Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо выделить, еще одну компанию, которая занимается деловым франчайзингом. Им является Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением, находятся такие рестораны, как: "Комбис", "Ростикс", "Патио Пицца", "Артистико", "Санта Фе", "Американ Бар & Гриль". На сегодняшний день, они продают франшизы, на Ростик'с Патио Пицца. [11, с.136]

Хотя, также имеется множество вариантов классического франчайзинга. Три из них, являются наиболее часто используемыми. К ним относятся:

- региональный франчайзинг;

- суб-франчайзинг;

- развивающийся франчайзинг.

В каждом из данных случаев, франчайзи, получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом. К примеру, использование торговой марки, логотипа франчайзора, его системы бизнеса, первоначальное обучение, выбор места и т. п. [13, с.256]

2. Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений

2.1 Вертикальные ограничения.

В качестве вертикально интегрированной, может считаться та фирма, которая включает, более одной стадии производства определенной конечной продукции. Это происходит в противоположность не интегрированной фирме, которая осуществляет приобретение сырья и материалов, для производимого товара. [12, с.376] В экономической теории, различаются два типа вертикальной интеграции:

1) интеграция «вперед». Она включает в себя, процесс по приобретению фирмой, различных предприятий, которые относятся, к последующим стадиям по реализации производимых продуктов;

2) интеграция «назад». Она предполагает, приобретение фирмой тех предприятий, которые являются поставщиками ресурсов.

В тоже время, и не интегрированной фирмой, могут быть заключены долгосрочные контракты, как с поставщиками, так и с покупателями. В таких контрактах, кроме цен, могут быть оговорены различные особые условия, касающиеся поставок и реализации той продукции, которая была произведена. Также, могут быть оговорены нормы по запасам, минимальная (или максимальная) цена перепродажи, и т.д. Данные Виды контрактов, называются - вертикальные ограничения. [15, с.336]

Тем фактом, что вертикально интегрированной фирмой, предусматривается сочетание в себе двух типов контроля: над собственностью предприятий, которые принадлежат к различным стадиям технологической цепочки, а также над поведением этих предприятий. На практике, данные виды контроля, могут существовать, в относительной независимости друг от друга. Вертикальный контроль над собственностью, в системе холдинга, является возможным, фактически без контроля над поведением. В свою очередь, за рыночным поведением, определенных формально самостоятельных предприятий, может осуществляться контроль, в отсутствии контроля над собственностью. В последнем случае, речь идет о вертикальной квазиинтеграции (или вертикальном контроле), который не закреплен отношениями собственности. [20, с.156]


Существующие способы по возникновению квазиинтегрированных объединений, являются весьма различными. Они зависят, от конкретных особенностей экономической системы. При переходной экономике, контроль над поставками ресурсов, а также реализацией продукции фирмы, может быть более эффективным, чем контроль, над ее собственностью. Вертикальная квазиинтеграция, может возникнуть, на множестве монополистических рынках, относящихся к промежуточной продукции. К примеру, контракты субподряда, которые подчиняют политику мелких производителей, интересам крупных покупателей. Ими обеспечивается вертикальный контроль, над поведением субподрядчиков. К вертикальным ограничениям, относятся:

- контракты давальчества,

- контракты толлинга,

- контракты франчайзинга,

- всевозможные альтернативные формы расчетов.

Для более подробного раскрытия темы курсовой работы, рассмотрим в сравнении, два весьма похожих вида вертикальных ограничений, как толлинг и франчайзинг. [7, с.144]

2.2. Толлинг, как вид вертикальных ограничений.

Толлинг. Особым типом вертикальных ограничений, является толлинг (или переработка необходимого для продукции сырья, на давальческих началах. Данные отношения, являются принятыми, не только в самой России, но также и в мире. [19, с.47]

Толлинг, является видом взаимоотношений, возникающим между хозяйствующими субъектами, при которых лицо, являющееся владельцем сырья (или толлингер), передает данное имущество предприятию-переработчику. При этом, он получает в качестве результата, готовую продукцию. Тем самым, происходит возмещение суммы понесенных издержек, связанных с переработкой. Также, толлингер, получает согласованный процент доходности. В тоже время, договором предполагается то, что право собственности, как на сырье, так и на саму готовую продукцию, остается за владельцем этого сырья. [18, с. 202]

Весьма различными, являются причины использования толлинга. В качестве основной причины, считается возможность по свободному перераспределению прибыли, от поставщика к переработчику. Толлинг, предоставляет значительный стимул, для переработчика. Этим тимулом является повышение качества переработки сырья, сокращения его потерь во время производства, а также повышения объема выхода готовой продукции предприятия. В том случае, при котором нормы по выходу готовой продукции фиксируется, то та часть, которая будет сверхнормативной, будет являться чистой прибылью переработчика. [20, с.166]


На практике, при применении толлинга, используются четыре основные формы, связанных с оплатой услуг, по переработке сырья:

- оплата сырьем. Это форма, в которой определенный процент сырья, получается переработчиком, в качестве платы, за переработку оставшейся части;

- оплата готовой продукцией. При такой форме оплаты, определенный процент, удерживается из произведенной продукции. Это происходит в счет оплаты за переработку;

- оплата деньгами, в случае отсутствия сложностей, связанных с реализацией готовой продукции, у поставщика сырья;

- оплата, как таковая отсутствует. При такой форме оплаты, норма выхода готовой продукции, занижается на определенный процент. Этот процент высчитывается так, чтобы его сверхнормативная часть, которая остается у переработчика, могла компенсировать ему, расходы связанные с переработкой. Стоит отметить, что зачастую, такая форма, не используется на предприятиях с легальной бухгалтерией.

Существующие преимущества, а также недостатки толлинга, в значительной мере, являются противоречивыми (табл. 1).

Использование толлинга, с точки зрения институционального анализа, можно объяснить, особой формой сокращения или устранения издержек, связанных с заключением контрактов: внешние трансакционные издержки, которые связаны, с информацией, а также обеспечением контрактов. [16, с.199]

Таблица 1

Преимущества и недостатки толлинга

Преимущества

Недостатки

Предоставляет возможность загрузить производственные мощности предприятий, предоставляет им финансовые средства (в том числе, для выплаты заработной платы)

Учитывая то, что основная часть прибыли достается толлингеру, у переработчика нет возможность сформировать свои собственные средства.

Приводит к снижению социальной напряженности в определенном регионе. Способствует поступления средств в бюджет.

В случае применения бартерных схем, не приводит к развитию денежных взаиморасчетов между организациями (предприятиями)

Помогает развитию конкуренции, расширяет возможности по выходу на различные рынки определенных товаров

Помогает предприятиям уйти от налогов и налоговых платежей

Способствует высвобождению у переработчика части оборотных средств, уменьшает страховые запасы по сырью.

Действующий льготный таможенный режим, предоставляет возможность вывести капитал за рубеж (для алюминиевой промышленности РФ)

Юридически защищает право собственности толлингера, на сырье, в случае ареста за долги имущества переработчика

В длительном плане, использование толлинга, в качестве основной формы, оказывает воздействие на смены целей и стратегии предприятия, уменьшению конкурентоспособности продукции

Дает возможность толлингеру, закреплять цены на готовую продукцию, которая выработана из его сырья


В Российской Федерации, толлинг нашел широкое распространение, в алюминиевой промышленности, черной металлургии, легкой, а также пищевой (сахарной) отраслях. Не обошел вниманием и сельское хозяйство (производство комбикормов, переработка молока, яиц и т.д.). Такое положение связано с тем, что в значительной степени, существует проблема неплатежеспособности производителя. Особенно это касается тех, кто выпускает промежуточную продукцию. Но в целом, толлинг, необходимо рассматривать, в качестве одной из многообразных схем, по работе в бизнесе, особой формы институциональных соглашений. [12, с.376]

2.3. Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.

Франчайзинг, представляет собой вертикальные ограничения, в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Они способны возникать, в результате применения системы франчайзинга. Франчайзингом, в качестве особой формы вертикальных ограничений, предусматривается приобретение франчайзи (по общему правилу, относительно небольшой фирмой). Франчайзи, это права действовать, используя торговую марку крупной и авторитетной фирмы, которая является франчайзером. Обязанности франчайзи, могут быть сведены, к реализации продукции франчайзера, а также поддержания его торговой марки. Вертикальный контроль, осуществляемый со стороны франчайзера, может выражаться по разному. Он может быть различным. Все зависит, от типа контракта. Франчайзер, имеет право на установление плана продаж, различные стандарты производства. а также качества. Им может утверждаться форма отчетности, и быть предусмотренной, полная регламентацию деятельности предприятия. Франчайзинг, обычно применяется в легкой промышленности, торговле, сферах обслуживания, и т.д. [8, с.192]

Плата за пользование франчайзингом, может складываться из двух частей: фиксированная сумма (франшиза) и отчисления от выручки франчайзы (или роялти). Путем изменения величины данных параметров, франчайзинг, может оказывать влияние на конкуренцию, существующую между франчайзи, и их ценовой политикой. [9, с.336] Чем ниже будет роялти, и чем выше будет франшиза, тем соответственно больше заинтересованы франчайзи, в увеличении объема продаж. И также наоборот, высокий процент по роялти, способен привести к снижению объема продаж франчайзи, а также повышению цены. [6, с.210]


Франчайзинг, точно также как и толлинг, имеет как свои преимущества, так и свои недостатки (табл. 3).

Таблица 2

Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества

Недостатки

Сохранение у франчайзи самостоятельности и прав на остаточный доход

Франчайзи, обязан учитывать интересы франчайзера, а также на регулярной основе осуществлять отчисление для него части дохода. Это может привести к финансовым трудностям у франчайзи

Снижается риск у франчайзи

Ограничение иницциативы а также возможностей выбора франчайзи, при обязанности находится в контакте только с франчайзером

Преодоление существующих барьеров на рынок, которые связаны с инвестициями в репутацию предприятия

Осуществление постоянного контроля со стороны франчайзера, даже учитывая проведение проверки финансовой документации

Существует поддержка крупной фирмы, а соответственно, преимущества, в процессах переговоров, в сравнении с самостоятельными маленькими фирмами

Существует зависимость от успешной деятельности франчайзера и его обязательств, возникающих в рамках соглашений

Франчайзерами, осуществляется вертикальный контроль, без применения мер, которые запрещены антимонопольным законодательством

Присутствие в деятельности стартового капитала и стартовых издержек

Проведенный исследователями институциональный анализ, взаимоотношений франчайзера и франчайзи, указывает на следующие существующие особенности. Имя, а также торговая марка франчайзера, выступают в качестве общественного блага, для всех операторов (франчайзи), путем снижения неопределенности качества услуг, которые предоставляются потребителям. [7, с.144] Появляется проблема безбилетника, при которой отдельный оператор, в своих частных интересах, способен использовать репутацию франчайзера, при этом, уменьшая качество предоставляемых услуг. Так как выгоду, от этого, получает он один. А вот издержки, уже несут абсолютно все участники, действующие в системе франчайзинга. В этом случае, возникает отрицательный горизонтальный внешний эффект. Такой эффект, способен быть перекрестным. А в качестве результата, выступает подрыв (или размывание) репутации. В связи с этим, нужны специализированные институциональные меры, которые способны блокировать стимулы, к оппортунистическому поведению операторов (в рамках системы контроля, со стороны франчайзера). К примеру, оператор, получает вознаграждение, в виде процента. Этот процент он получает от суммарного дохода (объема продаж), всей системы франчайзинга. Помимо горизонтального, также может возникнуть и отрицательный вертикальный внешний эффект. Это связано с тем, что оппортунистическое поведение каждого из участников, указывает на неблагоприятное влияние, на доходы партнера. К примеру, франчайзи, при снижении качества услуг, способен объяснять сокращающийся объем продаж, ухудшением спроса со стороны потребителей. В связи с этим, франчайзер, достаточно часто, использует систему двойного распределения. Такая система, обеспечивает определенную конкуренцию, и тем самым, снимает эффект асимметрии информации. [11, с.136]