Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на примере ТОО «Жас-Дэн»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы «Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на примере ТОО «Жас-Дэн»)» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Целью курсовой работы является исследование управления рабочим стрессом на примере ТОО «Жас-Дэн».

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по снижению уровня стресса.

1. Теоретические основы управления рабочим стрессом

1.1 Понятие стресса и его особенности

Слово «Стресс» в переводе с английского означает «нажим, давление, напряжение». В энциклопедическом словаре, данное понятие трактуется таким образом: «Стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека или животного, в результате давления на него» [2, с.530].

Восприятие стресса, как правило, осуществляется как негативное явление. Распространено мнение о том, что стресс может быть следствием той или иной неприятной ситуации (в качестве примера можно привести автомобильную аварию). Несмотря на это, необходимо отметить, что стресс бывает и вследствие положительных эмоций, так называемый позитивный стресс. Примером такого вида стресса можно привести повышение по службе. Данный вид стресса носит название эустресс, что в переводе с греческого «еи», значит «хороший».


Незначительные стрессовые ситуации могут принести определенную пользу для организма человека, поскольку это своего рода тренировка. Стрессовые ситуации, которые могут возникать в повседневной жизни, Ганс Селье, который был первооткрывателем стресса, называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». Он написал книгу «Стресс без дистресса» в которой раскрывал смысл данного понятия в следующем аспекте: «Вопреки ходячему мнению мы не должны – да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если Лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга.» [10, с. 31] Дистрессы представляют собой тяжелые затяжные стрессы, которые губительны для человека, а также для персонала предприятия и самого предприятия.

Исследованием стресса занимались многие ученые, одним из которых является Г. Селье, который написал научную работу «Стресс без дистресса». В данной работе, понятие «стресс» определяется следующим образом: «Стресс, представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [10, с. 27].

Существует еще одно определение данного понятия, которое раскрывает сущность пользы стрессовых ситуаций для организма: стресс является одновременно и особым нервным состоянием, и приспособительной реакцией организма, направленной на обеспечение гарантии самосохранения.

Более общую и полную схему жизненного стресса, оказывающего определенное влияние на личность в повседневной жизни [7, с.14], представим на рисунке 1.

Межличностный стресс

Личностный

стресс

Внутриличностный

стресс

Внутренние

ресурсы

Семейный

стресс

Общественный стресс

Рабочий

стресс

Финансовый

стресс

Экологический стресс

Рис.1 Области стресса в повседневной жизни

Проведем более подробное рассмотрение схемы жизненного стресса. Во внутреннем квадрате обозначена сущность нашего существования, которая носит название "Я сила", "умственная сила", психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что предоставляет возможность для индивида в преодолении кризисных ситуаций, возникающих в жизни. Снижение ресурса способствует тому, что существенно повышается уязвимость к разным, расстройствам, которые имеют непосредственное отношение к стрессу. В качестве примера можно привести тревожность, страх, отчаяние, депрессию.


Следующей областью является внутриличностный стресс. К данной категории стресса относятся такого рода события, как ожидания, которым не суждено сбыться, нереализованные потребности, совершение бессмысленных и бесцельных поступков, воспоминания, вызывающие неприятные ощущения, неадекватность оценки событий и т.д.

Межличностный стресс, находится во взаимодействии с конкретными областями нашей жизни. Каждый человек, в своей жизни, практически ежедневно, сталкивается с вопросами социального характера, которые требуют своевременного решения, в связи с этим, в процессе взаимодействия с другими лицами возможно оказание существенного влияния на восприятие, переживание, отношение к происходящим событиям.

Такой вид стресса, как личностный, имеет непосредственное отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним в случае невыполнения, а в некоторых ситуациях нарушения определенных социальных ролей, в качестве примера которых можно привести роль родителя, мужа, служащего и т. д. Его проявление осуществляется в связи с такого рода явлениями как нарушение состояния здоровья, наличие вредных привычек, старение, уход на пенсию.

Рабочий стресс, имеет непосредственное отношение к выполнению тяжелой рабочей нагрузки, отсутствием самоконтроля за результатом, полученным в ходе проведения работы. Ненадлежащее обеспечение безопасности деятельности, необъективная оценка выполненной работы, нарушение организации труда, все эти факторы, можно рассматривать в качестве источников возникновения стрессовых ситуаций.

Стрессовые ситуации, которым присущ общественный характер, имеют отношение к проблемам, возникающим как правило, в больших группах людей. Примером данного вида стресса может быть спад в экономике страны, бедность, угроза возникновения и непосредственно само банкротство, напряжение на национальной почве, а также расовая дискриминация.

То, насколько человек устойчив различным формам стрессовых реакций, возможно определить, в первую очередь, на основании индивидуально-психологических особенностей и мотивационной ориента­ции личности. Несмотря на это, деятельность, которая осуществляется в стрессогенной ситуации, несомненно, может привести к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов. Для каждого человека, существует собственный временной предел стресса.

Различаются три типа личностей по устойчивости к стрессу [4, с. 358]:

  1. «Волы». К данному типу относятся лица, которые способны выдержать длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.
  2. «Кролики». Их выбывает из колеи даже незначительная дополнительная нагрузка, они стараются избегать стрессовых ситуаций.
  3. «Львы». Для этого типа, характерна мобилизация в стрессовых ситуациях. Они способны с полной отдачей работать на пределе возможностей.

В исследованиях таких ученых как М. Фридман и Р. Ройзенман, проанализировано поведение широкого контингента лиц, которые занимаются умственным трудом (в качестве примера можно привести научных работников, инженеров, администра­торов [11, с.86]. Они выделяют два типа, которые являются ключевыми:

  1. Тип А. К данному типу имеют непосредственное отношение лица с повышенной агрессивностью, которые вовлечены в постоянную борьбу, для того, чтобы достичь успехов.
  2. Тип В. Относятся лица, целью которых является саморазвитие и самосовершенствование, не склонные к бурным проявлениям успеха.

Следовательно, исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение стрессу: адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, приводящую к различного рода изменениям в физическом, психологическом и поведенческом аспекте.

1.2 Физиологические механизмы стресса и его последствия для работника

На сегодняшний день, не вызывает сомнения тот факт, что в любых стрессовых ситуациях, включаются сложнейшие нервные механизмы.

Представим себе такую ситуацию: произошла ссора или какое-либо неприятное событие. Вследствие чего, человек морально возбужден, не находит себе места, его гложет обида, досада потому что он не смог найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Для такого рода стресса, характерно три физиологических механизма [12, с. 103]:

Во-первых, формирование в коре головного мозга интенсивного стойкого очага возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Следовательно, для снятия нервного напряжения возникает необходимость ликвидации, разрядки этой доминанты либо же создание новой, конкурирующей. Существуют отвлекающие приемы направленные на формирование конкурирующей доминанты, в качестве примера которых можно привести чтение любимой книги, просмотр кинофильма, и т.д. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Именно по этой причине, для каждого человека необходимо иметь любимое занятие, которое будет содействовать формированию положительных эмоций.

Во-вторых, сразу после появления доминанты, происходит развитие особой цепной реакции, а именно, наблюдается возбуждение одной из глубинных структур мозга – гипоталамуса, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделять в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вследствии чего может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.


В-третьих, по причине сохранения актуальности стрессовой ситуации, в кору головного мозга продолжают поступать импульсы, которые поддерживают активность доминанты, а в кровь выделяются гормоны стресса. Исходя из этого, необходимо снижение для себя значимости этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации [12, с. 103].

Существует определенная взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты [14, с. 16] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они налегают на еду, результатом может стать излишняя полнота. Наиболее легко, стрессовые ситуации переживают сангвиники, так как у них наиболее крепкая нервная система.

Стрессы в организационном поведении вызывают стрессовую реакцию, модель которой представлена на рисунке 2 [8, с. 547].

Профессиональные

Физиологические реакции

Поведенческие реакции

Психологические реакции

Стресс

Потребности в окружающей среде

Поведение(реакции на потребности)

Неадекватные ситуации

Личные

Эффективные

реакции

Минимальный стресс

Рис. 2. Модель стрессовой реакции

Если вести речь о реакции человеческого организма на стрессовые ситуации, важно обратить внимание на то, что в ходе проведения своих исследований, Г. Селье было совершенно случайно обнаружено такое явление, которое им было названо синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а через десять лет, в его работах, появился термин «стресс».

Адаптационный синдром является моделью реакции человека на воздействие стрессоров [9, с. 60]. В классической модели три стадии развития стресса (тревога (А), сопротивление(Б), истощение(В)) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу (рис. 3.).

Б

А

В

Рис. 3. Фазы адаптационного синдрома

- фаза А: тревога – состояние возбуждения с упадком и последующей мобилизацией адаптационных ресурсов.

- фаза Б: сопротивление – напряжение сил для противостояния стрессу на основе сбалансированного расходования адаптационных возможностей.