Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Франчайзинг, в развитых странах был закреплен, еще в средневековье. Он в них прочно закрепился. Франчайзинг, можно рассматривать, в качестве льготного предпринимательства, как определенную форму по длительному деловому сотрудничеству. В процессе такого сотрудничества, большая компания, предоставляет индивидуальному предпринимателю (или группе предпринимателей), определенную лицензию (которую еще называют франшиза), на производство определенной продукции, торговлю товарами, а также предоставления услуг, под торговой маркой данной компании. Это может происходить на ограниченной территории, на период, а также условиях, которые определены договором. Для компаний, франчайзинг представляет собой способ для распространения бизнеса. 

Для предпринимателей, франчайзинг является одним из способов, позволяющих стать владельцем бизнеса. Франчайзинг на растущих рынках, выступает как самый быстрый способ, служащий для обучения предпринимателей, практическим стандартам, которые являются необходимы, для ведения прибыльного бизнеса.

Привлекательность франчайзинга, заключается в наличии у него неоспоримых преимуществ, являющихся выгодными для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, он предоставляет в их полное распоряжение, весьма стабильный и прибыльный бизнес. Для известных фирм, а также компаний, он выступает как возможность по расширению и закреплению своих позиции на рынке. Именно этим положением, можно объяснить, такое широкое распространение франчайзинга, как в Европе, так и в самой Америке. 

Организация предприятия, на условиях франшизы, в значительной мере снижает предпринимательский риск. Это связано с тем, что в такой ситуации, происходит использование уже отработанной схемы ведения бизнеса, которая уже доказала свою эффективность.

Таким образом, развитие франчайзинга, может выступать как одна из наиболее эффективных форм, служащих для поддержания предпринимательства, и в качестве одного из возможных решений, важной государственной задачи.

Объектом исследования данной курсовой работы, выступает франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.

Предметом курсовой работы, выступают фирмы и предприятия, которые используют франчайзинг.

Целью курсовой работы, является исследование франчайзинга, и его особенностей, в вертикальных ограничениях.

Цель исследования, ставит следующие задачи:


- понять сущность

- изучить разновидности франчайзинга

- исследовать историю франчайзинга

- определить преимущества и недостатки франчайзинга

- рассмотреть определения вертикальных ограничений

- рассмотреть его разновидности

- франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений

Актуальность данной темы для исследования, заключается в том, что большое количество фирм и предприятий, которые пользуются франчайзингом. В связи с этим, огромный интерес, представляют возможности использования франчайзинга, его плюсы и минусы.

В курсовой работе, были применены методы как экономического, так и статистического анализа, количественного и качественного изучения. Также, были применены принципы системности и развития.

Теоретической основой для настоящей работы, послужили труды отечественных, а также зарубежных авторов, по стратегическому менеджменту, теории организации, маркетингу, таких как С.Б. Авдашева, Т.В. Маринина, Л.Е. Басовский, Г.И. Хотинская, Н.А. Восколович, В.В. Глухов, В. Дементьева, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.В. Радаев, В.Н. Казаков, С.Б. Коробко, Ф. Котлер, Н.В. Миронова, Г.А. Ахинов, Ф.Ф. Райхельд, Ю.П. Свириденко, В.А. Тупчиенко, Х. Хакансон, Д. Белл и др.

В структурном отношении, работа представлена теоретической и аналитической главами. В них, были последовательно рассмотрены, следующие вопросы: в первой главе, текст посвящен общему анализу рыночной власти. Во второй главе, был рассмотрен комплекс факторов, как внешней, так и внутренней среды.

Также, курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, иллюстрирована таблицами.

ГЛАВА 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1. Понятие развития франчайзинга

Франчайзинг, своими корнями, уходит глубоко в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка, указывается на то, что “franchising” - это все права, и свободы епископатов, которые были пожалованы королевской короной, еще в 1559 году. В слово “franchises” - это ярмарки, рынки, а также те иные места, которые были отведены, для ведения торговли. В те незапамятные времена, королем Британии, для баронов предоставлялось право на сборы налогов, на определенных территориях. Это происходило в обмен, на всевозможные услуги. К примеру, обязанность поставлять для армии солдат. [1, с. 1630]


Для свободных людей, или граждан городов, была предоставлена франшиза (дано разрешение), на продажу своих товаров, на территории города, в специальных местах: рынок и ярмарка.

Данные элементы права (или привилегии), которые позволяли осуществлять эксплуатацию положения на определенной территории, за установленную плату, как раз и формировали основу франчайзинга, на протяжении нескольких столетий. [3. с.40]

Франчайзинг, в наиболее типичной форме, был закреплен в британской системе “связанных домов”. Такая система, использовалась пивоварами в XIX веке, для того, чтобы поддерживать нужный объем продаж. В обмен на заем, который был ему предоставлен, или предоставленную аренду имущества, пивоваром, получался постоялый двор, в качестве рынка для сбыта своего пива, а также различных спиртных напитков. Система “связанных домов”, показала себя как весьма эффективный коммерческий механизм. Она существует и по сегодняшний день. [4, с.27]

Франчайзинг, в Соединенных Штатах Америки, стал использоваться впервые, компанией Зингера, занимающейся производством швейных машинок. Его фирма называлась "Singer Sewing machine company". По окончании гражданской войны в Америке, в середине XIX века, Зингером было развернуто серийное производство. такое производство, позволяло его компании, осуществлять торговлю, по самым конкурентным ценам. В тоже время, организовать централизованное обслуживание швейных машин, а также осуществление замены неисправных или вышедших из строя частей, в одном определенном месте, было невыгодным с экономической стороны. В последствии, была создана, франчайзинговая система. Такая система, давала возможность финансово-независимым фирмам, получать исключительные права, на продажу и обслуживание швейных машин, на строго определенной территории. Такие первые франшизы, по своей сути, являлись действующими дистрибьюторскими соглашениями, с дополнительными обязанностями франчайзи (или дилера), по обслуживанию машин при необходимости. [6, с. 210]

Весьма похожая система, была разработана 1898 году, компанией Дженерал Моторс "General Motors". В соответствии с этой системой, дилеры, не имели прав на продажу машин других производителей. Они были обязаны, вложить в дело собственный капитал. Это было необходимо для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания, а также поддержания имиджа фирмы, которая являлась продавцом франшиз. Продажа автомашин, посредством системы франшиз, также осуществляется и в наше время. [5, с. 35]

Уже существующему удачному примеру Дженерал Моторс, последовал Рексол (Rexall). Данная компания, удачно продавала франшизы, на организацию аптек, принадлежащих ей. [7, с. 144]


Франчайзинг весьма эффективно как применялся, так и применяется на сегодняшний день. К примеру, в индустрии бутылочных безалкогольных напитков, такими компаниями, как: "Coca-cola", "Pepsi", "Seven-Up". Аналогичные компании, благодаря франшизе, получили возможность для производства концентрированного сиропа, централизованно, а также осуществлять его распределение по местным заводам для розлива, которые находились в собственности, и управлялись франчайзи. В итоге, Франчайзи, становились управляющими местных розничных продаж. У франчайзи, было и имелось право, на покупку фирменных бутылок, а также использование фирменных товарных знаков. [8, с. 192]

В 20-х годах 20-го века, в США, идея франчайзинга (как формы ведения бизнеса), была смещена в сторону отношений: “оптовик - розничный продавец”. Оптовым продавцом (франчайзором), предоставлялась возможность для небольших розничных торгующих организаций, получать дополнительную выгоду, от многочисленных скидок, посредством использования марки крупной торговой фирмы, и при этом, сохранять свою независимость. В Великобритании, данный тип франчайзинга, применялся компанией "Spar", а также бакалейными магазинами "VG grocery stores".

В США, с 1930 года, после того как прошел кризис в экономике, все нефтеперерабатывающие компании, перешли на систему по управлению принадлежащими им заправочными станциями, как франчайзинговыми единицами. Посредством сдачи в аренду бензоколонки для франчази, нефтеперерабатывающие компании, получали оговоренную ренту, и тем самым, имели возможность популяризировать имидж компании. В тоже время, франчайзи, имели право на установление цен, в соответствии с местными условиями. В результате, достаточно сильно, вырос уровень продаж машинного топлива. Это привело к значительному увеличению прибыли. [9, с. 336]

В конце 40-х годов ХХ века, братья Макдональд, являясь владельцами маленького придорожного кафе, подумали об улучшении обслуживания клиентов, а также об увеличении дохода. С такой целью, ими были сокращено число наименований блюд, до трех. В последующем, они стандартизировали технологию по их приготовлению, и осуществили унификацию рецептуры. Проведенная реорганизация, в значительной степени, повысила эффективность, а также снизила затраты. А существующее единообразное меню в кафе “Макдональдс” (официальное название "McDonald's"), способствовало созданию нового поколения клиентов. Такие клиенты, знали о том, что в абсолютно любом ресторане “Макдональдс”, они могут рассчитывать на быстрое обслуживание, а также устоявшийся привычный набор предоставляемых блюд. [2, с.187]


Таким образом, до 1950-х годов ХХ века, большое количество компаний, которые использовали франчайзинговую систему, рассматривали её в качестве эффективного метода по распределению как продукции, так и услуг. Данные примеры, являются традиционным франчайзингом, или франчайзингом первого поколения. [11, с.136]

В 50- годах ХХ века, наступил бум франчайзинга. Он относился ко второму поколению франшиз, которые были известны, как “бизнес-формат франшизы”. Они были характерными в качестве особого метода по ведению коммерческой деятельности, изначально таким образом, чтобы франчайзор, мог получить дополнительную выгоду, от быстрого роста (при ограниченном риске). В свою очередь франчайзи, мог получить выгоду от того, что он входил в проверенную коммерческую систему, в которой была гарантированная возможность на получение дохода. [10, с.224]

В США, значительному развитию франчайзинга, в большой степени, поспособствовал "Закон о товарных знаках", который был принят в 1946 году. Предпринимателями, дополнительная прибыль, получалась уже при помощи того, что предоставление прав другим предприятиям, использовать принадлежащие им товарные знаки, под всевозможным контролем, а также защитой закона, давала возможность для владельцев, без значительных дополнительных затрат, производить расширение границ своего бизнеса.

Франчайзинг, может быть использован, да и используется, в самых различных видах бизнеса. В частности, франчайзинг весьма интенсивно, развивается в промышленности, а также сфере услуг. К примеру:

- автомобильная промышленность

- услуги автосервиса;

- оказание помощи в организации, а также ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама, юридические услуги и т. д.);

- строительство, а также услуги, которые связаны с ремонтом, и обслуживанием домов;

- услуги, которые связаны с образованием;

- развлечение и отдых;

- места общественного питания, рестораны, закусочные и т. п.;

- продуктовые палатки;

- медицинские и косметические услуги;

- розничная торговля; [12, с.376]

1.2. Сущность франчайзинга.

Франчайзинг - представляет собой такую организация бизнеса, при которой, компания (франчайзор), передает независимому человеку (или компании (франчайзи)), право на продажу продукта, а также услуг данной компании. Франчайзи, обязуется осуществлять продажи данного продукта, или услуг, по заранее определенным законам, а также правилам по ведению бизнеса, которые устанавливаются франчайзором. В обмен, на осуществление всех установленных требований, франчайзи, получает разрешение на использование имени компании, ее репутации, продукта, услуг, маркетинговых технологий, экспертизы, а также механизмов поддержки. [13, с.256] Для того, чтобы получить данные права, франчайзи, осуществляет первоначальный взнос, франчайзору. После этого, им выплачиваются ежемесячные взносы. Такая ситуация, в своем роде, представляет аренду. Это связано с тем, что франчайзи, никогда не выступает в качестве полного владельца товарного знака. Он попросту наделен правом на использование товарного знака, на период, связанный с выплатой ежемесячных взносов. Суммы таких взносов, могут быть оговорены во франчайзинговом договоре (контракте). Они выступают в качестве предмета переговоров. Франчайзинговый пакет, представляет собой полную систему по ведению бизнеса, которая передается франчайзи. Он дает возможность соответствующему предпринимателю, осуществлять свой бизнес успешно, при этом, даже не имея предварительного опыта, определенных знаний в данной области. [14, с.152]