Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Концентрация, как фактор, оказывающий значительное влияние на рыночную власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Теорией организации отраслевых рынков, отраслевая организация товарных рынков (или его отраслей), рассматривается с позиции такого положения: "структура – поведение – результат". Проведенные исследования в данной области, указывают на то, какое влияние характеристики отрасли, способны оказать, на конкурентную стратегию предприятия (фирмы, организации).

Это указывает на то, что структура, а также состав отрасли (которые определяются количеством, предприятий, которые действуют на конкретном товарном рынке, а также их размером), напрямую зависят, от применяемой технологии производства, уровня издержек, уровня цен, качества товаров, и различных иных факторов. По своему существу, они являются внешними условиями, в которых, осуществляет свои функции каждое предприятие. В маркетинге, данному понятию, соответствует понятие операционной среды, а также макросреды предприятия. Данными внешними условиями, определяются поведение и способы взаимодействия каждого, отдельно взятого предприятия, действующего на рынке. При этом каждое из этих предприятий, стремясь увеличить получаемую сумму прибыли (или достичь другую экономическую и социальную цель), должно стремиться, к росту контроля, осуществляемого за ситуацией на товарном рынке. Такое поведение, дает возможность предприятию, использовать монопольное ценообразование. Другими словами, устанавливать на свои товары те цены, которые находятся на уровне, выше предельных издержек, при этом, значительно не сокращая своих объемов продаж. В тоже время, предприятия являются ограниченными в установлении цены. Они ограничены, существующим уровнем цен; качеством тех товаров, которые реализуются предприятиями-конкурентами; приверженностью покупателей, к конкретной марке товара; а также другими условиями.

Каждая из перечисленных ситуаций, указывает на наличие у предприятий (фирм, организаций), большей или меньшей рыночной власти, которая у них имеется по сравнению с конкурентами. Желание увеличить рыночную власть, в повседневной деятельности предприятий, в большом количестве случаев, может быть выражена, в его стремлении, к увеличению рыночной доли. В рамках теории организации отраслевых рынков, доказанной, является зависимость, существующая между доходностью капитала предприятий, и его рыночной доли. Также, доказанным является влияние всевозможных факторов, влияющих на прибыльность от хозяйственной деятельности, осуществляемой предприятием. К таким факторам, можно отнести: стратегическое поведение конкурентов, в определенной отрасли, высота барьеров для входа в отрасль, дифференциация продукта и т.д.


В связи с этим, конкурентная ситуация, которая сложилась в отрасли, оказывает влияние на поведение каждого участника рынка. Такое положение, в конечном итоге, достаточно четко определяет, результат его хозяйственной деятельности.

Такой термин, как: "рыночная власть" не получил широкого распространения, в практической деятельности предприятий. В маркетинге, данному термину, соответствует такое понятие, как: "конкурентное преимущество". Такое положение основано на том, что большой рыночной властью, наделены те предприятия (фирмы, организации), которые имеют определенное преимущество над конкурентами.

Данная работа, способна дать общее представление, о таких понятиях как "отрасль" и "рыночная власть". также, она способна дать представление о взаимосвязи рыночной власти, отдельном предприятии, его преимуществе, над конкурентами.

Актуальность данной темы для исследования, заключена в том, что на сегодняшний день, создается, существует, и прекращает свою работу огромное количество всевозможных фирм. В связи с этим, большой интерес, представляют те причины, по которым возникает, работает, и прекращает свою жизнедеятельность фирма. Ведь общеизвестным является то, что успешная и сильная фирма, приносит большую пользу не только экономике государства, но также и всего общества. Проблема заключается в том, что создаваемые фирмы, не достаточно информированы о различных факторах, способных в последующем оказать влияние на неё. В связи с этим, поставленная проблема, требует подробного анализа, а также оценки.

Целью курсовой работы, является изучение существующих факторов, способных оказать влияние на рыночную власть фирмы.

Объектом курсовой работы, выступают фирмы, осуществляющие свою деятельность.

Предметом курсовой работы, выступают факторы, которые влияют на рыночную власть фирмы, находящейся на рынке.

В связи с выбранной целью, поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие рыночной власти

- провести оценку рыночной власти

- дать общую характеристику факторов, оказывающих влияние на рыночную власть фирмы

- рассмотреть наиболее значимые факторы

В курсовой работе, были применены методы как экономического, так и статистического анализа, количественного и качественного изучения. Также, были применены принципы системности и развития.

Теоретической основой для настоящей работы, послужили труды отечественных, а также зарубежных авторов, по стратегическому менеджменту, теории организации, маркетингу, таких как С.Б. Авдашева, Т.В. Маринина, Л.Е. Басовский, Г.И. Хотинская, Н.А. Восколович, В.В. Глухов, В. Дементьева, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.В. Радаев, В.Н. Казаков, С.Б. Коробко, Ф. Котлер, Н.В. Миронова, Г.А. Ахинов, Ф.Ф. Райхельд, Ю.П. Свириденко, В.А. Тупчиенко, Х. Хакансон, Д. Белл и др.


В структурном отношении, работа представлена теоретической и аналитической главами. В них, были последовательно рассмотрены, следующие вопросы: в первой главе, текст посвящен общему анализу рыночной власти. Во второй главе, был рассмотрен комплекс факторов, как внешней, так и внутренней среды.

Также, курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список использованной литературы, иллюстрирована таблицами, графиками, а также рисунками.

ГЛАВА 1. Понятие и оценка рыночной власти

1.1. Понятие рыночной власти

Экономическая теория, основывается на том, что в качестве цели любого предприятия, работающего в условиях рынка, выступает получение максимальной прибыли. В большом количестве случаев, такая ситуация, способна вызвать стремление фирм, к возможному контролированию ситуации, которая сложилась на рынке товара. Это осуществляется с тем намерением, чтобы задавать свои условия, на всем рынке. [3, с. 336]. Западными экономистами, была выявлена следующая зависимость от того, что в случае того, когда рынка предприятия, не превышает 8%, то его норма прибыли, не может превышать 11%. В случае увеличения доли рынка до 19%, норма прибыли, может вырасти до 15%. В том случае, когда доля рынка, будет составлять не более 22%, то норма прибыли, не будет превышать 18%. Но как только, доля рынка начинает превышать показатель в 34-36%, норма прибыли, будет резко возрастать, до уровня 33%. Другими словами, чем больше доля рынка, которая занимается предприятием, тем соответственно, больше и его оборот. А в том случае, когда будет происходить одновременное увеличение нормы прибыли, сумма прибыли у данного предприятия, будет расти значительно большими темпами (чем у конкурентов, у которых меньшая доля рынка). [1]

Данная зависимость, может быть подтверждена, данными официальной российской статистики, по отраслям промышленности, которая приведена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровня рентабельности продаж от уровня концентрации

на примере отраслей промышленности (по данным 2016 г.)


Отрасль промышленности

CR3, %

Рентабельность продаж (Ур), %

1. Электроэнергетика

15,6

6,5

2. Промышленность

30,7

8,9

3. Горнодобывающая

42,9

8,9

4. Обрабатывающая

36,5

3,4

5. Строительство

38,0

7,1

6. Торговля

37,6

5,6

7. Транспорт

12,6

12,7

8. Связь

15,0

25,5

9. Финансовая деятельность

12,0

37,7

10. Здравоохранение

5,2

8,6

11. Образование

5,0

16,7

12. Пищевая промышленность

4,9

10,1

Форма корреляционной зависимости: Ур = 1,00757 + 1,19066 * CR3

при значении коэффициента корреляции R = 0,76404

При использовании корреляционного анализа, посредством табличного редактора Excel, было выявлено, что форма линейной зависимости, находящейся между уровнем концентрации продаж, которые приходятся на 3 крупнейшие предприятия отрасли (CR3), и уровнем рентабельности продаж (Ур), имеет следующий вид:

Ур = 1,00757 + 1,19066 * CR3. (формула 1)

Другими словами, в случае увеличения значения CR3, ровно на 1%, уровень рентабельности продаж, будет повышен, на 1,19%. В этом случае, уровень значения коэффициента корреляции (R = 0,76404), будет свидетельствовать о значительно высокой зависимости уровня рентабельности продаж, от уровня концентрации предприятий, в отрасли. Это означает, существует зависимость уровня продаж, от доли рынка, занимаемой крупнейшими предприятиями. Другими словами, чем больше доля рынка, тем прибыль предприятия, будет больше. [4, с. 224]

В тоже время, на практике, достаточно большим количеством предприятий, преследуется иные цели, такие как: экономические цели(увеличение имеющейся доли на рынке, увеличение оборота предприятия, получение суммы, относящейся к целевой прибыли и т.д.), социальные (рост доходов, у рабочих фирмы, улучшение социальной базы на предприятии и т.д.). [5, с. 199] Но само достижение данных целей, является возможным, только при условии увеличения объемов продаж. Это является возможным, только в той ситуации, при которой предприятием, могут задаваться, свои условия для рынка. [5, с. 199]


Когда отдельные субъекты рынка (продавцы и покупатели), способны реально осуществлять контроль и воздействие на товарный рынок (на котором они, осуществляют свою деятельность), то появляется возможность, утверждать то, что они, будут обладать определенной рыночной властью. В связи с этим, рыночная власть, может быть определена возможностью отдельных субъектов рынка, осуществлять воздействие на ситуацию в отрасли (главным образом, на рыночную цену, а также объем продаж товара). [12, с. 199]

Таким образом, в тех случаях, когда действует совершенная конкуренция, ни один из продавцов, не может оказывать существенного влияния, на цену товара. Все участники отношений, воспринимают данную цену, в качестве внешнего фактора, который складывается, под воздействием рыночного спроса, а также предложения. В результате этого, можно утверждать о том, что ни один из участников, в реальности, не наделен рыночной властью. В условиях действия монополии, у производителя, имеется возможность, по установлению своих объемов производства, а также цены. При этом, производитель исходит, только из своих личных целей. Это говорит, о наличии у него, абсолютной рыночной власти. [11, с. 168]

Наряду с этим, рыночная власть, может быть выявлена, в ситуации, при которой производителем, может оказываться влияние, на предъявляемые требования, к качеству товаров, распространение и использование рекламы, торговой марки, и т.д. Как следствие, невзирая на возможные изменения цен (её повышение или понижение), покупатели, не производят отказ от приобретения товара. Власть покупателя, может быть проявлена в том, что он, способен отказаться, от приобретения, или же возвратить приобретенный товар в том случае, если он ненадлежащего качества. Также, власть покупателя, может быть выражена в ситуации, при которой предприятие-покупатель, способно выбирать поставщика. Оно способно оказывать влияние, на изменение условий договора покупки товара, его поставки, и т.п. Следовательно, на практике (исключение составляют условия совершенной конкуренции), все продавцы и покупатели, в определенной степени, наделены определенной рыночной властью. В связи с этим, различают власть производителя, или продавца (монопольная власть), а также власть потребителя или покупателя (монопсоническая власть). В тоже время, довольно часто, речь идет о монопольной власти. Также, можно отметить, что рыночная власть предприятия, работающего на рынке, складывается из его власти, как продавца, на товарном рынке, а также из его власти как покупателя, на рынке ресурсов. [7, с. 202]