Файл: Банкротство сельскохозяйственных организаций ООО «Одеон».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип выбора оптимального варианта финансового оздоровления. Данный принцип предполагает разработку максимально возможного числа проектов решений выхода из кризиса. В процессе оценки результативности таких альтернативных проектов решений следует исходить из определенных критериев, обеспечивающих достижение отдельных задач финансового оздоровления. Одной из особенностей сельского хозяйства является использование земли как универсального средства производства, т.к. на одной и той же земле можно производить многочисленные виды продукции. В результате ей свойственны такие особенности, как универсальность производства, слабая концентрация ресурсов, многоотраслевой характер, более низкий уровень производительности труда по сравнению с промышленностью. В этой связи можно разработать несколько альтернативных проектов производства животноводческой, растениеводческой продукции при высокопроизводительном использовании земли, последовательному развитию наиболее эффективных направлений деятельности.

Принцип концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов в приоритетном для конкретного сельхозтоваропроизводителя направлении, что позволит при ограниченных возможностях достичь финансового оздоровления. Расходование ресурсов на решение задач, которые не являются необходимыми на текущий момент, может привести к дальнейшему ухудшению финансового состояния.

Принцип комплексности финансовых (отсрочка / рассрочка по налогам, агролизинг, бюджетное субсидирование кредитной ставки, страховых взносов и использование страховых резервов), организационных (реорганизация предприятия) мероприятий по восстановлению платежеспособности сельскохозяйственной организации. Для нейтрализации влияния кризисных явлений и решения проблем разрабатываемые и реализуемые мероприятия должны иметь комплексный характер.

Рассмотренные принципы служат основой разработки и реализации стратегии финансового оздоровления предприятия [14, c. 15-16].

Для участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственный товаропроизводитель - должник должен подать в территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей заявление о включении его в состав участников программы. Условием включения в программу является наличие перечня мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера, выполнение которых позволит должнику улучшить показатели своего финансового состояния до уровня, соответствующего требованиям к участнику программы.


Если сельскохозяйственный товаропроизводитель включается в программу финансового оздоровления, с ним заключается соглашение о реструктуризации долгов. Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Соглашение о реструктуризации долгов подписывается кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75% кредиторской задолженности. Срок такого соглашения не может быть менее 5 лет при отсрочке долга и не менее 4 лет - при рассрочке долга. В случае возбуждения в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя - должника процедуры банкротства соглашение о реструктуризации долга автоматически расторгается.

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией является то, что в законе невозможно четко и однозначно определить сроки, на которые вводится соответственно финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти сроки поставлены в зависимость от продолжительности сельскохозяйственных работ и вводятся до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. При этом учитывается время, необходимое для реализации выращенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Законодатель устанавливает ограничения только срока внешнего управления сельскохозяйственной организации. Этот срок не может превышать общие сроки, установленные для внешнего управления, более чем на 3 месяца. При определенных обстоятельствах - стихийных бедствиях, эпизоотиях, других крайне неблагоприятных условиях, вызвавших спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации, - сроки финансового оздоровления и внешнего управления могут быть продлены на один год.

При продлении срока финансового оздоровления изменяется график погашения задолженности [21, c. 315-316].

Итак, конкурсное производство сельскохозяйственных организаций подразделяется на два этапа: досудебный этап - в форме реструктуризации долгов; судебный этап в форме наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления. В статье 179 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закреплены особенности проведения наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления.


2.2 Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) определяет особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций.

При продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Оценка имущества должника и продажа предприятия должника осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством и / или переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Арбитражный управляющий продает предприятие должника или имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, предприятие должника или имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым [20, c. 40].

Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право заявить о своем желании приобрести имущество и имущественные права в течение одного месяца. Если они не воспользуются в указанный срок своим преимущественным правом, имущество и имущественные права должника выставляются на торги в порядке, предусмотренном ст. 111 Закона о банкротстве.

Таким образом, при продаже имущества и имущественных прав сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. При продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, кроме тех обязательств должника не включаются в состав предприятия, кроме тех обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могу быть переданы покупателю предприятия. Сложность процедуры продажи имущества сельскохозяйственной организации в том, что с одной стороны, оно подлежит продаже с открытых торгов, а с другой стороны, определены лица, имеющие преимущественное право на приобретение имущества.


3. Проблемные вопросы банкротства сельскохозяйственных организаций

3.1 Проблемы применения норм о банкротстве сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организаций - особо важная проблема. Из общего количества таких предприятий, в настоящее время, 15 находится в процедурах банкротства, причем все в процедуре конкурсного производства, которое, как правило, завершается полной ликвидацией предприятия, поскольку процедура банкротства вводится очень поздно, в тот момент, когда восстановить платежеспособность не представляется возможным.

Качественный уровень подготовки арбитражных управляющих вызывает серьезную озабоченность, поскольку многие из них никогда не работали в сельском хозяйстве, не имеют практического опыта работы и не могут качественно решать поставленные задачи по выводу сельскохозяйственных организаций из состояния банкротства. Самая острая проблема - отсутствие у арбитражных управляющих специальных знаний в сфере сельского хозяйства. Закон о банкротстве предусматривает возможность установления кредитором (собранием кредиторов) или уполномоченным органом дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Однако, как показывает практика, не было ни одного случая предъявления дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, претендующего на должность временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего сельскохозяйственной организации.

Все процедуры банкротства сельскохозяйственных предприятий носят затяжной характер и длятся не по одному году. Арбитражные управляющие вынуждены обращаться в суд с ходатайством о продлении срока процедуры банкротства в связи с тем, что длительное время не могут оформить в собственность должника принадлежащие ему объекты недвижимости. Практически ни один из бывших руководителей должников не счел нужным зарегистрировать право собственности на принадлежащую сельскохозяйственной организации недвижимость, а также - землю. Оформление в собственность объектов недвижимости, особенно земли, при банкротстве требует значительных временных затрат и финансовых расходов.


Еще одним из оснований длительности проведения процедур банкротства сельскохозяйственных предприятий является нежелание муниципальных образований принимать в свою собственность принадлежавшие должникам жилищный фонд социального использования и социально значимые объекты, которые не были проданы на торгах в соответствии с п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве. Упомянутые объекты, как правило, имеют неприглядный вид и незначительную рыночную стоимость. Вместе с тем собственники вынуждены нести бремя финансового содержания данных объектов.

Также затягивание процедур банкротства связано с тем, что многие арбитражные управляющие одновременно проводят процедуры банкротства в нескольких организациях, расположенных в различных регионах России. Это не позволяет им качественно выполнять свои обязанности. Многие арбитражные управляющие не лично проводят процедуру банкротства, а перекладывают ее проведение на своих уполномоченных помощников и в некоторых случаях вообще не владеют ситуацией по проведению банкротства на предприятии.

Необходимо отметить, что кредиторы, уполномоченные органы и даже суд лишены реальной возможности воздействовать на недобросовестных арбитражных управляющих, в связи с чем особую актуальность приобретает возможность привлечения арбитражных управляющих за неисполнение возложенных на них обязанностей к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, которая возложена и реализуется органом по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций.

Проведенный Управлением анализ банкротства сельскохозяйственных организаций указал на активную позицию органов исполнительной власти региона по восстановлению платежеспособности сельхозпредприятий. Это - включение коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйств в региональные программы, поддержка за счет частичного выделения денежных средств областного бюджета, предоставление отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, подбор инвесторов [19, c. 40-41].

Рассмотрим примеры из судебной практики.

Конкурсный кредитор обратился в суд с жалобой на действия конкурсного управляющего сельскохозяйственной организации по несоблюдению установленных требований при продаже имущества должника с торгов.

Конкурсный управляющий полагал, что должник не является сельскохозяйственной организацией, так как он не ведет производственно-хозяйственную деятельность в течение последних двух лет и не имеет выручки, в связи с чем определить необходимую долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции не представляется возможным.