ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2020
Просмотров: 513
Скачиваний: 4
Рабочая программа курса « Правовая этика» подготовлена на основе учебной программы соответствующего курса, который предназначается для обязательного изучения студентам 1 курса очной формы обучения, 1, 3 курсов заочной формы обучения на юридическом факультете Поморского государственного университета.
Целью изучения курса « Правовая этика» является получение студентами четких представлений о соотношении права и морали, о таких этических категориях, как справедливость, ответственность, о нравственной стороне профессиональной деятельности юриста.
В процессе изучения спецкурса на семинарских занятиях студенты дневного отделения могут практически познать содержание основных категорий и понятий этики, а также норм и принципов морали применительно к конкретным жизненным ситуациям.
Особенностью изучаемого курса является подробное раскрытие нравственной стороны деятельности судебных и правоохранительных органов, деятельности адвокатов, предпринимательской деятельности и, прежде всего, при принятии ими решений справедливых, основанных на нормах действующего законодательства.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий по спецкурсу « Профессиональная этика юриста» .
№ |
Содержание темы |
Лекции |
Семинары |
1 |
Основы этики. Этика и мораль. Этика и право. Категории этики. Нравственные принципы общения. Нравственные ценности. Личные отношения. |
2 час |
|
2 |
Профессиональная этика. Понятие, содержание, предмет. Экономическая этика. Профессиональная этика юриста. Её особенности. |
2 час |
|
3 |
Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. |
2 час |
|
4 |
Нравственные начала осуществления правосудия. Требования к деятельности судебной власти: справедливость, объективность, беспристрастие – важнейшие нравственные требования к деятельности судебной власти. |
2 час |
2 час |
5 |
Этика в деятельности адвоката. |
2 час |
|
|
Этика в деятельности правоохранительных органов. |
2 час |
2 час |
|
Этика предпринимательской деятельности. |
2 час |
2 час |
|
Итого |
14 часов |
6 час |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий по спецкурсу « Профессиональная деятельность юриста» на заочном отделении юридического факультета ПГУ
( со средне-специальным образованием).
№ |
Содержание темы |
Лекции |
Семинары |
1 |
Основы этики. Этика и мораль. Этика и право. Категории этики. Нравственные принципы общения. |
1 час |
|
2 |
Профессиональная этика. Понятие и содержание. Профессиональная этика юриста. Ее особенности. |
1 час |
|
3 |
Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности |
1 час |
|
4 |
Этика в деятельности адвоката |
1 час |
|
5 |
Нравственные начала осуществления правосудия |
2 час |
|
|
Итого |
6 часов |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий по спецкурсу « Профессиональная деятельность юриста» на заочном отделении юридического факультета ПГУ
( со средним образованием).
№ |
Содержание темы |
Лекции |
Семинары |
1 |
Основы этики. Этика и мораль. Этика и право. Категории этики. Нравственные принципы общения. |
1 час |
|
2 |
Профессиональная этика. Понятие и содержание. Профессиональная этика юриста. Её особенности. |
1 час |
|
3 |
Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности. |
1 час |
|
4 |
Этика в деятельности адвоката. |
1 час |
|
5 |
Нравственные начала осуществления правосудия. |
2 час |
|
6 |
Этика в деятельности правоохранительных органов. |
1 час |
|
7 |
Этика предпринимательской деятельности. |
1 час |
|
|
Итого |
8 час |
|
Дидактические материалы
преподавателя
Учебная программа по дисциплине « Правовая этика» составлена на основе рекомендации УМО и включает изучение: нравственных аспектов и проблем профессии юриста; морали, как одному из важнейших способов нормативного поведения человека, особой формы общественного сознания и виду общественных отношений; этики – общественной науки о морали, ее сущности, природе и структуре; влияния моральных норм на повседневную правоприменительную деятельность юриста; нравственных основ законодательства и деятельности судебных и правоохранительных органов.
При преподавании дисциплины «Правовая этика» следует обратить внимание студентов на то, что изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда на первый план Конституцией РФ выдвигаются гарантии прав и свобод человека, а по этой причине в настоящее время многие российские ученые правоведы, философы, социологи обращаются к этико-правовым исследованиям. Это связано в первую очередь с неудовлетворительным правовым регулированием общественных отношений в современной России, а во-вторых с тем, что реформирование нового общества немыслимо без гуманизации права, без обращения к общечеловеческой морали.
Следует также обратить внимание студентов, изучающих данную дисциплину на следующие особенности:
- в связи с коренными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни, происшедшими в России за последние 20 лет происходит деформация содержания некоторых моральных норм и принципов, нравственных ценностей, нравственные отклонения в деятельности сотрудников правоохранительных органов, различного рода чиновников в силу определенных объективных и субъективных факторов;
- следует рекомендовать студентам при изучении основ этики, как науки о морали, как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность, проводить сравнительный и исторический анализ происходящих изменений моральных отношений, изменений в структуре морали, ее элементах ( нормы, принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и т.д.).
- Учитывая, что до настоящего времени в стране нет учебника по правовой ( юридической) этике, следует рекомендовать студентам не допускать пропуски лекционных и практических занятий, шире пользоваться монографиями, научными работами, учебными пособиями ученых правоведов, практических работников, занимающихся юридической деятельностью (А.С. Кобликов, А.Е. Выгорбина, Н.Г. Смирнов, О.В. Афанасьева, В.И. Сергеев и д.р.).
- при изучении нравственных основ в деятельности судебных, правоохранительных органов, адвокатов следует акцентировать внимание студентов на действующие в настоящее время различные уставы, кодексы этики, регулирующие деятельность работников различных юридических профессий (судей – Кодекс судейской этики, адвокатов – Кодекс профессиональной деятельности адвоката, работников правоохранительной деятельности – Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России и т.д.).
Формами текущего контроля являются самостоятельная подготовка, участие в семинарских занятиях, использование тестовых заданий.
Формой итогового контроля выступает зачет.
Дидактические материалы
студента
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.
Семинарские занятия проводятся с целью углубленного изучения студентами основных теоретических проблем и нравственных аспектов профессии юриста, выработки умения этико-правового анализа конфликтных ситуаций в практической деятельности работников юридических профессий, осознания взаимосвязи и взаимозависимости правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания при формирования профессиональной этики юриста.
Формами контроля над усвоением студентами учебного материала является индивидуальная работа студентов по конкретным темам дисциплины с дальнейшим обсуждением на семинарских занятиях с разбором тестовых заданий.
План семинарских занятий.
Тема №1. Нравственные начала осуществления правосудия. Важнейшие нравственные требования к деятельности судебной власти: справедливость, объективность, беспристрастие.
законодательство РФ регулирующее деятельность судебных органов;
- понятие справедливого правосудия;
- последствия нарушения этого принципа;
- равенство – непременное условие справедливого правосудия;
- беспристрастие – условие доверия общества судебной власти
Нормативные акты и литература:
- Конституция РФ
- Федеральный закон « О статусе судей в РФ»
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002г.
-Всеобщая декларация прав человека 1948г.
- Кодекс судейской этики.
- Информационно-методическое письмо ВАС РФ 2007г. « Некоторые вопросы организации и культуры судебного процесса».
- Юридическая этика. Учебник. М.2005г. под ред. А.С. Кобликова.
- Профессиональная этика юриста. М.2004г. под ред. В.П. Халиулиной.
Тесты по дисциплине « Правовая этика».
Тема №2. Этика в деятельности адвоката.
- законодательство РФ регулирующее деятельность адвокатов;
- основные принципы, на которых основана деятельность адвокатов;
- формирование адвокатского корпуса современной России
- нравственная сторона деятельности адвоката.
- этика адвоката в судебном заседании;
Нормативные акты и литература:
- Конституция РФ
- Федеральный закон « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002г.
- Кодекс профессиональной деятельности адвоката. 2003г.
- Адвокат и адвокатура. Учебное пособие. М.2003г. Изд. ЮНИТИ. под ред. В.И. Сергеева.
тесты по дисциплине « Правовая этика».
Тема №3. Нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности. Профессиональная этика в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
- нормы международного права и национального законодательства регулирующие деятельность правоохранительных органов;
- нравственная характеристика уголовного права;
-нравственные проблемы уголовного наказания;
-профессиональная этика в деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников правоохранительных органов;
- нравственные отклонения в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Нормативные акты и литература:
- Конституция РФ
- Всеобщая декларация прав человека 1948г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
- Основные принципы. касающиеся роли юристов 1990г.
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979г.
- Европейский кодекс полицейской этики 2003г.
- Закон « О милиции» 1991г.
- Закон РФ « О безопасности»
- Закон РФ « Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»
- Закон РФ « О чрезвычайном положении».
Тесты по дисциплине « Правовая этика».
ВОПРОСЫ к зачету по спецкурсу « Профессиональная этика юриста».
1. Что такое мораль?
2. В чем отличие норм и принципов морали?
3. Каковы основные категории этики?
4. Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время? С какой эпохой вы при этом производите сравнение?
5.Какие общественные пороки являются, на ваш взгляд, наиболее опасными?
6. Назовите основные виды профессиональной этики и специфические черты одного из видов, например, работников правоохранительных органов?
7. Каковы особенности профессиональной этики юриста? На каких принципах она формируется?
8. Как в Конституции РФ 1993 г. реализуются категории: справедливость и гуманизм?
9. Какие основные нравственные нормы реализуются в действующем процессуальном законодательстве Российской Федерации ( на примерах Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. и Гражданского процессуального кодекса РФ)?
10. На каких нравственных принципах основана деятельность адвоката в России?
11. Какие важнейшие нравственные требования предъявляются к правосудию?
12. Какие нравственные требования предъявляются к предпринимателям и другим участникам деловых отношений?
13. Что такое деловой этикет? Какова его роль в деловых отношениях?
14.Каковы принципы этикета?
15.Чем вызвано формирование морали и какова ее роль в человеческом обществе?
16.Является ли мораль родовым свойством человека как биологического вида ?
17. Чем определяется нравственный характер деятельности?
18.В чем отличие норм и принципов морали?
19. Может ли каждый человек быть или стать нравственным?
20. Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время? С какой эпохой вы при этом производите сравнение?
21. Какие общественные пороки являются, на ваш взгляд, наиболее опасными
ВОПРОСЫ к зачету по спецкурсу « ПРАВОВАЯ ЭТИКА» на 3 курсе юридического факультета заочного отделения ПГУ
1. Понятие морали.
2. Мораль и право. Общие черты и различие.
3. Этические категории.
4.Основные виды профессиональной этики. Их специфические черты.
5. Профессиональная этика юриста. Её особенности.
6. Реализация в Конституции РФ 1933 года категорий : справедливость и гуманизм.
7. Реализация нравственных норм в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
8. На каких нравственных принципах основана деятельность адвоката в России?
9. Какие важнейшие нравственные требования предъявляются к судебной деятельности?
10. Основные нравственные требования, предъявляемые к участникам деловых отношений. Деловой этикет.
ТЕСТЫ к зачету по спецкурсу « Профессиональная этика юриста».
1. Этика – это философская наука, объектом изучения которой является:
- мораль;
- нравственность;
- нравственные отношения;
- нравственные проблемы общества;
- все ответы правильные.
2. Профессиональная этика – это:
- реальная система норм, которые регулируют поведение людей в обществе;
- философская наука о сущности морали;
- наука, изучающая проблемы нравственности в обществе;
- наука о применении общих норм морали и специфических требований в повседневной деятельности сотрудника правоохранительных органов.
3. Нормы морали – это:
- формы общественного сознания, представляющая собой систему взглядов, оценок, а также чувств и эмоций;
- правила поведения, справедливого и несправедливого отношения, поддерживаемые силой общественного мнения;
- средства воздействия общества на поведение отдельных лиц.
4. Общее между нормами права и морали заключается в том, что они:
- являются частью социальных норм;
- регулируют общественные отношения;
- поддерживаются как методами убеждения, так и методом принуждения.
5. Различие между нормами морали и нормами права заключается в том, что:
- нормы права поддерживаются специальными институтами ( ОВД, суд, прокуратура), а нормы права поддерживаются силой общественного мнения;