Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций..pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые аспекты правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций
1.2. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России
2.1. Правовой режим инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов
Таким образом, такое важнейшее понятие как «иностранная инвестиция» составляет категориальный аппарат инвестиционного законодательства. Существующие определения иностранных инвестиций различным образом отражают сущностные характеристики инвестиций, а также содержательный элемент. Тем не менее, понятие «инвестиции» составляет два ключевых момента, которые заключаются в характере использования инвестиций и цели инвестирования. Отметим, что имеющиеся в законодательстве определения в полной мере отражают российскую практику работы с иностранными инвестициями.
Включение прав на результаты интеллектуальной деятельности в перечень объектов иностранных инвестиций отражает тенденции международного регулирования иностранных инвестиций.
Тем не менее, существуют и определенные неясности легального определения понятия «инвестиции». Так, отсутствует прямое указание на цель инвестиций, не в полной мере раскрыта правовая сущность инвестиций. Тем не менее, отметим, что определенность понятия «инвестиции» представляет особую важность. Соотношение юридического и экономического аспекта в данном понятии представляется особенно важным для отражения сущностной черты данной категории. Формирование категориального аппарата инвестиционного законодательства отражает проявления процесса освоения понятий рыночной экономики в России, который, к сожалению, связан с немалыми трудностями и сегодня.
1.2. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России
Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Принимая во внимание положения Конституции РФ, приоритет в правовом регулировании следует отдавать международным нормам.
Международно-правовая защита инвестиций является более действенной для их привлечения, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Но важно и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций.
Существующая система международных договоров, которые регулируют инвестиции формирует инвестиционный климат в стране. Это международные соглашения ГАТТ/ВТО (Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМ), Соглашение по торговым правам интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)) и созданная Мировым банком международная система защиты инвестиций, которая включает в себя Вашингтонскую конвенцию 1965 г., Сеульскую конвенцию 1985 г. и двусторонние соглашения о защите и взаимном поощрении капиталовложений.
Основным положением двусторонних соглашений государства, являются обязательства по разрешению инвестиционных споров и осуществлению страхования инвестиций в соответствии с положениями Вашингтонской и Сеульской конвенций[11].
Международно-правовое регулирование вопросов привлечения иностранных инвестиций осуществляется путем заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений и путем участия в международных многосторонних конвенциях.
Заключение Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами в России началось еще в СССР, и после распада Советского Союза Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Кореей, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Сама Российская Федерация заключила свыше 30 соглашений уже как независимое государство; некоторые из них ратифицированы и вступили в силу.
Заключение этих международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считают недостаточными гарантии, предоставленные им российским законодательством, и настаивают на закреплении в международных договорах основных условий осуществления инвестиций и деятельности в связи с ними. Основными положениями по указанным соглашениям являются: предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций, обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности, обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций, согласие на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.
На уровне СНГ помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены также две многосторонние Конвенции – Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации) и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. (не вступила в силу для России).
Главным правовым средством урегулирования межгосударственных интересов в области трансграничного перемещения капиталовложений с середины XX в. стали двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций (далее – СПЗИ) в основном промышленно развитых стран с развивающимися, а также с социалистическими и бывшими социалистическими странами. Практика заключения подобных соглашений между развитыми странами не получила какого-либо развития в связи с тем, что достаточно благоприятные условия для взаимных и весьма крупных капиталовложений обеспечиваются общей стабильной и надежной политической, правовой и экономической структуральной ситуацией в них. Наиболее передовые из развивающихся стран, включая крупнейшие латиноамериканские (Аргентина, Бразилия), привлекающие наибольшую часть иностранных прямых капиталовложений, как правило, не проявляют интереса к заключению соглашений с промышленно развитыми странами. Незначительное число двусторонних СПЗИ заключено также развивающимися странами между собой[12].
Правовую основу инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений) и Закон РСФСР от 26 июня 1991г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не противоречащей законодательству РФ.
Конституция Российской Федерации, выступая Основным законом страны, создает правовые гарантии инвестиционной деятельности в России. Сформулированные в Конституции права граждан являются неотъемлемой предпосылкой и гарантией осуществления ими деятельности в качестве субъектов инвестиционных отношений.
К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим к кругу источников следует отнести ГК РФ, который в силу уже упомянутых положений национального режима применим к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан, а также юридических лиц; иные законы и нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность, в том числе и негражданско-правовыми методами (например, части первая и вторая Налогового кодекса РФ, Закон «О недрах»). Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия небольшого числа правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относятся: Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ», Федеральные законы от 2 декабря 1990 г. № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности №, от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», от 19 июля 1998 г. № «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Воздушный кодекс РФ и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо отказывается (ст. 1) от регулирования вложений иностранного капитала в кредитные и страховые организации, объявляя это прерогативой законодательства о банковской и о страховой деятельности. В соответствии с Законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлены квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничение прав организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры, известные «общему» законодательству об иностранных инвестициях.
С точки зрения В. В. Силкина, при освещении проблематики регулирования иностранных инвестиций было бы неправильно рассматривать только гражданско-правовые аспекты этого вопроса. Большинство нормативных источников содержит как гражданско-правовые, так и публично-правовые нормы (включая и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), и отделение одних от других при анализе того или иного нормативного акта было бы несколько искусственным (особенно по отношению к столь сложному правовому явлению, как «соглашение о разделе продукции», содержащему и частноправовые, и публично-правовые элементы), да и непрактичным, поскольку налоговые, таможенные, валютные аспекты правового регулирования иностранных инвестиций являются достаточно важными, определяющими правовой климат иностранного инвестирования и представляющими наибольший интерес для иностранных инвесторов[13].
Теоретический анализ юридической литературы показал, что в подавляющем большинстве развитых западных стран нет специальных законов об иностранных инвестициях; они регулируются так же, как и национальные инвестиции, на основе норм общего законодательства, а в развивающихся странах зависят не только от общего направления развития государства, но и от его правовых традиций. С правовой точки зрения иностранные инвестиции – это иностранная (частная и ли государственная) собственность, имеющая соответствующий статус, как в международном, так и в национальном праве.
Механизм правового регулирования международных инвестиций в широком смысле этого слова составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которая определяет правовой статус иностранных инвестиций, как уже говорилось, с момента их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников; как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений.
Относительно вопросов кодификации законодательства об иностранных инвестициях отметим, что важным является то, на базе чего он должен быть создан. Представляется, что именно сложившаяся практика международно-правового регулирования инвестиционных отношений должна стать базой для создания национальных норм права. Тем не менее, отметим, что уже на данный момент существуют нормы национального права, которые имеют не международно-правовую основу. Также вполне закономерен в данном случае и вопрос, насколько важен в этом вопросе учет национальных особенностей инвестиционного регулирования.
Отметим также, что систематизация национального законодательства об иностранных инвестициях в России (в том числе его кодификация в виде создания инвестиционного кодекса) во многом зависят от восприятия соответствующими государственными структурами необходимости привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. В защиту необходимости создания кодифицированного акта способны выступить инвесторы для создания благоприятного инвестиционного климата.
Совершенствование существующей правовой базы предполагает своим важнейшим направлением ликвидацию формальных ограничений и административных барьеров на пути привлечения иностранного капитала, использование системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.
Также отметим, что необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.
2. Совершенствование гражданско-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
2.1. Правовой режим инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов
Правовое положение иностранного лица, как правило, раскрывается через термин «режим», что в большей степени характерно для международного частного права. При этом сам термин «режим» в доктрине понимается неоднозначно.
В частности, ряд авторов под режимом понимают порядок правового регулирования, который находит воплощение в определенной совокупности правовых средств[14]. Одна из точек зрения заключается в применении понятия «режим» в отношении объектов гражданского права: иными словами под режимом понимается установленный законом порядок приобретения, пользования и распоряжения вещами[15]. Аналогичное определение рассматриваемого термина дает В.Б. Исаков. По его мнению, речь идет о социальном режиме какого-либо объекта, который закреплен посредством норм права и обеспечивается определенным набором юридических средств[16]. По утверждению О.А. Красавчикова, режим представляет собой порядок формирования и реализации общественных отношений, устанавливаемый со стороны государства[17]и т.д.