой другой орган.

Процедуры, связанные с предупреждением банкротства у кредитной организации используются по отношению к ней до момента отзыва лицензии. К подобного рода, процедурам можно отнести следующие виды:

  • проведение процедур направленных на финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение в кредитной организации временной администрации;

Кредитная организация и ее учредители обязаны принимать своевременные и необходимые меры, которые будут способствовать финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации.

Банк России обладает правом требовать от кредитных организаций проведения мер, которые финансово оздоровят кредитную организацию, проведения мер по ее реорганизации или назначению в ней временной администрации при наличии хотя бы одно из оснований для проведения мер направленных на предупреждение банкротства кредитной организации. Рассмотрим основания для подобных действий:


  • несколько раз на протяжении 6 месяцев кредитная организация оказывалась не в состоянии удовлетворить требования кредиторов связанных с денежными обязательствами и не исполняла обязанности по выплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения, по причине отсутствия или недостаточного количества денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • кредитная организация доводит до абсолютного снижения величины собственных средств по отношению к их максимальной величине, достигнутой за последние 12 месяцев, на сумму больше чем 20%. При этом происходит нарушение одного из нормативов, которые установлены Банком Россия и являются обязательными для исполнения;
  • кредитная организация допускает нарушение, связанное с нормативом достаточности собственных средств (капитала), который установлен Банком России;
  • происходит нарушение нормативов связанных с текущей ликвидностью кредитной организации, в течении месяца более чем на 10%. Уровень ликвидности для кредитных организаций устанавливает Банк Россия;
  • допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированным в порядке, установленными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Если кредитная организация самостоятельной проводит меры, изложенные в статье 11 Закона о банкротстве кредитных организаций, то она обязана проинформировать территориальное учреждение Банка России, которое контролирует ее деятельность.

Согласно статье 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» кредитная организация должна принять меры связанные с разработкой мер направленных на оздоровление кредитной организации и предоставить данный план мер в территориальное учреждение Банка России не позже чем 20 календарных дней с момента принятия органами управления кредитной организации решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Согласно закону «О Центральном Банке РФ» целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулировочной функции ЦБ РФ посвящена глава X Закона. Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными.


Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ отслеживает на основании системы показателей-нормативов.

В статье 74 Закона перечисляются меры, которые ЦБ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям.

К таким мерам можно отнести:

  • с кредитной организации взимается штраф размером до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более чем 1 процент от минимального размера уставного капитала;

К требованиям относится:

  • проведение мероприятий, которые будут направлены на финансовое оздоровление кредитной организации, в том числе и на изменение структуры их активов;
  • осуществление замены руководителей кредитной организации. Перечень должностей подлежащих замене указан в статье 60 Федерального закона;
  • проведение процедур направленных на реорганизацию кредитной организации;
  • установленные для кредитной организации обязательные нормативы можно изменить на срок до шести месяцев;
  • введение запрета, на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

Центральное значение в системе правового регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы связанные с мерами по предупреждению банкротства.

Закон дает определение банкротству кредитной организации как признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций.