Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Концентрация, как фактор, оказывающий значительное влияние на рыночную власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить то, что наиболее концентрированными, выступают такие отрасли, как: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, и т.д. Данные отрасли, относятся к ведущим отраслям промышленности. Они определяют уровень развития страны, а также темпы роста цен. Такое положение связано с тем, что доля затрат, которая приходится на данные отрасли, является большой в себестоимости готовой продукции. Если учитывать то, что в данных отраслях, за период 2010- 2015 годы, происходит усиление процессов концентрации, то такое положение, способно привести, к дальнейшему росту цен, без учета изменения качества продукции. В таблице 3, приведена характеристика уровня рентабельности продаж, а также коэффициента концентрации, по отраслям промышленности. При этом, более рентабельными, являются более концентрированные отрасли. [30, с. 296]

Наряду с этим, существует показатель общего уровня монополизации экономики. Он выглядит следующим образом: удельный вес объема производства, приходящегося, на 5% крупнейших предприятий, народно-хозяйственного комплекса. По данному показателю, уровень монополизации экономики России, оценивается в 8 раз выше, чем тот же уровень в экономики США; [8, с. 314]

Индекс энтропии, способен показать среднюю долю фирм, находящихся на рынке, а также взвешенную по натуральному логарифму. Значение индекса, представляет собой тот показатель, который является обратным коэффициенту концентрации предприятий в отрасли. Чем выше является уровень значения индекса энтропии, тем ниже становится уровень концентрации продавцов, в данной отрасли. В связи с этим, они в меньшей степени способны оказывать влияние, на ситуацию в отрасли;

Индекс Джини, способен дать характеристику равномерности распределения рыночных долей, между предприятиями, и т.д. [2, с. 152]

В тоже время, два последних коэффициента, не имеют широкого применения. В связи с чем, они являются менее известными, и в научной литературе, как правило, упоминаются крайне редко, хотя их значение от этого, нисколько не уменьшается. Это связано с тем, что данные коэффициенты, дают возможность получить более полную и развернутую характеристику рыночных отношений.

2. Характеристика факторов, влияющих на рыночную власть.


2.1 Общая характеристика факторов, влияющих на рыночную власть

В связи с этим, возможно сделать вывод, касающийся того, что стремление предприятий, будет направленно на увеличение суммы прибыли. Практически всегда, это означает необходимость усиления ее рыночной власти, на товарном рынке. Естественным является то, что каждая фирма, будет стараться организовать свое производство, а также свою деятельность, на рынке по такому образу, который способен будет привести к укреплению ее позиций на рынке. [30, с. 296] Это также может привести к усилению ее рыночной власти на рынке. Помимо факторов, которые фирма, способна использовать для этих целей, могут быть выделены следующие:

- использование дифференциации товара;

- использование ценовой дискриминации;

- выбор размера предприятия;

- концентрация производства;

- олигополистическая взаимозависимость

- координация;

- использование "входных барьеров", которые ограничивают конкурентную борьбу, на товарных рынках;

- государственное регулирование рыночной власти.

Дифференциация товара, в самом общем смысле, понимается процесс придания товару особенностей, а также черт, которые являются отличительными от тех характеристик, которые присущи товарам конкурентов. Дифференциация, означает способность предприятия, осуществить обеспечение уникальности, и более высокой ценности производимого товара, для покупателя (по сравнению, с товарами конкурентов), с точки зрения качества (методов продвижения, послепродажного обслуживания, а также других параметров, которые являются важными для покупателей). В конечном итоге, дифференциация товара, способна создать приверженность покупателей к товару, или марке товара, конкретного производителя. [2, с. 152]

Ценовая дискриминация, предполагает собой продажу товаров, имеющих одинаковое качество и количество, в одном месте продажи, по различным ценам. При этом, существующее различие в цене, вызвано какими-то факторами, которые не связаны с различием в затратах на производство, а также реализацию различных единиц товаров. Ценовая дискриминация, выступает как неотъемлемый элемент ценовой политики, абсолютно любого предприятия. Она находит свое отражение, в прайс-листе предприятия, в виде различных скидок, как постоянным, так и оптовым покупателям, различных скидок за условия платежа (за оплату наличными, за предоплату, за безналичный расчет и т.п.), сезонных, а также иных колебаний цены, в результате изменения спроса, существующего на рынке. На практике, в результате применения ценовой дискриминации, у предприятий, имеется возможность, по увеличению своей выручки и прибыли. При этом, изменения объема продаж, в натуральных показателях, не происходит. [5, с. 199]


Размер предприятия. На сегодняшний день, существует два подхода, к понятию "размер предприятия". Первый подход, под размером предприятия, понимает количество труда, которое сосредоточено на предприятии, и зависит напрямую, от количества, а также характера выпускаемой продукции. В данном случае, под размером предприятия, понимается фактически его производственная мощность. Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции, за определенный период времени. В тех условиях, при которых спрос на товар, предоставляемый отраслью растет (но у предприятия, нет возможности для расширения объемов выпуска, по причине ограниченности в производственных мощностях), то рыночная власть данного предприятия, в сравнении с другими предприятиями, будет иметь тенденцию, направленную на уменьшение. Низкая загрузка производственных мощностей, способна привести, к увеличению доли постоянных затрат, в себестоимости, а также росту цены. В любом случае, для большого количества отраслей, не прослеживается четкой зависимости, между объемами производства, и долей рынка, которая занимается предприятием. [6, с. 302-304]

Второй подход, под размером предприятия, понимает долю рынка, которую предприятие занимает на рынке товара. Чем большей является доля рынка, тем большим является размер предприятия. Соответственно, тем большим становится его рыночная власть. В условиях совершенной конкуренции, на рынке, присутствуют предприятия, являющиеся небольшими по доле рынка. Хотя по численности рабочих, данные предприятия, могут быть средними. К примеру, такая тенденция, может часто наблюдаться в сельском хозяйстве. Рынок, в условиях олигополии, разделяется между несколькими крупными предприятиями. Хотя, по численности рабочих, данные предприятия, могут быть малыми предприятиями. К примеру, продавцы бухгалтерских программ, будут занимать значительную долю на определенном географическом рынке, но по численности, они малочисленны. [3, с. 336]

2.2. Концентрация, как фактор, оказывающий значительное влияние на рыночную власть

Концентрация производства, представляет собой, сосредоточение объемов продаж товара, в рамках одного, или нескольких участников рынка.

На сегодняшний день, различаются 3 пути по концентрации производства:


- Естественный (или внутренний) рост предприятия;

- Интеграция предприятий (или внешний рост).

- Заключение разного рода картельных соглашений, касающихся цен, раздела рынка, условий продажи и т.д. (создание картелей).

Естественный (или внутренний) рост предприятия. В этом случае, по мере накопления средств, предприятием, расширяются имеющиеся производственные мощности. Это является самый длительным, но значительно меньшим ограниченным государственными органами путем, по концентрации производства. [7, с. 202]

Интеграция предприятий (или внешний рост). Естественный путь по концентрации, наиболее длительный, а также трудоемкий. Гораздо быстрым и простым, является увеличение своей рыночной власти, за счет объединения, с другим предприятием. В результате интеграции, определенное количество независимых предприятий, по какой-нибудь причине, начинают действовать на рынке, в качестве одного участника. [8, с. 314]

Интеграция предприятий, является возможной в следующих случаях:

- за счет установления личных, и дружеских связей, между конкурентами, или продавцом и покупателем;

- за счет установления системы долговременных связей, возникающих между поставщиком и покупателем;

- посредством приобретения контрольного пакета акций предприятия;

- за счет развития франчайзинга;

- в результате слияния предприятий, в результате которого, на рынке, вместо нескольких юридических (или физических лиц), появляется одно (но значительно крупное), активы которого, сложены из активов тех предприятий, которые вошли в новое;

- в результате создания объединений предприятий. В Российской Федерации, на сегодняшний день, являются возможными следующие организационные формы по объединению предприятий:

1) финансово-промышленная группа;

2) холдинг;

3) консорциум;

4) ассоциации (союзы) и т.д.

Необходимо отметить, что в зависимости от того, какая же форма организации производства, лежит в основе концентрации (таблица 4), различаются следующие формы по концентрации:

- горизонтальная концентрация;

- вертикальная концентрация;

- диверсификация.

Таблица 4

Основные формы концентрации

Форма организации производства

Форма концентрации

1. Специализация

Горизонтальная концентрация

2. Кооперирование

Вертикальная концентрация

3. Комбинирование

Диверсификация (или конгломеративная концентрация)


Олигополистическая взаимозависимость и координация. Фирмам, в условиях олигополии, являются присущим, такое поведение, в соответствии с которым, можно охарактеризовать, как олигополистическая взаимозависимость и координацию. В тех условиях, когда существует ограниченная величина спроса, и рынок, разделен несколькими крупными предприятиями, результат деятельности каждого из них, будет зависеть:

- в первую очередь, от действий, которые предприняты каждой фирмой,

-во вторую очередь, от того, каким образом на данные действия, отреагируют конкуренты.

В результате, в условиях олигополии, фирмы, при планировании своих действий на рынке, должны предполагать, возможные действия конкурентов. Тем самым, они должны заранее пытаться приспособиться к ним. Это олигополистическая координация. Такое положение, способно привести к тому, что предприятия (не договариваясь между собой), будут действовать и поступать таким образом, как если бы они договорились, или же заключили тайное соглашение. [17, с. 159]

"Входные барьеры". Учитывая то, что предприятия, способны сохранить свою рыночную власть, в долгосрочном периоде, только в тех условиях, при которых на рынке, не появляются новые конкуренты, то они, стремятся установить, так называемые- "входные барьеры". Данные барьеры, ограничивают возможности по проникновению новых фирм, на существующие товарные рынки. Все барьеры, подразделяются на две большие группы:

1) стратегические барьеры, которые зависят от действий участников товарного рынка. К примеру, сознательное занижение цен, широкое использование ценовой дискриминации, объединение с единственным поставщиком какого-нибудь ресурса на рынок, и т.д.;

2) нестратегические барьеры, которые зависят, от макросреды предприятия. К примеру, действие положительного эффекта масштабов производства, в результате которого, действующие предприятия, буду иметь низкие издержки, контроль со стороны государства, за использованием стратегических ресурсов и т.д. [30, с. 296]

Государственное регулирование рыночной власти. Наряду с этим, негативной стороной, стремления фирмы к увеличению своей рыночной власти, является монополизация рынка. Она способна нанести определенный вред обществу. Для того, чтобы уменьшить данный вред, а также для того, чтобы ограничить рыночную власть отдельных предприятий, и содействовать развитию других предприятий, государством может использоваться, различные формы по регулированию. К таким можно отнести: