Файл: Банкротство сельскохозяйственных организаций ООО «Одеон».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешнее управление - это реабилитационная процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд осуществляет информирование представителей учредителей (участников) должника. Значит, правоприменительная практика восполняет пробелы существующие в нормах Закона о несостоятельности (банкротстве) в части учета интереса учредителей (участников) должника.

При признании должника банкротом его учредитель (участник), являющийся стороной в недействительной сделке, связанной с выплатой ему доли в имуществе должника, может быть признан кредитором третьей очереди (п. 4 ст. 103 Закона о банкротстве). Данная норма предоставляет участнику, заключившему сделку, признанную впоследствии недействительной, преимущество перед другими, тогда как добросовестные участники юридического лица, воздержавшиеся от неправомерных действий, имеют право лишь на ликвидационную квоту, что нарушает их права и законные интересы.

Таким образом, на стадии конкурсного производства реализация правового интереса учредителей (участников) должника может происходить непосредственно при предоставлении учредителем (участником) финансовой помощи должнику и опосредованно через участие в органах юридического лица, частично сохранившего свою компетенцию [22, c. 17-18].

Итак, наряду со специальными нормами права и обязанности арбитражного управляющего регулируются также общими нормами (ст. ст. 20. - 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Правовой статус должника не так четко закреплен в процедуре банкротства.

банкротство законодательство финансовый оздоровление

1.3 Взаимосвязь ФЗ «О несостоятельности» с нормами гражданского права

В § 3 главы IX Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) закреплены нормы банкротства сельскохозяйственных организаций, которые тесно взаимодействуют с иными нормами гражданского законодательства, а именно:

с нормами Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», в котором регулируются отношения, связанные с финансовом оздоровлением сельскохозяйственных товаропроизводителей.


с нормами Федерального закона от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», так как сельскохозяйственные организации могут осуществлять свою деятельность в форме сельскохозяйственной кооперации, крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства.

Особенностям купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посвящен Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии со ст. 8 которого при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Также данной статьей предусмотрена процедура предложения земельного участка, а также установлено, что несоблюдение норм о преимущественном праве покупки влечет ничтожность сделки.

2. Особенности проведения банкротства сельскохозяйственных организаций

2.1 Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией

По своему экономическому содержанию банкротство сельскохозяйственных организаций выполняет функции как экономического механизма регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, так и дополнительного инструмента обеспечения оборота и перераспределения имущества в случае, когда применение других механизмов оборота юридически невозможно либо экономически нецелесообразно [20, c. 40].

Конкурсное право ставит цели поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя и недопущения его несостоятельности, а также учитывает специфику сельского хозяйства, а именно высокую зависимость от природных условий, невозможность получения дохода до конца периода сельскохозяйственных работ (сбора урожая и т.д.).

В целях улучшения финансового состояния до применения процедур банкротства законом предусмотрена возможность реструктуризации долгов.

Реструктуризация долгов - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.


Под реструктуризацией долга понимает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (ст. 20). При этом реструктуризация задолженности оформляется в виде соглашения в письменной форме, подписывается кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75% кредиторской задолженности должника (ст. 19).

Реструктуризация долга в рамках бюджетного законодательства (Бюджетный кодекс РФ 1998 г.) представляет собой основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 ФЗ «О несостоятельности»).

Требования кредиторов включаются в реестр требований и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Основным условием для применения процедуры реструктуризации долга является наличие плана погашения задолженности, подлежащего утверждению арбитражным судом.

Необходимо обратить внимание на ряд иных принципиальных идей концепции закона, выраженных в его положениях.

Во-первых, законопроект предоставляет возможность восстановить свою платежеспособность возможно более широкому кругу лиц, дать определенные гарантии добросовестности претендента на реструктуризацию долгов для кредиторов и суда (это касается согласования и утверждения плана реструктуризации долгов гражданина). Способствует этому закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом и отмены уже утвержденного плана. Должнику в любом случае предоставляется возможность исправить допущенное при осуществлении плана нарушение в установленный законопроектом срок, с тем чтобы ограничить возможность давления на него со стороны кредиторов.

Во-вторых, гражданин-должник имеет возможность на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов на период реализации плана реструктуризации долгов по решению налогового органа.

В-третьих, гражданин-должник вправе самостоятельно осуществлять полномочия арбитражного управляющего, если против этого не возражают кредиторы. Однако в этом случае расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему возмещает кредитор (кредиторы), настоявший на его введении в процесс.


В-четвертных, процедура наблюдения, в отличие от общего правила, составляет три месяца. С позиции международной практики такой период представляет унификацию правил о потребительской задолженности, позволяющий изыскать возможности расчетов с кредиторами во внесудебном порядке.

Между тем следует сказать о некоторых очевидных проблемах, которые могут препятствовать действию концепции потребительской несостоятельности.

Вызывает сомнение повсеместная практическая реализация инструмента реструктуризации долгов, когда граждан вынужден самостоятельно составить план удовлетворения требований кредиторов, срок погашения которых может растянуться на пять лет.

Требуется институционализация контрольных инструментов, позволяющих отслеживать последствия заемно-кредитных отношений граждан в банковской сфере.

Сдерживающим фактором для принятия закона является слабая организационная составляющая обеспечения реализации его действия. Осуществление процедуры банкротства граждан, по крайней мере на начальном этапе, предполагает значительное увеличение нагрузки на судейский корпус. Даже с учетом формирования обозначенного выше института судебных присутствий проблема рассмотрения дел о банкротстве не будет решена [16, c. 36].

При рассмотрении дела о банкротстве сельскохозяйственной организации применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

В ходе наблюдения арбитражным управляющим проводится анализ финансового состояния должника. Особенностью его проведения в отношении сельскохозяйственных организаций является учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна учитываться возможность удовлетворить требования кредиторов за счет тех доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ [21, c. 313].

Теория финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций не нашла достаточного освещения в научной литературе. Рассматриваются различные подходы к определению его сущности. Однако внимание законодательных органов власти и отечественных ученых, как правило, акцентируется на «лечении» кризиса, а не на мерах по его недопущению. Сущность финансового оздоровления как в нормативных актах Российской Федерации, так и в высказываниях отдельных ученых сводится в основном к восстановлению платежеспособности организации [15, c. 14].


Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций имеет особую специфику вследствие высокой зависимости финансовых результатов их деятельности от стихийных природных явлений, существующего диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продолжительной оборачиваемости капитала из-за длительного производственного цикла и сезонного характера работ.

Основными задачами финансового оздоровления являются предотвращение ликвидации, реструктуризация задолженности, восстановление платежеспособности, обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости сельскохозяйственной организации.

Принципы финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, учитывающие отраслевую специфику:

Принцип срочности и адекватности реагирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства на кризисные ситуации, связанные со стихийными природными явлениями и форс-мажорными обстоятельствами посредством использования дополнительных ресурсов для стабилизации финансового состояния. Каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию роста с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому, чем раньше будут включены финансовые механизмы нейтрализации кризисного явления, исходя из реального уровня такой угрозы, тем большими возможностями для восстановления нарушенного равновесия будет располагать предприятие. Сельскохозяйственные организации должны создавать соответствующие страховые резервы, осуществлять страхование рисков на случай наступления стихийных бедствий (пожар, засуха, наводнение и т.д.). Государство для поддержки сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности должно осуществлять страхование урожаев, субсидирование сельхозтоваропроизводителей, льготное налогообложение, беспроцентное предоставление отсрочки / рассрочки по налоговым платежам и инвестиционного налогового кредита при возникновении стихийных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.

Принцип учета взаимосвязи финансовых потоков и платежеспособности сельхозтоваропроизводителей с процессом производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Финансовое состояние и платежеспособность сельскохозяйственной организации в значительной степени зависит от времени года, стадии производственного цикла, природно-климатических условий. Поступления и наличие денежных средств наблюдаются после проведения уборочных работ, завершения стрижки овец и т.п., поэтому, вследствие продолжительного производственного цикла и длительного оборота капитала, на финансовое оздоровление предприятий аграрного сектора должен предоставляться более длительный период времени, чем организациям других отраслей экономики, и расчеты с бюджетом по налогам и сборам целесообразно осуществлять после завершения сельскохозяйственных работ разовым платежом.