ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2020

Просмотров: 550

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Антропный принцип в космологии.

Литература [4,5,6,7,8,9,16,26,30,38,39,40,41,42,43,44]


Занятие 7.

Тема: Концепции современной химии и их практическое значение


1. Химия как наука о свойствах веществ и их превращениях. Основные понятия химической науки: вещество и материал, химический элемент.

2. Основные положения атомно-молекулярного учения. Виды химической связи.

3. Органический синтез как основа современной химической промышленности.

Литература [4,5,6,7,8,9,16]


Занятие 8.


Тема: Концептуальное содержание наук о Земле


1. Концептуальные модели образования планет Солнечной системы.

2. Строение Земли и процессы в ней происходящие.

3. Эволюция Земли и ее фазы.

4. Теория движения литосферных плит.

5. Современная концепция развития геосферных оболочек.

Литература [4,5,6,7,8,9,16,26,]




2.4.Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Знание и познание. Формы познавательной деятельности сложившиеся в истории развития общества.

  2. Наука в системе культуры. Функции науки в обществе.

  3. Особенности и структура научного познания.

  4. Естествознание как отрасль научного познания. Уровни естественно-научного познания.

  5. Классификация наук. Естественно-научная и гуманитарная культуры (специфика, взаимодействие).

  6. Основные концепции исторического развития науки (эволюционная, революционная и ситуационная модели). Понятие научной революции.

  7. Натурфилософия. Развитие естественно-научного знания в эпоху античности.

  8. Естественно-научное знание в Средние Века.

  9. Классическое естествознание (этапы, особенности, идеи, представители).

  10. Механистическая картина мира.

  11. Развитие естествознания в XVIII в. первой половины XIX в.

  12. Неклассическое естествознание (особенности, идеи, представители).

  13. Постнеклассическое естествознание (особенности, идеи, представители).

  14. Понятие метода и методологии. Уровни научного познания. Классификация методов научного исследования.

  15. Эмпирические методы научного познания.

  16. Теоретические методы научного познания.

  17. Общелогические методы научного познания.

  18. Формы организации научного знания. Критерии научности знания.

  19. Диалектический и эволюционный подходы в современном естествознании.

  20. Понятия «система», «структура», «элемент». Сущность системного подхода в современной науке.

  21. Понятия и принципы синергетики.

  22. Характеристики самоорганизующихся систем (открытость, нелинейность, диссипативность).

  23. Представление о материи в современном естествознании. Фомы движения и уровни организации материи.

  24. Макромир и механика И. Ньютона.

  25. Основные идеи, понятия и принципы специальной теории относительности.

  26. Основные идеи, понятия и принципы общей теории относительности.

  27. Основные идеи, понятия и принципы квантовой механики.

  28. Мир элементарных частиц. Классификация элементарных частиц.

  29. Фундаментальные физические взаимодействия.

  30. Теория физического вакуума.

  31. Проблема единства физики. На пути к Великому объединению.

  32. Строение атомов и молекул. Понятие химической связи и ее типы.

  33. Эволюция представлений об устройстве Вселенной. Классификация объектов во Вселенной.

  34. Теория «Большого взрыва». Этапы космической эволюции.

  35. Основные проблемы современной космологии. Альтернативы теории «Большого взрыва».

  36. Звезды, их строение, эволюция, источники энергии звезд.

  37. Солнечная система и ее происхождение.

  38. Земля как космическое тело. Строение и эволюция Земли.

  39. Концепции происхождения оболочек Земли.

  40. Теория дрейфа литосферных плит.

  41. Основные концепции происхождения жизни на Земле.

  42. Возникновение жизни на Земле: основные этапы.

  43. Особенности живых систем.

  44. Рождение генетики; ее основные понятия и представления.

  45. Основные идеи, понятия и принципы синтетической теории эволюции.

  46. Микроэволюция и макроэволюция.

  47. Основные уровни организации живого (общая характеристика).

  48. Молекулярно-генетический уровень организации живого.

  49. Человек как многомерный феномен.

  50. Специфически человеческие особенности.

  51. Антропогенез (основные этапы и их характеристика).

  52. Мозг и сознание.

  53. Концептуальные представления о сознании человека и его функциях.

  54. Понятие биосферы. Законы управляющие развитием биосферы.

  55. Концепция ноосферы В. И. Вернадского.

  56. Основные понятия экологии.

  57. Глобальная экология, экология человека, социальная экология.

  58. Экология человека о телесности и здоровье человека.

  59. Сущность современного экологического кризиса.

  60. Принципы и пути разрешения современного экологического кризиса.


































2.5.ЛИТЕРАТУРА

Вся перечисленная основная литература имеется в библиотеке ААЭП

Основная литература.

  1. Анисимов, А. В. Экологический менеджмент: учебник/ А. В. Анисимов; Южный федеральный университет. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 350 с.

  2. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов/ А. А. Горелов. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 382 с.

  3. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А. А. Горелов. - М.: Высшее образование, 2007. - 334 с.

  4. Канке, В.А. Концепции современного естествознания: учебник/ В. А. Канке. - Изд. 2-е, испр.. - М.: Логос, 2006. - 366 с.

  5. Концепции современного естествознания: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юнити, 2007. - 318 с.

  6. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ под общ. ред. С. И. Самыгина. - 8-е изд.. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 414 с.

  7. Концепции современного естествознания: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юнити, 2007. - 320 с.

  8. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ под общ. ред. С. И. Самыгина. - Изд. 10-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 414 с.

  9. Концепция современного естествознания [Электронный ресурс]: интерактивный учебный курс. - Электрон. текстовые дан.. - М.: Равновесие: Мультимедиа технологии и дистанционное обучение, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв.. - (Интерактивные лекции для студентов). - (Мультимедийный курс)

  10. Коробко, В. И. Экологический менеджмент: учебное пособие/ В. И. Коробко. - М.: Юнити, 2010. - 304 с.

  11. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учебник/ В. М. Найдыш. - Изд. 3-е, перераб. и доп.. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2007. - 704 с.

  12. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учебник/ В. М. Найдыш. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2006. - 622 с

  13. О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2005 году: законы и законодательные акты/ Администрация Алтайского края, Департамент по охране окружающей среды. - Барнаул, 2006. - 168 с.

  14. Передельский, Л. В. Экология: учебник/ Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. - М.: Проспект, 2007. - 508 с.

  15. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: учебник/ Г. И. Рузавин. - М.: Юнити, 2007. - 288 с.

  16. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А. П. Садохин. - 2-е изд., испр.. - М.: Омега-Л, 2007. - 240 с.

  17. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания: курс лекций/ А. П. Садохин. - М.: Омега-Л, 2006. - 240 с.

  18. Шилов, И.А. Экология: учебник/ И. А. Шилов. - Изд. 5-е, стереотип.. - М.: Высшая школа, 2006. - 511 с.

  19. http:// www.philosophy.ru

  20. http://www.klassika.ru





















Дополнительная литература:

  1. Акоста В., Кован К., Грем Б. Основы современной физики. – М., 1981.

  2. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986.

  3. Ахиезер А.И., Рекало М.П. Современная физическая картина мира. – М., 1980.

  4. М., 1988.

  5. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. – М., 1988.

  6. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. //Вопросы философии. – 1991. - N 6.

  7. Гайденко П.П. У истоков классической механики. //Вопросы философии. – 1996. - N 5.

  8. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М., 1982.

  9. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 1994.

  10. Девис П. Случайная Вселенная. – М., 1985.

  11. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. - Киев, 1990.

  12. Дубинин Н.П. Очерки о генетике. – М., 1985.

  13. Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биологизм: Общие закономерности. – М., 1996.

  14. Кемпфер Ф. Путь в современную физику. – М., 1992.

  15. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

  16. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. – М., 1990.

  17. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

  18. Николсон И. Тяготение, чёрные дыры и Вселенная. – М., 1983.

  19. Новиков И.Д. Чёрные дыры и Вселенная. – М., 1985.

  20. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1990.

  21. Озима М. Глобальная эволюция Земли. – М., 1990.

  22. Пиблс П. Структура Вселенной в больших масштабах. – М., 1983.

  23. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. – М., 1996.

  24. Силк Дж. Большой Взрыв. – М., 1982.

2.6. Рекомендации

Задания по самостоятельной работе содержатся в разделе 3 .





Протокол согласования программы учебной дисциплины с другими дисциплинами специальности на 200_/_____ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Подпись заведующего кафедрой

1

2

3

4






Программа учебной дисциплины составлена на основании Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности (направлению подготовки)

«Юриспруденция»



Утвержденного Министерством образования Российской федерации


Разработчики Доцент Ушаков П. В., доцент Ю.Ю. Кузьмина


Программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры



Протокол заседания № ______ от «____» _______________ 200__ г.



Заведующий кафедрой _____________________(подпись, Ф.И.О.)


Рекомендовано для утверждения методической комиссией_________

факультета (специальности)


Протокол заседания №________ от «_____» ______________ 200__ г.


Председатель методической комиссии

факультета (специальности) __________________ (подпись, Ф.И.О.)










Дополнения и изменения к программе учебной дисциплины

На 200 __ / ________ учебный год


В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Разработчик _______________________________________________________________



Программа учебной дисциплины пересмотрена и одобрена на заседании кафедры____________________

«________» _____________________200 ___ г.



Заведующий кафедрой _________________________________________





Внесения изменений утверждаю:

Председатель методической комиссии факультета

________________________________________

«_________» ___________________200 __г.


3. Задания для самостоятельной работы студентов


Занятие1.

Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Примерные темы для докладов и рефератов


  1. Концептуально-методологические подходы к проблеме зарождения и развития науки.

  2. Миф, религия, философия, наука (субъект, картина мира, методы).

  3. Феномен паранауки (астрология, хиромантия, биоэнергетика) в культуре.

  4. Гуманитарные и естественные науки: конфликт или диалог?

  5. Субъект и личностный фактор в естественных науках.

  6. Уровни научного познания (предметный, перцептивный, когнитивный, лингвистический).

Занятие 2.


Тема2: История развития естествознания (ретроспективный взгляд).

Примерные темы для докладов и рефератов

  1. Классификация наук Аристотеля.

  2. Влияние христианства на становление университетской культуры в Средние Века.

  3. Роль Г. Галилея в развитии математического естествознания.

  4. Влияние механики на развитие обществознания Нового Времени.

  5. Сравнительный анализ свойств материи в механистической и электромагнитной картинах мира.

  6. А. Эйнштейн и формирование релятивистской физики.

  7. «Странность» квантового мира.


Занятие 3.

Тема 3. Научная методология.

Примерные темы для докладов и рефератов

  1. Особенности естественно-научной и гуманитарной методологий.

  2. Проблема истины в научном познании.

  3. Специфика «закона» в естественных и гуманитарных науках.

  4. Проблема, гипотеза, теория в науке.

  5. Ученый, как субъект, творящий мир законов действительности.

  6. Интуиция в науке.

Занятие 4.

Тема 4. Концептуально-методологические парадигмы в современном естествознании (диалектика, эволюционизм, системный подход, синергетика).

Примерные темы для докладов и рефератов

  1. Научная парадигма и ее уровни.

  2. Диалектический принцип в естественных и гуманитарных науках.

  3. Концептуальные модели системности.

  4. Системен ли мир.

  5. Глобальный эволюционизм.

  6. Новое мировоззрение (синергетический взгляд на природу).

  7. Случайность и необходимость в природе.

Занятие 5.

Тема 5. Концептуальные основания физики. Современная физическая картина мира.

Примерные темы докладов и рефератов

  1. Физическая картина мира как новая онтология.

  2. Формы движения материи.

  3. Пространство и время в механистической картине мира.

  4. Понятие пространственно-временного континуума.

  5. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

  6. Роль общей теории относительности в представлениях о пространстве и времени в современной физике.

  7. «Странный» квантовый мир.

  8. Роль наблюдателя в квантовой механике.

  9. Теория квантового вакуума.

Занятие 6.

Тема 6. Космологические концепции.

Примерные темы для докладов и рефератов

  1. Формы материи во Вселенной.

  2. Концептуальные космологические модели происхождения и развития Вселенной.

  3. «Ячеистая» структура Вселенной.

  4. Классификация звезд.

  5. Удивительные объекты во Вселенной (черные дыры, пульсары, цефеиды).

  6. Астрология или астрономия?