Файл: Коммуникации в организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особая роль среди всех неформальных коммуникационных контактов принадлежит такой разновидности, как слухи, которые в значимой степени создают социальную микросреду организации. Они влияют на общественное мнение, на деятельность членов организации, на их статус и репутацию.

Типичная информация, которая передавается по каналам распространения слухов: предстоящее сокращение производственных рабочих; изменения в структуре; грядущие перемещения и повышения.

Организационные коммуникации можно классифицировать по форме общения - каналу, который применяется в тех или иных коммуникациях. При этом выделяются вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальная коммуникация - передача и восприятие информации (идей, мыслей и пр.) с помощью некоторых определенных знаков (слов). Вербальное общение возможно устное, при использовании разговорного языка (разговоры по телефону), и письменно (письмо, запись, бланк, электронная почта и пр.). Устная и письменная коммуникации включают в себя использование слов и, соответственно, относятся к вербальному аспекту общения.

Устные сообщения более эффективны, когда нужна быстрая реакция других сотрудников, а следующая письменная «порция» информации помогает приобрести коммуникации более устойчивый характер, когда коммуникация нацелена на продолжение в будущем. Устные сообщения имеют преимущество, что помогают сделать возможным непосредственное прямое двустороннее общение между людьми (группами людей), в то время как письменное послание требуют времени для получения ответа.

Информация, которая передается отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, которое лежит в основе невербальной коммуникации. Основные типы невербальной коммуникации:

1) движения тела (жесты, выражения лица, глаз, прикосновения, позы);

2) личные физические качества (строение тела, вес, рост, запах тела);

3) использование среды (способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории и др.);

4) физическая среда (дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум и пр.);

5) время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса);

6) специфика речи (качества голоса, грамотность, частота речи, дикция, засоренность речи, смех, зевание и пр.).


Существует дифференциация коммуникаций по признаку того этапа организационного функционирования, на котором они играют превалирующую роль. Это: коммуникация при приеме на работу, в самом процессе деятельности, в процессе ее оценки, в ходе дисциплинарного контроля за ней.

Формы коммуникаций в организации, в рамках которых реализовываются те или иные коммуникации в организации, зависят от фактора известности о получателе (получателях) информации.

Таким образом, руководитель должен ориентироваться непосредственно на получателя информации, а не на ее источник. В том случае, когда сам руководитель выступает в качестве источника информации, он должен быть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что правильно подобрана форма коммуникации. Таким образом, существенным представляется факт, насколько коммуникатор правильно оценивает форму получения информации, а также значимость обратной связи.

К основным формам деловой коммуникации можно отнести дискуссию, беседу, совещание, заседание, переговоры, брифинг, пресс-конференцию, презентацию, прием по личным вопросам, телефонный разговор, деловую переписку.

Диалог - тип речевой коммуникации, который осуществляется в виде словесного обмена репликами между двумя, тремя и большим числом взаимодействующих собеседников. В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством массмедиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

Дискуссия - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важнейшими характеристиками дискуссии, которые отличают ее от других видов спора, можно назвать публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию. Дискуссия представляет собой разновидность спора как словесного состязания.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. В организации беседа может проводиться в форме совещания и заседания, которые подразделяются на диктаторские (автократические), сегрегативные, дискуссионные и свободные.

Переговоры - процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон, происходит обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.


Пресс-конференция - эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция).

Брифинг - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, которые затрагивают интересы органов власти и населения.

Презентация - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.

Прием по личным вопросам - процесс взаимодействия руководителя с сотрудниками, чтобы выяснить неслужебные вопросы, возникающие у них.

Телефонные разговоры, служебная переписка с использованием факсимильных аппаратов, электронной почты, Интернета и других приспособлений представляют собой средства деловой коммуникации.

    1. Коммуникационный процесс в организации

Известно, что руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Руководитель занимается этим для реализации своей роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией включен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются связующим звеном, т.е. процессом.

Так как руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией прямо влияет на степень реализации целей. Соответственно для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Коммуникации играют большую роль в успехе организации. Неэффективные коммуникации – возникновение проблем. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективен в коммуникациях, кто представляет сущность коммуникационного процесса, обладает хорошим умением устного и письменного общения и понимает, как среда влияет на обмен информацией.

Главный критерий коммуникации в организации это отношение между руководителем и подчиненным, которые включают: прояснение задач, приоритеты и ожидаемые результаты, обеспечение вовлеченности в решение задач отдела, обсуждение проблем эффективности работы, достижения признания и вознаграждения с целью мотивации, совершенствование и развитие способностей подчиненных, сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме, оповещение подчиненного о грядущем изменении, а также получение сведений об идеях, совершенствованиях и предложениях.


От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации.

Организации пользуются разными средствами для коммуникаций с внешним окружением. С потенциальными потребителями коммуникации происходят с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью главное место принадлежит созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организации подчиняются государственному регулированию и заполняют письменные отчеты. В своих отчетах организация предоставляет информацию по финансам и маркетингу, а также сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т.п.

Обсуждение, собрание, телефонные переговоры, служебная записка, видеолента, отчет крутятся внутри организации, часто представляют собой реакцию на возможность или проблему, которую создает внешнее окружение.

Если рассматривать коммуникации очень узко, то нужно иметь в виду, что при совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами.

Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информации. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации.

Схема коммуникации может быть изображена как интерсубъективный процесс. (S«S).

Итак, коммуникация от латинского слова communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация процесс двойственного развития или обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

Чтобы быть убежденным в успехе коммуникации, нужно иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Существует коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достичь взаимопонимание партнеров, лучше понимать ситуацию и предмет общения.

Причины плохой коммуникации:

  1.  стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем.
  2.  «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново или необычно («Люди верят тому, чему хотят верить»).
  3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебны, то трудно его убедить в справедливости другого взгляда.
  4. отсутствие внимание и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.
  5. пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов.
  6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.
  7. неверный выбор стратегии и тактики общения.
  8. Анализ коммуникационного процесса ТОО «Өскемен-Пласт»

2.1 Краткая характеристика ТОО «Өскемен-Пласт»

Товарищество с ограниченной ответственностью было основано в 2001 году. ТОО «Өскемен-Пласт» имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банке, имеет печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках.

ТОО «Өскемен-Пласт» занимается продажей и установкой (поставщиками материальных ресурсов являются как отечественные, так и зарубежные производители):

1) окон ПВХ: из профиля КВЕ, который изготавливается на российских заводах и полностью соответствует немецким стандартам качества;

2) натяжных потолков;

3) межкомнатных дверей;

4) входных дверей;

5) рольставни и рольворота.

6) алюминиевых конструкций.

Целью деятельности ТОО «Өскемен-Пласт» является извлечение прибыли посредством удовлетворения потребности юридических и физических лиц в продаже своей продукции и использование прибыли для реализации социальных и экономических интересов.

Большой ассортимент выпускаемой продукции предприятием, высокое качество и доступные цены позволили ТОО «Өскемен-Пласт» занять ведущее место на рынке области.

Непосредственно, для улучшения работы руководство приняло ряд необходимых мер, что позволило ТОО «Өскемен-Пласт» выйти из полосы кризиса.

Кроме этого, внедрение в производство совершенно новых технологий и установок завод достиг определенных результатов в своей деятельности, а также еще и потому, что в настоящее время практически отсутствует конкуренция.

На рисунке 3 представлена организационная структура ТОО «Өскемен-Пласт».

Рисунок 3 - Организационная структура ТОО «Өскемен-Пласт»

Общая структура управления ТОО «Өскемен-Пласт» состоит из следующих блоков:

- общее руководство;

- линейное и оперативное руководство производством;

- техническое руководство;

- управление финансовой деятельностью;

- управление материальными ресурсами;

- управление кадрами и социальным развитием.

Рассмотрим каждый из этих блоков в отдельности.

Общее руководство - ведущее звено в общей структуре управления производственным предприятием, призванное обеспечить единое взаимосвязанное руководство всеми сторонами его деятельности на основе определения и проведения в жизнь соответствующей экономической, социальной, организационной и технической политики.