Файл: «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франчайзор - это компания, выдающая лицензию, или передающая в право пользования, свой товарный знак (ноу-хау, операционные системы). К примеру, франчайзором создаются успешные продукты, или услуги, к примеру, особый стиль работы кафе быстрого питания. Франчайзором, исследуется и развивается бизнес, тратятся деньги, на продвижение бизнеса, а также создаются хорошая репутация и узнаваемый имидж. Узнаваемый имидж, надувается - «брэнднэйм». После того, как компанией была доказана работоспособность своей бизнес концепции, и также хорошо воспроизведена концепция развития данного бизнеса, она, может начать осуществление предложений всем предпринимателям желающим повторить подобный успех, купить франшизу компании.[15, с.336]

Франчайзи - это человек, или компания, которая покупает возможность на обучение, или помощь при создании бизнеса у франчайзора. Франчайзи выплачивает сервисную плату (роялти), за использование товарного знака (ноу-хау, системы ведения работ франчайзора). Франчайзи, самим оплачиваются затраты, на создание своего бизнеса. Достаточно часто, франчайзор, предоставляет достаточно выгодные скидки, на важные поставки, такие как: материалы, расходные средства. Данные скидки, всегда предоставляют возможность франчайзи, на покупку продуктов у франчайзора, по значительно низкой цене. Таким образом, такие товары, стоят значительно дешевле, чем осуществлять развитие бизнеса, без франчайзора. Франчайзи, осуществляет первоначальный взнос, за оказание помощи, по созданию, а также открытию бизнеса. [7, с.144] Франчайзи, принимает на себя, обязанности по выплате ежемесячных взносов, за право использования торговых знаков, и бизнес систем. А также за поддержку, обучение, консалтинг, которые предоставляются франчайзором. В том случае, когда все мероприятия идут по плану, то франчайзи, осуществляет успешный бизнес. Получаемая им прибыль, превосходит его затраты. [14, с.152]

Как уже было указанно выше, франшиза, представляет собой, полную бизнес систему, которую франчайзор, продает франчайзи. В качестве другого названия для аналогичной системы, служит франчайзинговый пакет. Он по общему правилу включает пособия, по осуществлению работ, а также другие важные материалы, которые принадлежат франчайзору. [15, с.336]

Абсолютно любой вид бизнеса, можно превратить во франшизу. Международной Ассоциацией Франчайзинга, выделяются 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать, существующие методы франчайзинга. [16, с.199]

Для обеих сторон, франчайзинговые взаимоотношения, могут быть прибыльными. Франчайзи, является заинтересованным, в максимальных продажах продукции, при минимальных затратах. Он должен следовать тем правилам по ведению бизнеса, которые были установлены франшизой, а также участвовать как рекламных, так и маркетинговых компаниях, которые проводятся франчайзором. Франчайзор, последовательно осуществляет деятельность над тем, чтобы лидировать, в конкурентной борьбе (одному франчайзи, сделать это было бы очень трудно). Франчайзором, предоставляется необходимая поддержка для того, чтобы франчайзи, сумел уделить все внимание, своим ежедневным операциям.


Абсолютно любое заинтересованное в покупке франшизы лицо, должно решить, выступают ли данные взаимоотношения, приемлемыми для него. Когда франчайзором, берутся на себя, обязательства по отношению к франчайзи, и предприниматель принимается в качестве франчайзи, франчайзор, таким образом следует установленному правилу. Такое правило, гласит: франчайзор, доверяет франчайзи. Франчайзи является хорошим вложением средств для франяайзора. Он рассчитывает на то, что франчайзи, будете осуществлять выполнение законов франшизы. В свою очередь, он обещает то, что в случае следования со стороны франчайзи установленных франшизой правил, осуществлять защиту бизнеса франчайзи. [17, с.302]

Франшиза, в американской доктрине франчайзинга, определяется как: “преимущественное право, на использование торгового знака, и прочих эмблем и символов, включающая дизайн и логотипы, а также прочие материалы служащие для идентификации, методы рекламы, и завоевания общественной известности, патентов, ноу-хау, методов по ведению бизнеса, которые являются коммерческой тайной. Логотип, от англ. logo - эмблема организации, которая используется на материалах, выставляемых ею. В данном, случае франшиза является комплексом исключительных прав, который состоит из:

- право действовать под фирменным наименованием, и/или коммерческим обозначением франчайзора;

- право на товарные знаки, торговые марки, логотипы и т.п.;

- право использования коммерческой информации, которая принадлежит франчайзору. [19, с.47]

Франшиза, французской ассоциацией франчайзинга, рассматривается в качестве “сотрудничества между предприятием - франчайзором, и одним (или несколькими) предприятием-франчайзи. В результате этого, предприятие-франчайзор, распоряжается товарным знаком (знаком обслуживания, вывеской, ноу-хау), которые франчайзи, должен использовать посредством единообразной эксплуатации, которая в свою очередь, контролируется франчайзором. В этом случае, в качестве характерного элемента франшизы, выступает предоставление франчайзором, определенного ноу-хау, которое в соответствии с решением судов, должно являться "специфическим, испытанным, передаваемым". [8, с.192]

Британская франчайзинговая ассоциация, " British Franchise Аssociation " (БФА), которая была создана в 1977 году, дает определение франшизы, как контрольной лицензии, которая выдана одним лицом (франчайзором), другому лицу (франчайзи). Такая лицензия:

а) дает разрешение (или обязывает) франчайзи, на занятие в период действия периода франшизы, определенным бизнесом, при этом, используя специфическое наименование, которое принадлежит, или ассоциируемо, с франчайзором;


б) предоставляет право франчайзору, производить контроль, на протяжении всего периода действия франшизы, за качеством ведения франчайзи бизнеса, который является предметом франшизы;

в) обязывает франчайзора, предоставлять для франчайзи всевозможную помощь, во время ведения бизнеса, который является предметом франшизы. К примеру, помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. п.;

г) обязывает франчайзи, регулярно, на протяжении действия франшизы, выплачивать франчайзору определенные денежные суммы, которые должны идти на оплату франшизы, или тех товаров и услуг, которые предоставляются франчайзи франчайзором;

д) не выступает в качестве обычной сделки, между холдинговой, и ее дочерней компаниями (или между частным лицом и компанией), которая контролируется им. [7, с.144]

Таким образом, франшиза - это в первую очередь, контракт, в котором выражены условия для ведения бизнеса, с правом возмездного использования торгового имени, а также фирменных технологий франчайзора. [9, с.336]

1.3. Виды франчайзинга

На сегодняшний день, существует три основных вида франчайзинга. [10, с.224]

Вид 1. Товарный франчайзинг. Иногда, его еще называют «франчайзинг продукта». Это франчайзинг, в сфере торговли, на продажу готового товара. Франчайзером в таком франчайзинге, по общему правилу выступает производитель, который продает законченный продукт (или полуфабрикат), дилеру, который является франчайзи. Франчайзи, осуществляет предпродажное, а также послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора. Он отказывается от продажи товаров, принадлежащих конкурентам франчайзора. Такое правило, выступает как существенное содержание взаимоотношений партнеров, франчайзора и франчайзи. [12, с.336]

Данный вид деятельности, подразумевает собой, приобретение у ведущей компании, прав на продажу товаров, на которых стоит ее торговая марка. Франчайзи в таком случае, закупает у франчайзора товар. После этого, он перепродает товары, от имени франчайзора. В отдельных случаях, ведущая компания (франчайзор), имеет отношение, также к оплате гарантийных услуг, а также возмещению расходов, на проводимую совместную рекламу. По общему правилу, для товарного франчайзинга, характерной является узкая специализация франчайзи, которая концентрируется на реализации одного вида товаров, и услуг. [13, с. 256]


Как указывалось в предыдущем параграфе, франчайзинг в США стал популярен, в начале нынешнего века, в качестве способа по продаже машин, а также бензина. В данный период времени, франчайзинг, используется на уровне распределителей (или так называемых "дистрибьюторов"). Такой подход, предоставляет гарантию производителям в том, что товары принадлежащие им, попадут к покупателям, точно в таком же виде, в котором они и были созданы. В тоже время, имя, а также торговая марка компании, получали весьма широкое распространение, и тем самым, приносили все выгоды, конечным потребителям. На сегодняшний день, автомобильные компании, а также те компании, которые производят бензин, в соответствии с американскими законами, не считаются франчайзорами. В то время как множество других компаний, весьма широко используют франчайзинг, в качестве способа для распространения, а также распределения своих продуктов (товаров). Данный способ ведения бизнеса, в котором франчайзи, покупают у ведущей компании (франчайзора), право на продажу товаров, с принадлежащей ей торговой маркой, называется "Товарный франчайзинг". На сегодняшний день, данный вид франчайзинга, используется несколькими компаниями. К примеру, компаниями по производству автопокрышек. В том случае, при котором товары и услуги, не имеют торговых марок, они не могут быть включены в данную категорию. [3, с.40]

Вид второй. Производственный франчайзинг. Данный вид представляет собой франчайзинг, на производство товаров. В данном случае, фирма, которая владеет технологией по изготовлению определенного продукта, продает местным (или региональным заводам), сырье, необходимое для изготовления. К примеру, завод по разливу безалкогольных напитков. [4, с.27]

Мелкой фирмой в данном случае, не просто выступает под торговой маркой франчайзора, но также и производит реализацию его продукции и услуг. Она также включается, в полный цикл. хозяйственной деятельности крупной корпорации. При этом, выполняя равные с ней, требования технологического процесса, стандартов качества, обучения персонала, а также выполнения плана продаж, осуществления оперативной отчетности. Данной формой, предусматривается тесный контакт франчайзора и франчайзи. А также детализированная регламентация деятельности, и высокую степень ответственности, со стороны малого предприятия. [6, с. 210]

Данный вид франчайзинга, является наиболее широко представленным, в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных, или региональных разливочных, а также упаковочных заводов, выступает в качестве франчайзи, от основной компании. Таким образом, к примеру, американская "Coca-Cola", которая лидирует на мировом рынке безалкогольных напитков, в России, уступает только своему конкуренту, которым является "PepsiCo". Она начала свои активные действия, на российском рынке, в 1995 году. Посредством разработки программы по созданию нескольких заводов, ориентированных на выпуск фирменных напитков "Coca-Cola", в наиболее крупных городах России, она намеревалась занять лидирующие позиции. Общая сумма инвестиций данной компании, в 2 проекта, которые располагались в Башкирии и Екатеринбурге, оценивалась в 30 млн. долларов. При этом, стоит отметить, что программа по организации выпуска напитков "Coca-Cola", построена не совсем обычно. Инвестиции производит не сама компания "Coca-Cola", а непосредственно ее партнер, которым является - "Inchape Plc", с привлечением российских инвестиций. По сути, происходит реализация создания крупной сети заводов, основывающейся на франчайзинговом договоре, в соответствии с которым, компания "Coca-Cola", передает новым предприятиям, технологию, а также различные концентраты. Оперативное управление заводами, осуществляется предприятиями "Inchape", а также партнерами из России. В связи с этим, несмотря на то, что "Coca-Cola", не осуществляет инвестиции самостоятельно, а предоставляет делать это компании "Inchape", вместе со своим партнером, осуществляет контроль, за развитием предприятий. Такому опыту, также последовали и другие компании, продающие концентраты, а также другие продукты, которые являются необходимыми, для производства местным разливочным компаниям. Разливочные компании, смешивают концентраты, с другими составными продуктами. После чего, происходит розлив в бутылки, или банки, для осуществления распределения, по местным дилерам. Естественно, что товар, который есть в наличии в Нью-Йорке, никаким образом, не должен отличаться, от товара в Сан-Франциско. [9, с.336]


Третий вид. Деловой франчайзинг, называют «франчайзинг бизнес-формата». При использовании данного способа, франчайзором, продается лицензия частным лицам (или другим компаниям), на право открытия магазинов, киосков, или целых сетей магазинов, для осуществления продажи покупателям, набора продуктов, а также услуг, под именем франчайзора. [8, с.192]

Таким образом, это франчайзинг, на вид деятельности. То есть включение малого предприятия, в полный производственно-хозяйственный цикл, происходящий в крупной корпорации. Данный вид, является едва ли не самый популярный видом франчайзинга. При нем, ведущей фирмой, продается лицензия частным фирмам (или компаниям), право на открытие собственной фирмы, ориентированной на продажу продуктов и услуг, под именем франчайзора. К примеру, прокат, а также бытовое обслуживание, деловые услуги, профессиональные услуги бизнесу, населению, и т.д. Со стороны крупной корпорации, предъявляются равные с ней, требования к технологическому процессу и качеству. А также, обеспечивается обучение работающего персонала, происходит выбор площадки для строительства предприятия, других услуг (методы по обеспечению продаж, ведение оперативной отчетности, бухгалтерская отчетность и т.д.). [2, с.187]

При деловом франчайзинге, необходимым является то, чтобы франчайзи, осуществлял оплату постоянных взносов, а также осуществлял взносы, в рекламный фонд, который находится в ведении франчайзора. Франчайзор, может сдать в аренду франчайзи, основные фонды, а также предложить ему финансирование. Он имеет право, выступать в качестве поставщика, для своих франчайзи, с которыми он работает. [7, с.144]

На сегодняшний день, в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы, бизнес-формат, подразделяется на следующие основные подгруппы:

1) франшиза рабочее место - это рабочая франшиза ("Job franchise"), в которой франчайзором, создается хорошо подготовленное рабочее место, для предпринимателя. Основные инвестиции которые необходимы, это покупка прилавка-фургона;

2) франшиза-предприятие - это коммерческая франшиза ("Business franchise"), которая требует более крупные инвестиции, в производственное оборудование, а также наличие рабочих помещений, и дополнительного наемного персонала;

3) инвестиционная франшиза ("Investment franchise"), её основной целью, является возврат первоначальной суммы инвестиций. [10, с.224]

Открытие первого ресторана по быстрому обслуживанию мировой франчайзинговой системой МакДональдс, тала одной из первых ласточек делового франчайзинга. В данный момент, в этой системе, можно наблюдать, очень активное развитие данной франчайзи, процесс по открытию новых закусочных и т.п.