Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Концентрация, как фактор, оказывающий значительное влияние на рыночную власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим, рыночная власть, может быть проявлена, со стороны продавца, и в тоже время, со стороны покупателя, в следующих случаях:

- над всем товарным рынком в целом. При этом, будет иметь место, абсолютная рыночная власть. Такое положение дел, встречается, достаточно редко, в условиях естественных монополий, и (или) монопсонии;

- над определенным сегментом рынка, посредством создания приверженности отдельного сегмента покупателей, товару или торговой марке, по причине высокого качества товара, или престижности, и т.д.;

- в некоторых случаях, над отдельным покупателем, или продавцом. К примеру, в случае проведения тендеров, на получение государственного заказа, аукцион и пр. [10, с. 47]

1.2. Оценка рыночной власти

Для того, чтобы оценить величину рыночной власти, которой наделены субъекты рынка, могут быть использованы, две группы показателей. [13, с. 357] Первая группа показателей, может быть использована, для того, чтобы оценить рыночную власть отдельного продавца, над рынком. Чем больше будет рыночная власть отдельного продавца, тем соответственно будет больше возможностей, для контроля ситуации в отрасли, и воздействия на покупателя. Второй группой показателей, может быть охарактеризован, общий уровень концентрации (монополизации) отрасли. Чем больше будет уровень концентрации в отрасли, тем соответственно сложнее, будет войти в ее состав, новым предприятиям. В связи с этим, значительно большей, будет рыночная власть действующих предприятий, в долгосрочном периоде. [15, с. 227]

Для того, чтобы оценить рыночную власть отдельного продавца, могут быть использованы, следующие показатели:

1. Доля рынка. Доля рынка, это тот объем продаж, который имеется у отдельной фирмы, в общем объеме продаж отрасли. Чем больше будет объем продаж, приходится на отдельно взятую фирму, тем соответственно больше возможностей, эта фирма будет иметь, для контроля за ситуацией на рынке, а также для осуществления контроля, за ценой на свой товар. Исходя из этого, она будет обладать большей монопольной властью. [16, с. 342]

В российском антимонопольном законодательстве, по соответствующему показателю доли рынка, может быть оценено, монопольное положение предприятия, находящегося на товарном рынке. В качестве монополиста, предприятие может быть признано, в следующих случаях:


- предприятие может быть признано безусловным монополистом, когда его доля на товарном рынке, будет составлять 65% и более;

- в отдельных случаях, в качестве монополиста, может быть признано то предприятие, доля у которого, на товарном рынке, составляет 35% и более. Это возможно при том условии, что все остальные предприятия, наделены меньшей долей рынка. [17, с. 159]

В таблице 2, представлена характеристика, определенных отраслей промышленности, по количеству тех предприятий, которые занимают доминирующее положение, на товарном рынке, а также их доле, в общем объеме производства отрасли.

Таблица 2

Характеристика отраслей промышленности по количеству предприятий, занимающих доминирующее положение, 2016 г.

Отрасли промышленности

Число хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение

Удельный вес хозяйствующих субъектов, %

в общем количестве предприятий

в общем объеме производства отрасли

Промышленность, всего:

254

1,0

16,7

в том числе

1. Топливная промышленность

5

1,0

5,3

2. Черная металлургия

27

9,1

67

3. Цветная металлургия

27

6,0

11,7

4. Химическая и нефтехимическая промышленности

39

6

35

5. Машиностроение и металлообработка

127

1,0

23,3

6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности

9

0,5

19

7. Промышленность строительных материалов

6

0,3

2,6

8. Легкая промышленность

2

0,04

0,6

9. Пищевая промышленность

6

0,1

0,2

2. Коэффициент Лернера (Kl), это показатель монопольной власти фирмы. Он характеризует то, насколько цена (Р), превышает предельные издержки (МС):

Кl = (формула 2)

Чем больше цена превышает существующие предельные издержки, тем выше степень монопольной власти, наделен продавец. Фирмы, в условиях совершенной конкуренции, могут устанавливать цены, на уровне предельных издержек. Другими словами, коэффициент Лернера, равен 0. Это означает то, что у фирм, отсутствует какая-либо монопольная власть. Это связано с тем, что в условиях совершенной конкуренции, предприятиями, устанавливаются цены, на уровне предельных издержек. В соответствии с этим, в формуле, МС, можно заменить, значением цены в условиях совершенно конкурентного рынка (Рс.к.).


Рисунок 1. Влияние гибкости спроса, на величину рыночной власти, в случае:

а) спрос более гибкий, чем во втором случае

б) МR- это предельная выручка

Помимо этого, величина монопольной власти, имеющаяся у продавца, является обратно пропорциональной, эластичности спроса по цене. Другими словами, чем более гибким является спрос по цене, тем меньшей монопольной властью, будет обладать производитель. На рисунке 1, изображена ситуация, при которой фирмы (при условии равных предельных издержек), наделены различной монопольной властью. В том случае, при котором спрос является более гибким (как показано на рисунке 1а), цена, превышает предельные издержки, на меньшую величину, чем в том случае, при котором спрос, является менее гибким (как показано на рисунке 1б). [21, с. 548]

В связи с этим, коэффициент Лернера, можно рассчитывать, по следующему образу:

(формула 3)

где Еd - гибкость спроса по цене.

В том случае, когда существует невозможность по расчету показателя предельных издержек (МС) или же при том случае, когда МС, является величиной постоянной, в отдельных случаях, в формуле 4, их можно заменить, на значение средних суммарных издержек (АТС):

(формула 4)

В таком случае, коэффициент Лернера, будет соответствовать показателю рентабельности продаж. В связи с этим, чем выше будет рентабельность продаж (в условиях одинакового уровня цен), тем ниже будет значение средних издержек. Соответственно, значительно эффективнее, будут использоваться ресурсы на предприятии. [25, с. 736] В том случае, когда уровень средних издержек, различных предприятий, будет примерно одинаковым, а цены на товар, будут существенно различаться, тем выше в глазах покупателя, будет не только престиж, но также и полезность товара, у которого более высокая цена. В связи с этим, довольно часто, полагают, что коэффициент Лернера, характеризует степень приверженности покупателя, к определенному товару. [27, с. 752]

Также, существуют особенности, необходимые для расчета данного показателя, в условиях олигополии; [27, с. 752]

3. Коэффициент Бэйна. Это коэффициент, показывающий отношение экономической прибыли предприятия, к собственному капиталу;

4. Коэффициент Тобина. Это коэффициент, характеризующий отношение рыночной, и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом, рыночная цена фирмы, напрямую зависит, от ее успехов на рынке. В свою очередь, восстановительная стоимость активов, может быть определена, стоимость активов, в тех ценах, которые соответствовали на момент переоценки;


5. Коэффициент Папандреу. [26, с. 215] Это тот коэффициент, учитывающий действие двух факторов:

1) степень взаимозаменяемости товара одного производителя, товаром другого производителя

2) количеством предприятий на рынке.

Чем больше фирм действует на рынке, тем значительно выше будет взаимозаменяемость товаров, разных производителей, тем ниже, будет их рыночная власть. В связи с этим, чем меньше фирм, будет действовать на рынке, тем меньше будет взаимозаменяемость, между их товарами. А в условиях отсутствия товаров-заменителей (при монопольном рынке), рыночная власть производителя, является максимальной. [28, с. 570]

Наряду с этим, стоит учитывать, производственные мощности, имеющиеся у производителей товаров-заменителей. Возможной является ситуация, в соответствии с которой, в условиях высокой взаимозаменяемости товаров, ни один из производителей, не сможет оказать существенного влияния на ситуацию, которая сложилась на товарном рынке, вследствие ограниченности производственных мощностей. [29, с. 184] Для данных целей, происходит расчет коэффициента проникновения (в соответствии с показателем монопольной власти Папандреу) (PI):

(формула 5)

где Qi - объем спроса на товар предприятия, который обладает монопольной властью;

Pj - цена конкурента (конкурентов), денежная единица;

λj - коэффициент ограниченности производственной мощности конкурента, как отношение потенциального увеличения объемов выпуска, в случае увеличения спроса на товар, при снижении цены (0 <= λj <= 1);

j - конкурент.

В тоже время, последние три коэффициента, не имеют широкого применения.

Для того, чтобы оценить общий уровень концентрации отрасли, могут быть использованы, следующие показатели:

1) Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

(формула 6)

где Хi - доля фирмы в отрасли, отображается в %;

n - число фирм в отрасли.

Данным показателем, одновременно учитывается, количество фирм в отрасли, а также их доля на рынке. [30, с. 296] Чем меньшим является число фирм в отрасли (чем более значительна их доля), тем больше значение данного показателя. Соответственно, выше становится и монопольная власть фирм, находящихся в отрасли. В том случае, когда значение данного индекса, является равным 1000, то это указывает на то, что отрасль, выступает в качестве абсолютной монополии. Для американской экономики, считается базовым то, что в тех случаях, когда значение индекса Герфиндаля-Гиршмана, в какой-либо отрасли, способно превысить 1800, то отрасль, может считаться высоко концентрированной. [30, с. 296] В данном случае, доля крупнейшей фирмы, работающей в отрасли, составляет не менее 45%. Это означает, что как минимум одна фирма в ней, имеет возможность, "диктовать" свои условия, на рынке товаров. В такой отрасли, абсолютно любые слияния, а также объединения фирм, которые увеличивают значение данного показателя, более чем на 50 пунктов, являются запрещенными. В том случае, когда значение индекса, колеблется от 1000 до 1800 пунктов, то отрасль, считается средне концентрированной. В такой отрасли, являются запрещенными слияния, а также объединения фирм, которые увеличивают значение показателя, более чем на 100 пунктов. [30, с. 296] В том случае, когда значение индекса, является ниже 1000, то данная отрасль, считается слабо концентрированной. В такой отрасли, разрешены любые слияния, а также объединения предприятий.


Необходимо отметить то, что для отраслей, в которых количество предприятий является большим, индекс Герфиндаля-Гиршмана, может быть рассчитан, по 50 крупнейшим предприятиям; [20, с. 256]

2) Коэффициент концентрации продаж (CRI), приходящихся на 3-7 крупнейших фирмы, находящихся в отрасли:

k

CRi= ∑ Хi, (формула 7)

i = 1

где k – это количество фирм, для которых, рассчитывается коэффициент концентрации.

Данная ситуация, достаточно часто встречается на практике, в условиях олигополии. И в том случае, когда на 3-4 крупнейшие фирмы отрасли, приходится больше 70-80% рынка, то полагают, что данные фирмы, наделены большей монопольной властью, чем те фирмы, которые остались. [13, с. 76]

В российской практике, данные два показателя, могут быть использованы, в своей совокупности, для осуществления оценки уровня концентрации в отрасли. При этом, используются следующие критерии:

1. HHI < 1000, СR3 < 45% - данный уровень концентрации в отрасли, является низким;

2. 1000 < HHI < 2000, 45% < СR3 < 70% - данный уровень концентрации в отрасли, является средним;

3. HHI > 2000, СR3 >70% - данный уровень концентрации в отрасли, является высоким. [7, с. 202]

В зависимости от уровня концентрации, могут быть использованы, разные методы, для антимонопольного регулирования.

В таблице 3, приведена оценка, общего уровня концентрации, в отраслях промышленности. [28, с. 570]

Таблица 3

Уровень концентрации производства по отраслям промышленности в 2010 и 2015 гг.

Отрасль

Промышленности

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупнейшими предприятиями отрасли, %

3 предприятиями

4 предприятиями

6 предприятиями

8 предприятиями

2010 г.

2015 г.

2010 г.

2015 г.

2010 г.

2015 г.

2010 г.

2015г.

1. Электроэнергетика

18,0

13,5

20,9

15,6

26,5

23,1

30,7

28,2

2. Топливная промышленность

12,8

28,6

20,1

36,4

24,5

41,0

33,2

45,9

Нефтедобывающая

31,2

40,0

38,2

49,4

54,0

56,5

59,4

59,8

Нефтеперерабатывающая

36,8

35,6

43,1

46,4

55,5

58,9

67,0

56,4

3. Черная металлургия

31,5

39,0

38,4

44,0

48,2

52,5

56,0

58,5

4. Цветная металлургия

32,9

38,8

36,1

39,8

42,6

46,1

47,1

49,8

5. Химическая и нефтехимическая

9,8

11,9

14,4

15,0

18,1

19,8

20,5

23,7

6. Машиностроение и металлообработка

14,0

14,0

15,6

15,4

17,6

16,9

20,1

19,2

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности

14,5

13,0

15,7

16,5

21,3

23,5

24,4

29,5

8. Промышленность строительных материалов

3,1

5,1

4,1

6,2

5,6

8,2

7,0

10,1

9. Легкая промышленность

3,7

4,9

4,9

6,1

6,4

8,2

7,9

10,0

10. Пищевая промышленность

2,2

4,6

2,7

5,8

3,9

8,2

4,9

10,3