ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2020

Просмотров: 553

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алтайская академия экономики и права



Программа учебной дисциплины



Кафедра Социогуманитарных наук


Индекс и наименование

дисциплины ЕН.Ф.1 Концепции современного естествознания


Статус дисциплины федеральный компонент


Специальности 030501 «Юриспруденция»



Форма обучения очная


Объем дисциплины (количество часов) 100






Программа учебной дисциплины составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на специальность: 030501 «Юриспруденция»










Разработчики: к.ф. н., доцент П.В. Ушаков, к.ф.н., доцент Ю.Ю. Кузьмина







2011



1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Выписка из образовательного стандарта высшего профессионального образования

Обязательный минимум содержания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод: история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; юиоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

1.2. Цели и задачи дисциплины.

Настоящая программа составлена в соответствии с «Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» в государственных образовательных стандартах второго поколения», утвержденными Минобразованием России 21.02.2003. На изучение дисциплины отводится 100 часов.


Концепции современного естествознания (КСЕ) – это обязательная общеобразовательная вузовская дисциплина, которая предназначена для подготовки бакалавров и специалистов по гуманитарным направлениям. Ее основное назначение - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Необходимо дать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания мира.

Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. В настоящее время рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Сегодня возникает тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины. Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины подразумевается как целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте.

Таким образом, курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Методология и теоретическая цель курса состоит в восхождении от общих закономерностей существования природы к человеку как биопсихосоциальному существу, затем – к взаимодействиям биосферы и цивилизации. Практической целью является воспитание у студентов не только естественно-научной культуры мышления, но умного и нравственного отношения к природе, живым существам, что создает общую экологическую культуру, а также умного отношения человека к самому себе, что можно определить как его валеологическую культуру.

Задачи дисциплины:

Понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, природы их отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир.

Понимание задач и возможностей рационального естественнонаучного метода научной и научно-философской методологии.


Изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей естественных наук.

Формирование ясного представления об общих принципах естественно-научного познания. Понимание сущности и основных областей современной научной картины мира (о неорганической, органической природе и о естественных основах человека и общества).

Понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в ее эволюции.

Осознание природы, базовых потребностей и возможностей человека, возможных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.

Формирование представлений о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики в приложении к природе, человеку и обществу. Понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.

1.3. Форма контроля.

Учебным планом в качестве итоговой формы контроля предусмотрен экзамен. Текущей формой контроля является опрос и тестирование на семинарских занятиях.













2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Тематический план дисциплины


темы

Название темы

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа студентов

1.




2.


3.




4.






5.




6.


7.



8.



9.


10.



11.



12.



Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культуры.


История развития естествознания.


Структура и методы научного исследования. Основные критерии научности.


Концептуально-методологические парадигмы в современном естествознании. Диалектика, эволюционизм, системный подход, синергетика.


Концептуальные основания физики. Современная физическая картина мира.


Космологические концепции.


Концепции современной химии и их практическое значение.


Концептуальное содержание наук о Земле.


Основные концепции биологии.


Проблема человека в современном естествознании.


Биосфера, экология, социальная экология.


Глобальные экологические проблемы.


4



10


10




10





10



10


8



8


8


8



8


8

2



4


4




4





4



2


2



4


2


2


2



2

2



2


2




2





2



2


2



2




5



5


5




5





5



5


5



4


4


5





ВСЕГО:

100

34

16

50



2.2. Теоретическая часть.

Тема 1. Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Цели и задачи курса «Концепции современного естествознания». Необходимость изучения курса для студентов гуманитарных специальностей. Знание и познание. Формы познания (обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, философское, научное). Основные аспекты бытия науки. Функции науки в жизни общества. Структура и особенности научного познания.

Предмет естествознания. Уровни и масштабы предметного поля естествознания. Специфика естественных наук, особенности естественнонаучного способа постижения мира. Место естествознания среди других наук – общественных, гуманитарных, технических. Математика и естествознание. Комплексные и междисциплинарные науки. Классификация естественных наук, предметные сферы их исследования. Соотношение понятий «естествознание» и «наука».

Естественно-научная и гуманитарная культуры: особенности, специфика, взаимодействие. Уровни науки (предметный, перцептивный, когнитивный, лингвистический) и их специфика в естествознании и гуманитаристике. Путь к единой культуре.

Литература [4,5,6,7,16,26,]


Тема 2. История развития естествознания.

Основные концепции исторического развития науки: эволюционная, революционная и ситуационная модели. Огюст Конт как основоположник эволюционной модели. Вклад в эволюционную модель Г.Спенсера, Э. Маха, П. Дюгема. Идеи революционного развития науки в работах А. Койре. Концепции научных революций Т. Куна, И. Лакатоса. Понятия «парадигма» и «научно-исследовательская программа». Закономерности осуществления научных революций. Ситуационные исследования в работах Л. Телнера, М. Малкея, Т. Пинча.

Предпосылки развития науки и натурфилософия. Основные натурфилософские программы в греческой философии (ионийская программа; математическая программа пифагорейцев; атомизм Левкиппа и Демокрита; программа Аристотеля). Первый научный метод (дедуктивно-аксиоматический). Аристотелевско-птолемеевская картина мира.

Особенности средневековой культуры. Специфика познавательной ситуации (знание под эгидой веры, символизм). Роль христианства в формировании образовательных учреждений (школы, университеты). Естественнонаучное знание в эпоху Средневековья. Алхимия как феномен средневековой культуры.

Классическое естествознание и его методология.

Этап механистического естествознания (XVIXIX в.). Познание природы в эпоху Возрождения. Мировоззренческая революция Возрождения. Деятельность Н. Коперника (1473 – 1543) и первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира и ее роль в формировании новой картины мира. Вселенная Дж. Бруно (1548-1600).

Вторая глобальная научная революция. И. Кеплер (1571 – 1630): математическая систематизация теории Н. Коперника. От «круга» «к эллипсу» и «три закона Кеплера». Г. Галилей (1564 - 1642) родоначальник экспериментального естествознания. Галилеевский образ науки и научной методологии. Открытия Галилея в области механики. Концептуально-методологические сдвиги в мировоззренческих основаниях науки. Эмпиризм и индуктивизм Ф. Бэкона (1561 – 1626) и рационализм Р. Декарта (1596–1650).


Творчество И. Ньютона (1643 – 1727) и формирование классической механики. Методологические принципы Ньютона. Великий мировой механизм (деистическая парадигма в науке). Теория тяготения. Корпускулярная теория света. Механистическая картина мира и ее особенности (механицизм, дискретность, детерменизм, абсолютизм пространства и времени, редукционизм и т. д.). Влияние механицизма на различные отрасли естественнонаучного знания.

Этап зарождения и формирования эволюционных идей (30-ые года XIX в. – начало XX в.). Исследования в области электрического и магнитного полей (М. Фарадей и Д. Максвелл) и формирование электромагнитной картины мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы (от конфликта к взаимодействию). Волновая теория света. Закон превращения энергии.

Становление и развитие научной химии. Атомно-молекулярное учение.

Фундаментальные открытия в биологии и геологии. Униформизм и актуалистический метод в геологии (Ч. Лайель). Целостная концепция эволюции живой природы Ж. Б. Ламарка (1744 – 1829). Создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном в 1838 – 1839 гг. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее революционное значение для науки.

Неклассическое естествознание и его методология.

Научная революция в физике начала XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики. Фундаментальные противоречия в основаниях классической механики. Создание А. Эйнштейном специальной теории относительности (СТО). Общая теории относительности (ОТО). ОТО и модель Вселенной. Возникновение и развитие квантовой физики. Гипотеза квантов. Теория атома Н. Бора. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и их мировоззренческое значение для науки. Квантовая механика — теоретическая основа современной химии.

Постнеклассическое естествознание и его методология (вторая половина XX в.).

Панорама развития современного естествознания. Развитие идей и методов синергетики. Развитие кибернетики и теории искусственного интеллекта. Новая модель Вселенной. Наука как производительная сила. Тенденции развития естествознания на современном этапе развития.


Литература [4,5,6,7,8,9,16,26]


Тема 3. Научная методология.

Структура научного познания (субъект, предмет, метод, язык). Специфика научного знания (эссенциализм, объективизм, системность, обоснованность). Понятие метода и методологии. Уровни естественно-научного познания (эмпирический и теоретический). Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение). Теоретические методы исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный). Общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, статистические методы). Формы организации научного знания (научная проблема, научная идея, гипотеза, теория, концепция, картина мира). Основные критерии оценки научного знания.